ПЯТНИЦА
Четвертый день фестиваля – это уже серьезно. Многие большие фестивали, включая Sonar и Flow, укладывает все события в три дня, а Mutek к пятнице только набирает обороты. Второй день подряд программу открывает "эмбиент в обед", и первым на сцену Les 7 doigts de la main выходит квебекский музыкант Ura (Юра?), чьи пластинки в изобилии предлагают местные рекорд-шопы. Ura исполняет этакий "дизайнерский" эмбиент, в котором трудно проследить какую-то мелодическую или гармоническую линию – паттерны, музыкальные фразы и отдельные звуки сменяют друг друга почти хаотично как в марковской цепи. Поначалу в этом потоке совсем теряешься, но поскольку набор ходов ограничен, и на каждом следующем круге тебе то и дело встречаются знакомые элементы, текстура постепенно начинает обретать смысл. Вспоминаются то авангардные Autechre минус ритмические конструкции, то экспериментальный Vlavislav Delay, но в записи музыка Юры всё равно звучит интереснее.
Второй в блоке дневных концертов играет Надя Стравих (Nadia Struiwigh), у которой на этот слот заявлен "эмбиент-перформанс". Вчера она уже успела выдать здесь одно из лучших выступлений фестиваля, и сегодня только укрепляется в статусе новой электронной суперзвезды. Надя начинает с секвенсорной спейс-электроники в духе Сьюзен Чани (Suzanne Ciani) и Катерины Барбьери (Caterina Barbieri), а после сорокаминутного нон-стопа играет еще несколько "одиночных" треков, постепенно нагоняя мощи и масштаба, и заканчивает уже чем-то в духе M83.
Зайдя на кофе с бутербродом в близлежащее кафе (заботливо рекомендованное посетителям фестиваля в официальном гиде от организаторов), обнаруживаю там не только отличный кофе, но и диджеев, играющих старый породистый фанк, а также небольшой рекорд-шоп, в ассортименте которого обнаруживаются Джеймс Бернард (James Bernard) и DMX Krew.
Следующая остановка – Esplanade Tranquille, где проходит бесплатная часть фестиваля. Сегодня эту сцену открывает франко-квебекский музыкант Anatohl, играющий милейший дип-тек хаус по заветам Circulation начала нулевых. Одна из вещей, которые очаровывают меня на Мутеке – полный отрыв от текущих трендов. Нет, это вовсе не ретро-фестиваль – здесь нет ветеранистых персонажей с classics-сетами, да и гиперсовременной музыки в лайнапе хватает. Но и стремления быть нарочито современными ни музыканты, ни зрители не проявляют – каждый играет то, что привык играть. Музыкальное diversity – это вещь не менее (а, наверное, даже более) важная, чем расовое и гендерное, о чем организаторы больших фестивалей часто забывают.
Похожее пренебрежение к "цайтгайсту" касается и технологии самих лайвов (а главная, наверное, особенность Мутека в том, что 95% выступлений в его программе – это именно лайв-шоу, диджеям чаще всего отдан один, закрывающий слот на дневной площадке). Практически все играют интересно и разнообразно, обложившись клавишами, контроллерами и тому подобной электронной утварью, но при этом никто не стесняется лаптопов и не ставит себе целью превратить концерт в DAWless джем или запихнуть весь "минус" из компьютера в какую-нибудь standalone-железку.
Седовласый канадец St. Michel продолжает танцевальную тематику и начинает с довольно задорного хауса, но примерно к середине сета съезжает в несколько утомительный минимализм. Часок отдохнув от музыки (плюс неплотной программы в том, что если артист вдруг "не заходит", можно просто погулять по приятному центру Монреаля без риска всё пропустить), возвращаюсь на выступление мексиканца aaaa (приз зрительских симпатий за самое негуглабельное название проекта) – тут уже звучит модная (и вместе с тем ретроградская) музыка во всей красе. Габо Барранко (Gabo Barranco) играет неотранс – начинает с эйфорических аккордов и постепенно добавляет бита. Площадка, где обычно свободно, набивается на его сете почти полностью.
Габо хорош, но играет аж полтора часа, поэтому в середине его сета можно отлучиться на короткий аудиовизуальный перформанс Алессандро Кортини (Alessandro Cortini) и художника Марко Сисери (Marco Ciceri). Под мрачный и абстрактный видеоряд Кортини накручивает фирменного модульного минимализма с дисторшеном. Начав с одной висячей ноты и постепенно добавляя в текстуру звука, к концу Кортини уже льёт на зрителей поток плотного и при этом гармоничного эмбиента в духе Fennesz. Огромный сидячий зал Theatre Maisonneuve при этом заполнен практически до отказа – интересно, чего в этом больше, любви к музыке Кортини (всё же итальянец – персонаж достаточно известный, даже в Nine Inch Nails успел поиграть) или интереса к визуальной составляющей. На открытой сцене тем временем близок к кульминации сет aaaa – мексиканец взвинтил темп до 150 ударов в минуту и в сгустившихся сумерках устраивает настоящий рейв.
Ночная программа предлагает непростой выбор между бельгийским дуэтом SKY H1 & Mika Oki, одним из открытий прошлогоднего Dekmantel, и нидерландско-перуанской коллаборацией Upsammy и Джонатана Кастро (Jonathan Castro). Решаю начать со вторых и когда надоест, перебежать в площадку MTellus, однако так и остаюсь до конца. Upsammy верна себе и дает максимально запутанных IDM-пролиритмов – вспоминаются то Autechre времен "LP5", то нервически-скоростные треки Solar X, но по большому счету музыка дуэта выходит самобытной – и звуковая палитра необычная, и увлечение африканскими и азиатскими ритмическими рисунками тут в тему.
В MTellus, нарядном многоярусном клубе-театре в духе лондонского Koko, грохочет Vril. Немецкий музыкант Улли Хамман (Ulli Hammann) – звезда техно сцены 2010-х, любимец Bolier Room и Resident Advisor, звучащий при этом интеллигентно и небанально. Техно-ритмы он то и дело разбавляет ломаным электро (сразу вспоминаются сеты диджея Компаса конца 1990-х), а к ритму добавляет весомую дозу музыкальности – аккордов, мелодий и прочей красоты. Местами прямо Orbital, блеск. Перфонманс канадки E-Sagilla, играющей агрессивное фрагментарно-деконструированное техно с резким цифровым звуком, уже не добавляет приятных впечатлений, так что пора идти спать.
СУББОТА
Дневной блок стартует концертом Майкла Гэри Дина (Michael Gary Dean) (электроника) и Фредди Спира (Freddy Speer) (контрабас), и это наконец-то modern classical. Учитывая традиции того же лейбла Constellation, я ждал здесь куда больше подобной музыки, но видимо она концентрируется вокруг других, более "живых" фестивалей. Дин и Спир похожи не то на Макса Рихтера (Max Richter), не то на Йохана Йоханссона (Johann Johannson) – спокойные, чинные и иногда печальные. То, что нужно. Впрочем, сменившая канадцев перуанско-немецкая дама, выступающая под псевдонимом Ale Hop, немедленно меняет знак на противоположный – из странного набора железок она извлекает рев, скрежет, вой, грохот и прочий harsh noise, а время от времени начинает биться в конвульсиях и исступленно трястись, добавляя к и без того жуткой музыке какого-то инфернального бади-перформанса. Вопреки просьбе не ходить по залу во время концерта, публика активно тянется к выходу. Действо для этой тихой и комфортной площадки и впрямь необычное. "Не шумите во время выступления", говорили они. "It's a quiet listening experience", говорили они.
На Esplanade Tranquille первой выступает итальянка Сара Бертс (Sarah Berts), играющая на "Букле" – тёплый аналоговый минимализм, медитативно журчащие и пульсирующие секвенции, делю Сюзан Чани (Suzanne Ciani) живет и побеждает. Сара бы куда лучше смотрелась в сидячем зале Les 7 doigts de la main, чем в пять часов дня среди несколько праздной публики, но и так всё равно очень круто.
Тему канадского электропопа продолжает Sheena Ko, девушка ирландско-китайских корней, управляющаяся на сцене в одиночку с пятью (!) синтезаторами и микрофоном. И если Dawn To Dawn втроем терялись на большой сцене, то Шина Ко в формате "one woman show" умудряется идеально и разнообразно играть, и петь почти как Кейт Буш, и держать зал – через пару песен к сцене подтягивается даже та часть публики, что праздно прогуливалась сзади между баром и шезлонгами.
Чего еще не было на главной площадке Мутека, так это хип-хопа. Этот недостаток компенсирует выступление OBUXUM. Девушка с сомалийскими корнями, судя по всему, очень любит J Dilla – её музыка хромает, спотыкается и пестрит экзотическими сэмплами. Звучит всё это довольно затейливо, но есть одна проблема – играет она не полноценные треки, а фрагменты секунд по 20-30, меняя их без какого бы от ни было намека на сведение или целостность сета. Возможно, музыкой Диллы она увлеклась уже тогда, когда его издатели выгребали из закромов последние обрывки. Минут через двадцать от этого начинает рябить в глазах, хотя дальше канадка в той же фрагментарной манере переходит на диско и рейв, что картину несколько оживляет.
Посмотрев пару песен проекта Rosina (скорее дрэг-шоу, нежели музыкальной группы), отправляемся подкрепиться перед ночной частью, благо сегодня в клубной программе прямо-таки киллер комбо. В 11 вечера в SAT на сцену выходит местный даб-корифей Deadbeat. За 25-летнюю карьеру он успел записать два десятка альбомов, выпустить пластинки на таких разных лейблах ~scape, Wagon Repair и Constellation и посотрудничать с Monolake, Полом Сен-Хилэром (Paul St. Hilaire) и Om Unit. Здесь он представляет новый проект Ark Welders Guild, дуэт с итальянской певицей Летицией Трусси (Letizia Trussi). Летиция поёт печальным голосом, чем-то похожим на Мартину Топли-Бёрд (Martina Topley-Bird), а Скотт раскачивает зал тяжелыми дабовыми ритмами. Похоже не то на Massive Attack, не то на King Midas Sound – мир определенно нуждается в большем количестве такой музыки, даешь уже наконец трип-хоп ренессанс!
В полночь на сцену MTellus выходят еще одни мои герои – Aux88, пионеры детройтского электро, которых я до сих пор ни разу не видел живьем. И хотя в группе уже нет одного из основателей проекта Кита Такера (Keith Tucker), оставшиеся два участника и так справляются неплохо. Шоу Aux88 – это tour de force олдскульного электро. Ломаный бит, вокодеры и тревожные синтезаторные соло, которые конечно же играются живьем. Музыканты в образе ретрофутуристических робо-людей много общаются с публикой и непрерывно поют хвалу городу Детройту – получается немного "памятник самим себе", но вполне обаятельный. В конце концов, этим сейчас грешат многие техно-пионеры. Первая часть концерта состоит в основном из современных треков, вторая – сплошные старые бэнгеры. Привет Kraftwerk, Egyption Lover и Cybotron.
Aux88 немного накладываются по времени на выступление u-Ziq в SAT, и я поначалу планирую сбежать с них на лайв Майка Парадинаса (Mile Paradinas), но в итоге остаюсь до самого конца. U-Ziq хоть и находится в лучшей в жизни форме, но всё же его я видел не далее как три недели назад. Тем не менее, сет Майка здесь звучит еще лучше чем на Dekmantel – джангл-веселуха по мотивам последнего альбома лучше раскрывается на большом звуке, к тому же тут можно встать в первый ряд и наконец нормально разглядеть видео от ID:Mora. Мора демонстрирует удивительный пример единства визуального ряда и музыки – его видео такое же веселое, динамичное и стёбно-абсурдное, как и музыка Майка. Зал беснуется в экстазе, а я при этом даже успеваю познакомиться с таким же тру-фаном. "Я слушаю его музыку с 1994-го!", кричит он мне. "О, круто! А я с 1996-го, но зато я у него в Москве на разогреве выступал!". И снова u-Ziq выдает сет на десять из десяти - чёрт, как же приятно, что человек, во многом благодаря которому я на всю жизнь влюбился в IDM, на тридцатом году карьеры всё так же хорош.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Воскресная программа уже чуть более разреженная – нет дневного эмбиента, нет вечеринки в MTellus, нет аудиовизуальных шоу в театре, но есть довольно плотная ночная программа на двух сценах SAT и обязательная дневная часть. Дежурно придя туда к началу, вижу у сцены все ту же компанию меломанов, что и в предыдущие пять дней. За неделю они стали мне уже почти родными. Хочется снова употребить штамп "первыми на сцену выходят…", но нет – экспериментальное трио Randy's Calling не выходит на сцену, а раскладывает свой сетап прямо на асфальте среди зрителей. Все трое располагаются внутри круговой конструкции диаметром метра в два, состоящей целиком из одинаковых девайсов, излучающих шум. 5 дней поразвлекав посетителей "открытой части" веселой и энергичной музыкой, организаторы под конец решили показать всем кузькину мать.
Проект Atamone в составе электроники (чувак настукивает хромые биты живьем на пэд-контроллере) и бас-гитары в записи напоминал лаунж, но живьем неожиданно оказался куда интереснее – это скорее инструментальный хип-хоп и даунтемпо по заветам Kruder & Dorfmester и ранних пластинок с Ninja Tune с большим уважением к музыке из шпионских фильмов середины прошлого века. Очень достойно!
На Dekmantel каждый второй музыкант играл брейкбит, но до Канады эта мода пока не пришла, так что за всю культуру ломаных ритмов отдуваться в одиночестве приходится музыканту S.Choini. Он играет отменный мелодичный прогрессив-брейкс с приветами ранним пластинкам группы Hybrid, иногда балансируя на грани кислотного электро – кажется так далеко в брейкбит-ренессансе не зашли даже голландцы. Заступивший следом Emissive продолжает примерно с того же места, начав с приятного ломаного эйсида, но минут через двадцать всё же скатывается в довольно однообразную прямую бочку. Тут можно сходить в бар (еще один плюс независимого фестиваля – в меню вовсе не глобалистический "Хайнекен", а местный крафт) и пора менять дислокацию.
Сегодня наконец снова работает сферическая площадка Satosphere с видеохудожниками, но музыка в ней звучит чуть более мягкая и абстрактная, да и народу поменьше, что на выходе дает идеальную чиллаут-вечеринку. Начинают её кореянки Salamamda, которых я успел немного зацепить на том же Dekmantel и впечатлиться настолько, чтобы на этот раз смотреть их выступление уже полностью. Две девушки мощным "железячным" лайвом играют музыку, в которой слышно много корней, и все они хорошие – затейливый пост-нью-эйдж Кэйтлин Аурелии Смит (Kaitlyn Aurelia Smith), ранний Warp в духе RAC, Phoenecia или Plaid, а также чиллаутная музыка девяностых типа Spacetime Continuum. Единственное, что несколько портит впечатление – вокал через автотюн, но песни начинаются буквально в последние 10 минут.
Кореянок сменяет дуэт Page Vide, состоящей из арфистки (не стесняющейся расширенных техник и игры смычком, а порой и двумя сразу) и электронщика. Канадцы ходят где-то между хмурым эмбиентом и рассыпающимся на составляющие абстрактным хип-хопом. Эмоционально такое, пожалуй, не трогает, но звучит интересно. Ну а за ними на сцену выходит японка Sapphire Slows, тоже уже неплохо известная в Европе – она успела и на Сонаре поиграть, и в Москву на Red Bull Festival заехать, сыграв там джем с Марией Теряевой. Здесь она тоже развивает модулярно-импровизационную тему – начинает довольно авангардно, но постепенно её музыка обретает стройность и ритм, и в результате Sapphire Slows уходит в сырую, нерафинированную и как бы "очень аналоговую" космо-электронику, к которой под конец даже добавляется неторопливый бит.
Пора наконец спуститься вниз, где двухчасовой лайв начал чикагский мастер лоу-фая Hieroglyphic Being (что интересно, американских музыкантов здесь, несмотря на географическую близость, куда меньше, чем гостей из Европы). Джамал Мосс (Jamal R. Moss) играет рыхлую и энергичную музыку в стиле начала девяностых – эйсид-хаус, техно, а местами и почти транс. Публике нравится, хотя большая часть зрителей всё же тусуется на втором этаже под куполом. Однако с технической точки зрения лайв у Джамала совсем скучный – это даже и не лайв, а диджей-сет на CD-вертушках из своих треков. Понятно, почему ему не сложно играть так долго.
Последняя остановка всего фестиваля – лайв еще одного канадского проекта Priori, чью пластинку "Your Own Power" 2021 года я буквально заслушал до дыр. Фрэнсис Летрей (Francis Latreille) играет на железках техно – сначала быстрое, но мягкое и с эмбиент-подложками, затем – энергичное и эйсидное, где-то между Hardfloor и Plastikman. Обычно такая музыка звучит агрессивно, но на этой площадке очень четкий и в общем негромкий звук, что вместе с видео дает этой музыке какое-то совершенно новое изменение.
Ну вот и всё. На часах три ночи, а завтра меня ждет трансатлантический рейс обратно в Европу. Впечатления самые лучшие – Mutek это электронный фестиваль для нёрдов, каким и он должен быть – не слишком "перенаселенный", с приятной и не слишком угорающей (а скорее слушающей) публикой, с долгой и разнообразной программой, небанальным выбором артистов и огромным количеством местных музыкантов, которых кроме как в родной Канаде и посмотреть негде.
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)