Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.
Duran Duran "Danse Macabre"
Ровно год назад, 31 октября 2022 года, Duran Duran отыграли шоу в Лас-Вегасе и настолько вошли во вкус, что решили записать целый концептуальный альбом - саундтрек к воображаемой хеллоуиновской вечеринке. По словам ветеранов нью-вейва, так резво они не работали со времен записи их дебютной пластинки 42-летней давности, и это слышно: три совсем новые песни звучат свежо, а ремейки чужой классики (от "Paint It Black" The Rolling Stones до "Bury a Friend" Билли Айлиш) - живо и непредсказуемо (пусть и с переменным успехом). Хуже всего вышла записанная с участницей Måneskin кавер-версия "Psycho Killer" Talking Heads, лучше всего - авторемейки (например, вздумавшая процитировать The Smashing Pumpkins "Night Boat" с того самого дебютного альбома) и титульный трек. Но главное - у стриминговых плейлистов типа "Halloween Party", где всегда находится место "Ghost Town" The Specials - песне, не имеющей к Хеллоуину ровным счетом никакого отношения, - теперь есть альбомная альтернатива… где без "Ghost Town", конечно же, снова не обошлось.
Sampha "Lahai"
С таким голосом, как у Самфы, можно было бы без особых проблем делать карьеру короля неосоула - его список контактов (от Кендрика до Дрейка) не даст соврать. Но вместо того, чтобы ходить на "Грэмми", лондонский продюсер пошел по пути наибольшего сопротивления - записав еще более изощренную и интроспективную пластинку, чем его награжденный Mercury Prize дебютный LP шестилетней давности. Если меланхоличное настроение "Process" было продиктовано горечью потерь, то "Lahai" вдохновлен радостями отцовства, но творческий метод Самфы это не изменило: его красивый гибрид альтернативного R&B и камерной электроники эмоционален и рассудочен примерно в равной степени. Ничто на "Lahai" не забирается на высоту его лид-сингла "Spirit 2.0", но и ниже завидного уровня, к которому Самфа нас приучил, пластинка не опускается ни на мгновение.
Black Pumas "Chronicles of a Diamond"
В отличие от увлекательных приключений Самфы, музыка Black Pumas производит впечатление сошедшей с конвейера - до того безупречны ее заточенные под вечеринку для взрослых (ну и да, "Грэмми") студийные настройки. От их распиаренного дебюта новый альбом отличается перераспределением ролей внутри дуэта: если раньше за сочинение песен отвечал многоопытный Адриан Кесада (Adrian Quesada), то на "Chronicles of a Diamond" основным сонграйтером стал его более молодой коллега, начинавший как уличный музыкант Эрик Бертон (Eric Burton). Его вызывающий дух Кертиса Мейфилда (Curtis Mayfield) фальцет и лощеный продакшн Кесады - все еще выигрышная комбинация и еще одно свидетельство того, что психоделический соул переживает вторую молодость.
Goat "Medicine"
Погрозив поклонникам пальчиком (в смысле, распадом), шведские psych-сказочники вернулись из творческого отпуска отдохнувшими и посвежевшими: "Medicine" - их вторая пластинка за 12 месяцев и лучшая со времен хрестоматийной "Commune". Не снимая маски, но перестав злоупотреблять мифологией, Goat записали емкий и доходчивый альбом с выпендрежными песенными заголовками ("Impermanence and Death", "I Became the Unemployment Office") и типичным для группы набором влияний (скандинавский фолк, азиатская психоделика, группа Black Sabbath), где чаще обычного солирует флейта. Особенно, как это свойственно записям Goat, удалась альбомная концовка: "Join the Resistance" и "Tripping in the Graveyard" бодрят результативнее любого снадобья.
Metric "Formentera II"
Второй альбом за два года вышел и у хорошей канадской группы, чья солистка Эмили Хейнс (Emily Haines) объяснила недавно в интервью Stereogum, что c Нью-Йорком начала нулевых и поколением "Meet Me in the Bathroom" Metric себя отождествляют не меньше - если не больше, - чем с семьей Broken Social Scene, выходцами из которой их принято считать. Название девятого LP Metric заставляет предположить, что это прямой сиквел, а то и сборник ауттейков прошлогодней пластинки "Formentera", но не исключено, что канадцам элементарно в лом придумывать заголовки: если почти вся энергия предыдущего альбома ушла на злободневный эпос "Doomscroller", то тут она расходуется куда более равномерно и продуктивно: в плейлист апокалиптической дискотеки просится каждая вторая песня.
Mary Lattimore "Goodbye, Hotel Arkada"
Продолжают расти в цене акции американской арфистки Мэри Латтимор, чья предыдущая пластинка "Silver Ladders" самую малость не дотянула до топ-10 "Прослушки" по итогам 2020 года. Тогда Мэри ассистировал гитарист и продюсер Нил Халстед (Neil Halstead), теперь его коллега по Slowdive Рейчел Госуэлл (Rachel Goswell) возглавляет целый отряд именитых гостей, включающий музыкантов Espers и The Cure, но внимание в обоих случаях приковано к хозяйке - сочиняющей безмятежный, уютный эмбиент со специфической предысторией: это реквием по окруженному средневековыми стенами отелю в Хорватии, который еще недавно дышал вечностью, но с тех пор превратился во что-то из сериала "Белый лотос". Безоговорочно лучшая композиция - 9-минутная "Yesterday's Parties", где голос Госуэлл уплывает в регистр Элизабет Фрейзер (Elizabeth Fraser).
Emma Anderson "Pearlies"
Много что хорошее - от Beach House и тех же Cocteau Twins до Dubstar и чуть ли не Goldfrapp - слышится и на дебютной пластинке гитаристки и певицы из группы Lush. Пережив два внезапных распада (в 1996 году - из-за суицида барабанщика, в 2016-м - из-за ухода басиста), Lush остались в истории как одна из лучших групп шугейза - во многом благодаря Андерсон, всегда делившей обязанности сонграйтера с Мики Береньи (Miki Berenyi), но остававшейся в ее тени. "Pearlies" должен исправить положение: сочинив десять песен, многие из которых украсили бы почивший в зародыше пятый альбом Lush, и дебютировав в амплуа лид-вокалистки (по настоянию работавшего с ней Робина Гатри из опять-таки Cocteau Twins), Эмма записала один из самых неотразимых и цельных альбомов года.
Daniel Villarreal "Lados B"
Сольный дебют рожденного в Панаме барабанщика, диджея, а с некоторых пор еще и бэндлидера - короче, Куэстлава от чикагского джаза - стал одним из самых приятных открытий прошлого года. "Lados B" - скоропалительный сиквел "Panamá 77", но если год назад Вильярреал блистал музыкальной эрудицией, то тут щеголяет импровизационными способностями - благо подыгрывают ему понимающие друг друга с полуслова басистка Анна Баттерс (Anna Butterss) и заведующий всем связанным с лейблом International Anthem гитарист Джефф Паркер (Jeff Parker). Эти 43 минуты - выдержки из двухдневной сессии, три года назад ставшей для всех троих возвращением в студию после локдауна, и их совместная эйфория считывается, несмотря на непредсказуемый характер происходившего и чиллаут-настроение пластинки.
Get the Blessing "Pallett"
Первая за пять лет пластинка Get the Blessing появилась по итогам нескольких локдаун-сессий, когда три участника бристольского квартета вдоволь поимпровизировали в студии, отправив результаты в Оксфордшир, барабанщику Клайву Димеру (Clive Deamer), успевшему поиграть в Portishead и Radiohead. Из Portishead тут целая ритм-секция, и иногда она дает такого жару, что вспоминается записанная при ее участии грандиозная песня "Threads" (для пущей красоты гостит на "Pallett" и один из основателей великого трип-хоп-трио Эдриан Атли), но вторую половину группы составляют саксофонист и трубач, а ее основная специализация - юркий джаз-рок, который клонит то в построк, то в эмбиент.
Альбом месяца
Sufjan Stevens "Javelin"
Десятая пластинка Суфьяна Стивенса рекламировалась как возвращение к корням, и это отчасти правда: почти все песни начинаются с перебора струн акустической гитары или пары тихих нот на пианино. Но фокус альбома в том, что на одном месте он не задерживается ни на песню, ни на полпесни, давая слово то синтезаторам и хору, то духовым и струнным. Колоссальный стилистический диапазон, освоенный Суфьяном после выхода "Carrie & Lowell", дает о себе знать - как и экспансивные эксперименты "Illinois" или "The Age of Adz", как и, если уж на то пошло, незамутненный энтузиазм его рождественских записей. Это калейдоскопические песни о любви и утрате, которые не стесняются быть уязвимыми, вторичными или избыточными: вынимающая душу 8-минутная "Shit Talk" - возможно, лучшая песня Стивенса. "Javelin" вроде бы не кажется его magnum opus, но подводит промежуточные итоги его карьеры с грацией "A Moon Shaped Pool" Radiohead, причем и здесь не обошлось без тени Нила Янга (Neil Young): звучащая как винтажный Суфьян финальная "There's a World" - это кавер песни с "Harvest".
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)