Это мой 16-й фестиваль Osheaga из 16 возможных, и что бы с ним ни происходило на протяжении последних 17 лет, я всякий раз утешал себя тем, что этот праздник жизни - для всех, без оглядки на возраст, социальный статус и музыкальные предпочтения. Очередная "Ошихага" эту мою уверенность пошатнула - впервые, но не окончательно: прославленная фестивальная эклектичность под угрозой, но пока как-то держится, а случившиеся на Osheaga логистические изменения не к лучшему, но кому сейчас легко?
Если совсем вкратце, на чересчур потакающий подростковым вкусам лайнап Osheaga 2023 стали жаловаться даже миллениалы - и это еще до того, как все побывали на обновленной фестивальной территории, где стало меньше деревьев и пространства, но больше VIP-зон и лишних препятствий. Впрочем, и городские власти, вставляющие все новые палки в фестивальные колеса, можно понять: принято считать, что из зеленой зоны островного парка имени Жана Драпо "Ошихагу" выгнали, потому что в прошлом году парк чересчур загадили.
Так или иначе, 16-я Ошихага вышла вполне триумфальной: два дня из трех впервые за несколько лет нарвались на солдауты, итоговая посещаемость составила рекордные 155 тысяч зрителей, а субботний визит мэра Монреаля Валери Плант позволил фестивальному боссу Нику Фаркасу заявить, что он "на 100 процентов уверен" в будущем Osheaga по прежнему адресу. "После 16 лет поразительно видеть, что наш бренд становится моложе, - сказал он же в интервью Montreal Gazette. - В этом году ощутима энергия, которую я не чувствовал давно".
Основную долю ответственности за все это - солдауты, рекордные цифры, молодежную энергию - разделили заявленные задолго до остального лайнапа хедлайнеры: орденоносная поп-звезда Билли Айлиш (Billie Eilish), награжденный Пулитцером рэпер Кендрик Ламар (Kendrick Lamar) и - в меньшей степени - австралийские электронщики Rüfüs Du Sol. Впервые в истории фестиваля во главе его лайнапа не было ни одной рок-группы или хоть каких-нибудь людей с гитарами, но после того, как год назад последней рок-н-ролльной надеждой "Ошихаги" оказались впоследствии оскандалившиеся Arcade Fire, это вряд ли кого-то удивило.
Преизрядно потратившись на хедлайнеров, на так называемом undercard организаторы в этом году, кажется, сэкономили: в перечеркнутом пандемией лайнапе трехлетней давности там были Vampire Weekend, Kraftwerk и Bon Iver, в этом году первые строчки афиш украшали артисты вроде Rezz, Central Cee и Аи Накамуры (Aya Nakamura). Последняя при этом была чуть ли не главной приманкой пятничного расписания, но в последний момент отменила свой сет из-за болезни, добавив дров в уже и так разгоревшийся в местах типа Reddit огонь.
Моя главная адресная претензия к лайпапу Osheaga 2023 - это, пожалуй, отсутствие в нем трио boygenius, чья самая узнаваемая участница Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers) тоже должна была выступить на фестивале трехлетней давности и кажется одной из немногих икон инди 2020-х, кому на Ошихаге были бы рады и стар (например, я) и млад (пришедшие на Билли зумеры). В отсутствие Фиби традиционный для фестиваля ранний слот "девушка с гитарой" заняла Soccer Mommy, на фоне живописного задника сообщавшая о разрешении главной пятничной интриги: прольется ли на фестиваль дождь.
Дождь не пролился, солнце слепило так, как полагается любым первых часам всякой уважающей себя "Ошихаги", а София Эллисон (Sophia Ellison) так и не обзавелась мало-мальской stage presence, но продолжает писать и петь хорошие песни - как свои (со всех трех альбомов), так и чужие: кульминацией ее сета стала кавер-версия "Soak Up the Sun" Шерил Кроу (Sheryl Crow). Спасателями рока поочередно попробовали поработать Wallows (группа, ведомая актером Диланом Миннеттом из сериала "13 причин почему") и Two Feet (артист, игравший агрессивный, но нудный электророк), но и тех и других в два счета убрали L’Impératrice - нарядно одетые и звучавшие французские электронщики, для полного счастья задорно семплировавшие Daft Punk.
Очень хороша, хоть и не очень довольна пассивностью аудитории была звезда четвертого "Джона Уика" Рина Саваяма (Rina Sawayama), менявшая сценические наряды в подобающем - голливудском - темпе и плясавшая в составе артистичного танцевального трио, пока на соседней сцене вел оживленную беседу с собственными танцорами Уэйн Койн (Wayne Coyne) из The Flaming Lips. Сет последних, как и ожидалось, стал одним из хайлайтов уик-энда: дюжину лет назад The Flaming Lips закрывали Osheaga, сыграв целиком свою каноническую пластинку "The Soft Bulletin", а теперь пошли на понижение, дождавшись 20-летия "Yoshimi Battles the Pink Robots".
Мне всегда казалось, что "Yoshimi…" лучше "The Soft Bulletin" и приблизительно всех альбомов в жанре жизнеутверждающей неопсиходелии, и очередная "Ошихага" в этом убедила раз и навсегда: никакие надувные роботы, радуги и мячики (и даже седой Койн, из традиционного пластикового пузыря влезший в костюм Чудо-женщины) не могут отвлечь от качества этих 11 песен, среди которых великая "Do You Realize??" - лишь верхушка айсберга. "Fuck Yeah Osheaga", - попрощалась группа с фестивалем еще одной надувной игрушкой. Для этого фестиваля эта группа из какой-то прошлой жизни, но в конкретном случае ее любимый тост был к месту.
Монреальская суперзвезда Шарлотт Карден (Charlotte Cardin), в последний момент заменившая на Osheaga больную Накамуру, подала очередную заявку на то, чтобы через пару лет стать фестивальным хедлайнером. Два года назад она уже возглавляла лайнап ковидного мини-феста Osheaga Get Together, а этим летом непринужденно чередовала старые ("Dirty Dirty", "Meaningless") и будущие (ее новый альбом вышел на днях) хиты, как минимум не уступив пятничным хедлайнерам Rüfüs Du Sol.
"Своим любимым местом для выступлений в мире" назвали Монреаль австралийцы, вспоминавшие, как семь лет назад они, отыграв на Osheaga собственный сет, слушали закрывавших фестиваль Radiohead и "ни за что бы не подумали", что несколько лет спустя эта честь выпадет на их долю. Не могу сказать о выступлении Rüfüs Du Sol ничего плохого (разве что пресный вокал немного раздражал), но игравшие незадолго до этого на третьей сцене Bicep мне понравились больше, а в какой-то момент сета RDS я заскучал настолько, что пошел на другой конец острова слушать рэпера Joey Bada$$, который как раз советовал детям "не бросать школу и не употреблять наркотики… если это не грибы или LSD".
Другой конец острова, где в пятницу можно было принимать грязевые ванны (прошедший накануне дождь превратил подступы к третьей и четвертой сценам в болото), к субботе немного подсох и по идее должен был стать оазисом для тех, кого пугало происходящее на главных сценах. Суббота была днем Билли Айлиш, и ее поклонницы начали занимать места поближе к кумиру с момента, когда "Ошихага" открыла двери, - не придавая особого значения тому, что хедлайнерскому сету предшествовали девять других.
Попав в давку во время выступления Lil Yachty (оно разочаровало: песням со своего отличного - психоделического и вроде бы идеально подходившего для фестивального антуража - нового альбома рэпер предпочел старые хиты), я сразу решил, что мне у главных сцен сегодня делать нечего, но ради The National сделал исключение. И лучше бы я его не делал: ветераны Osheaga пали жертвами расписания и были хоть сколько-нибудь интересны только отдельным энтузиастам в океане тех, кто пришел на Билли и разогревавшего ее кузена Кендрика Baby Keem.
Мэтт Бернингер (Matt Berninger) делал все, что мог, вплоть до традиционного выхода в толпу во время последней песни, но The National слегка промахнулись с сетлистом (чьих хайлайтов - "Conversation 16", "Fake Empire", "Mr. November" - пришлось ждать немного слишком долго) и были не на своем месте: аудитория во время их сета либо озадаченно молчала, либо громко разговаривала - и поди разберись, какая из этих реакций более суровый приговор.
Постольку мою любимую Tree Stage в этом году ликвидировали в рамках компромисса с городом, я весь вечер вяло пытался найти что-то интересное на третьей и четвертой сценах, но сосланные туда рокеры вроде Peach Pit (пестрый видеоряд, соло из "Hotel California") или PUP (слэм, грязь, нашествие насекомых) не впечатляли, поэтому все дороги вели назад, к главной сцене и триумфальному - а какому же еще? - хедлайнерскому сету Билли Айлиш.
Билли пела более-менее нон-стоп (в итоге найдя время на 25 песен), плакала на песне из "Барби" и выжимала слезы поклонниц во время традиционного акустического блока под аккомпанемент брата Финнеаса (Finneas), потешно закашлялась на "when the party’s over" и вытащила на сцену рэпера Armani White для дуэта "BILLIE EILISH.", громко кричала и высоко прыгала - в общем, отработала на славу. Но, если честно, суббота напоминала не полноценный фестивальный день, а ее сольное шоу, которое предваряла серия отвлекающих - необязательных - маневров.
Что ж, фестивальные боги, спасибо вам за воскресенье. Со второй попытки доехавшая до "Ошихаги" beabadoobee с ходу задала правильный тон, сменив несколько гитар и воссоздав дух 1990-х (даже моя 15-летняя дочь, решившая составить мне компанию именно в этот день, самостоятельно пришла к выводу, что "это похоже на The Cranberries"). Что до утомительных хождений с одного конца острова на другой (этот путь этим летом даже без ботлнеков стал втрое длиннее), то они в воскресенье были сведены к минимуму: почти все самое главное происходило на третьей и четвертой сценах.
Туда мы пришли, когда вчерашний Armani White пел вчерашнюю же "BILLIE EILISH." (но уже почему-то верхом на матрасе), и остались там на следующие три часа - слушать, как австралийка Джулия Джеклин (Julia Jacklin) расслабленно пела безоблачное альт-кантри, а фронтмен Foals Яннис Филиппакис (Yannis Philippakis) отчаянно сражался со скверным звуком и вышел из этой битвы победителем: на связке из "Inhaler" и грандиозной "What Went Down" уровень децибел унесся в открытый космос, а в первых рядах начался интеллигентный монреальский слэм.
Тут, возможно, стоит поговорить о том, почему зрителей на Foals и игравших вслед за ними Japanese Breakfast было не больше, чем бывает на их сольных концертах в средней вместимости клубах, но говорить об этом надоело. Пока такая опция - слушать любимые группы без намека на давку или другие неудобства - на Osheaga есть, ею надо пользоваться. Мишель Заунер (Michelle Zauner) и ее коллеги по Japanese Breakfast (включая ее мужа Питера - если вы еще не читали ее книгу "Crying in H Mart", исправляйтесь, пока она не стала фильмом) это проиллюстрировали одним из лучших сетов уик-энда.
Начав с "Paprika" (той самой, что закрывала прошлый сезон Saturday Night Live и где Мишель меняет гитару на гонг), Japanese Breakfast прошлись по лучшим песням со своих трех альбомов - сопровождавшимся то кадрами из семейного фотоальбома Заунер (нет, правда, прочитайте книгу), то скрипкой и саксофоном, то совершенно трип-хоповым вайбом (как на "Posing in Bondage"). Ну а моим любимым моментом всего уик-энда стала финальная "Diving Woman" - пять или шесть (или семь или восемь) минут shiny happy шугейза, напомнившего, что впервые я эту группу видел на разогреве у Slowdive. Объятия Мишель и Питера окончательно примирили со всем - прочитайте книгу!
Хедлайнерский сет Кендрика Ламара, вероятно, обманул чьи-то ожидания (обрубив на полуслове выступавшего перед ним Fred again.., сам Кендрик злоупотреблял многозначительными паузами между песнями и закончил на 15 минут раньше, чем ожидалось), но у меня к нему не было ни единого вопроса. Рекордная аудитория, знавшая все слова к каждой песне, лишний раз убедила в том, что адепты хип-хопа не слушают ничего, кроме хип-хопа, но поколенческий талант и общая крутизна Кендрика очевидны не им одним. Спев все, что надо (от "HUMBLE." до "Alright") и попрощавшись не очередным хитом, но программной "Savior", Ламар добавил: "Я вас люблю. Я вернусь. Я обещаю". Все то же самое, несмотря ни на что, говорю и я - по адресу Osheaga.
Автор репортажа - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)