Широко известный новатор в мире современной электронной и экспериментальной музыки британский музыкант Робин Рембо (Robin Rimbaud) более 40 лет работает под псевдонимом Scanner. Забавный ник появился у Робина из-за того, что он первым начал использовать мобильные телефоны и полицейские сканеры в своих живых выступлениях. Этот прием позволял включать в концерт отрывки живых разговоров людей, которые в этот момент находились за несколько километров от площадки, что производило магическое влияние на публику. Это лишь один из выразительных приемов, которые использует Робин на концертах, - его выступления всегда немного напоминают творческую лабораторию.
Экспериментальная природа музыки Сканера прослеживается и в его записях - многие свои альбомы Сканнер записывает вживую, с одного дубля, инкорпорируя в музыку шумы и сэмплы в духе industrial, прибегая к разнообразным авангардным приемам.
Робин сотрудничал со многими именитыми коллегами - от Брайана Ферри до Лори Андерсон. Он также известен как участник проекта Githead, который основал вместе с Колином Ньюманом (Colin Newman) из группы The Wire, Малкой Шпигель (Malka Spigel) и Максом Франкеном (Max Franken) из Minimal Compact. В составе группы и сольно Сканнер выпустил множество пластинок на известных мировых лейблах.
Робин поговорил со Звуками о принципах сотрудничества, голосах умерших, роли женщин и медиа в музыкальной индустрии и цифровых версиях старых синтезаторов.
Звуки: Робин, какие проекты у вас сейчас в работе?
Scanner: У меня готово 12 альбомов. Один из них - с певицей из Шеффилда. Звучит как Portishead в сочетании с The Beatles. Другой - со Стивеном Витиелло (Stephen Vitiello), где я играю на барабанах и басу, а он на гитаре, и это что-то вроде гитарного звучания Public Image Ltd/LCD Soundsystem. Еще один - с Дэйвом Грейни (Dave Graney) - он играл в группе The Moodists, которую я знаю с 80-х годов. У меня есть один странный синтезаторный альбом. Я не шучу. Буквально 12 альбомов уже отмастеренных.
Еще я готовлю большую премьеру в Центре Помпиду в Париже, которая состоится в феврале следующего года и продлится 6 месяцев. Огромная инсталляция со звуком и видео. С десятком телевизионных экранов и всякой всячиной.
Несколько недель назад я написал статью для британского журнала Electronic Sound Magazine - текст о русском синтезаторе ANS. Я видел этот синтезатор в 90-е годы в Москве в Theremin Center. Еще, кстати, написал текст для новой книги о французской авангардной музыке.
Звуки: Где и как вы будете все это выпускать, будет ли это какой-то цикл, или каждый альбом будет единственный в своем роде?
Scanner: Будут четыре лейбла, каждый из которых будет выпускать альбомы в течение 3 месяцев. Основной лейбл - Alltagsmusik - будет выпускать мои сольные работы, которых уже готово не менее 8-10. Три дополнительных - совместные материалы с различными исполнителями, концертные альбомы и партитуры для современного танца, которых в настоящее время насчитывается 66. Они будут выпускаться ограниченным тиражом на CD, а также в цифровом виде на Bandcamp и всех стриминговых сервисах.
Звуки: Если вы говорите о своем новом альбоме что он “странный” даже для вас - это как минимум звучит интересно, поскольку вы всегда практиковали инновационный подход к музыке. Можете раскрыть пару деталей?
Scanner: Это дань уважения исследовательской музыке конца 1950-х - начала 1960-х годов, раннему периоду “коммерческой” электронной музыки. В ней не используется никаких цифровых эффектов, только реверберация, чтобы попытаться сохранить верность тому периоду. Он написан в духе тех старых “библиотечных” (в смысле продакшн) альбомов, которые многие музыканты выпускали в прошлом.
Звуки: Что вы думаете о цифровых версиях старых синтезаторов? В частности, об ANS. Насколько возможно перенести в цифру некоторые уникальные особенности саунда этого аналогового синтезатора?
Scanner: Меня интересуют возможности - как в звуке, так и в жизни в целом. Если кто-то сможет перенести и сделать что-то вроде легендарного синтезатора ANS в форме, которой каждый из нас может пользоваться сегодня, я буду просто в восторге. Уже есть версии для iPad и iPhone, но до этого еще далеко.
Мне не особенно интересно коллекционировать старинные синтезаторы, которые требуют особого внимания и заботы. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мог заниматься музыкой по своему усмотрению, поэтому если цифровые адаптации удобны, значит, они доступны и более широкой аудитории.
Звуки: Расскажите, пожалуйста, о своей инсталляции, чему она посвящена и с кем вы над ней работали?
Scanner:
Инсталляция Esprits de Paris была первоначально установлена в Центре Помпиду в Париже и MACBA в Барселоне в 2002 году. Изначально я создал эту работу совместно с американским художником Майком Келли (1954-2012) и последние 20 лет сотрудничал с Центром Помпиду, чтобы представить ее в качестве элемента экспозиции. Теперь она будет открыта примерно в октябре 2024 году, а затем отправится по миру в другие музеи.
Эта работа представляет собой 12-экранную интермедиа-инсталляцию в специальной деревянной конструкции. Это результат серии записей визуальной и звуковой среды, сделанных в разных частях Парижа. Записи, сделанные в местах, которым приписывались якобы сверхъестественные свойства, представлены в виде документальных материалов, а изображения, записанные в клубе, где танцуют люди, были спроецированы в музейное пространство. В этой работе звуковые эксперименты сочетаются с применением метода, который Уильям С. Берроуз в своей работе "The Invisible Generation (невидимое поколение) " называет "машиной управления (control machine)".
Это моя музыкальная дань уважения исследователям-первооткрывателям феномена электронного голоса Фридриху Юргенсону (Friedrich Jürgenson), Константину Раудиве (Konstantin Raudive) и Аттиле фон Cалаю (Attila von Szalay).
Термин EVP относится к "голосам", которые, как принято считать, принадлежат умершим и обнаруживаются в эмбиент-записях. Эти три человека, работавшие в Швеции, Германии и США соответственно, были наиболее известными исследователями экстрасенсорики, пытавшимися общаться с умершими не с помощью традиционного человеческого медиума, а с помощью электронных средств. Подобные попытки предпринимались еще в 20-е годы прошлого века, но более широкие виды исследований EVP получил после выхода в 1971 году книги Раудиве "Breakthrough".
Подражая методам исследователей EVP, мы замедлили и зациклили звуки, найденные в эмбиент-записях. Однако вместо того, чтобы искать голоса умерших, мы искали звуки, обнаруженные на пустых цифровых мини-дисках. Таким образом, в действительности вы слышите записи "ничего", собранные в длинное произведение.
Это важная работа, которой мы хотим поделиться с миром, и в отсутствие Майка Келли я делаю все возможное, чтобы люди помнили о нем.
Звуки: Впечатляюще! Вы издавались на бельгийском лейбле Sub Rosa, специализирующимся на авангардной музыке. Как вы оцениваете сотрудничество с ними?
Scanner: Им всегда нравилось, что я делаю. Примерно в 1995 году я выпустил альбом “Sulphur”. Это была моя первая запись для Sub Rosa. Мы связались по факсу и договорились о туре из трех концертов - в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Позже мы выпустили этот материал в виде серии CD ограниченным тиражом, около 2000 экземпляров, и потом в течение нескольких лет продолжали сотрудничество. У меня с ними накопился целый архив записей. Мы в очень хороших отношениях и общаемся каждые 3-4 месяца.
Конечно, выпуская музыку на Sub Rosa, денег особо не заработать, но зато у них накопился крутой каталог. Это архив экспериментальных и авангардных композиторов и конечно же, spoken word Уильяма Берроуза и Брайана Гайсона. Мне всегда нравилось работать с ними.
Звуки: Насколько изменился характер вашей работы после локдауна? Считается, что цифровым музыкантам во многом было проще перейти на удаленный режим работы, многие коллаборации после 2020 расцвели пышным цветом.
Scanner: Честно говоря, то, как я работаю, не особенно изменилось, хотя, возможно, для многих из нас концептуальные представления о расстоянии и пространстве подверглись переоценке. Я часто сотрудничаю на расстоянии, но сегодня это кажется еще более "естественным". Действительно, около 10 релизов на моих новых лейблах были созданы в период локдауна. В основном потому, что у многих из нас оказалось свободное время.
Звуки: Давайте поговорим о Вашем альбоме 1996 года в рамках серии живых выступлений Mort Aux Vaches, который вы делали для голландского экспериментального звукозаписывающего лейбла Staalplaat. Не могли бы Вы рассказать о нем?
Scanner: Это была запись для радиостанции VPRO. Она находится в Амстердаме, очень популярная такая, как BBC в Великобритании. Staalplaat выпускает целые релизы, записанные в виде радиосессий. Когда я вспоминаю про Mort Aux Vaches, в голове сразу всплывают имена Muslimgauze, Ryoji Ikeda и других.
Звуки: А как вы относитесь к творчеству итальянской саунд-артиски Катерины Барбьери? Я знаю, что вы посещали ее выступления.
Scanner: Да, мне нравится, что она делает. Я видел ее живое выступление раза 4 и знал ее еще до того, как она выпустила свой первый альбом. Когда она выкладывала свои первые демо на soundcloud, мы перебрасывались сообщениями, потому что у нее возникали идеи относительно средневековой музыки, а мне это было интересно на тот момент. Сам факт, что девушка пишет электронику и добавляет в неё долю лирику, меня приятно удивил.
Звуки: Что вы думаете о ее новом альбоме?
Scanner: Я думаю, что это все продолжение ее релиза Ecstatic computation. Если поставить себя на место Катерины, то можно либо выпустить очень успешный альбом и, вероятно, повторить то же звучание, а можно исследовать что-то совершенно новое. Я знаю, что ее всегда интересовала природа человеческого голоса и хоровая музыка. Нравится ли вам альбом или нет - не имеет значения. Просто я уважаю людей, готовых пойти на риск, особенно когда можно было просто скопировать звучание предыдущей пластинки.
Она хороший человек. У неё есть свой взгляд на вещи и в том числе уникальная возможность вдохновить других людей, которые ещё не ступили в мир электронной музыки. Так что если женщина может пробиться и вдохновить других девушек на творчество - это замечательно.
Я мужчина старшего поколения и понимаю, что на протяжении многих лет многим женщинам было очень трудно проникнуть в различные отрасли индустрии. Визуальное искусство - совсем другое дело. В мире визуального искусства у женщин больше возможностей, на мой взгляд.
Вы бы были рады, если бы ваш новый альбом прорекламировали на Pitchfork, как и один из предыдущих?
Scanner: Думаю, да!
Звуки: А стоит ли поддерживать журналистику, финансируемую большими корпорациями или следует отдать предпочтение инди-журналистике?
Scanner: Сложный вопрос. Люди ленятся. Если посмотреть на успех стриминг-платформ, то можно сделать вывод о том, что люди не очень-то и любили покупать фильмы в магазинах. А теперь они могут сесть на диван и в пару кликов отыскать контент. Просто порой людям тяжело даются решения.
В итоге я не особо огорчен тем, как обстоят дела. Маркетинг и СМИ всегда играли важную роль в том, что мы потребляем. Смотрите ли вы фильмы на Netflix, Primevideo, Disney Plus или где бы то ни было. Определенные фильмы продвигаются, потому что за ними стоит команда и они актуальны. Скоро все придёт в норму. Нужно время, чтобы все переосмыслить, и всегда найдутся артисты, которые в той или иной степени будут переоценены, что называется «на хайпе» Если вспомнить весь сценарий с COVID, то пресса была рада, что люди заходили на их сайты, потому что они могли продавать на них рекламу и обогащаться.
Возвращаясь к Pitchfork, хотел сказать, что у меня был друг, который выпустил всего одну пластинку, но о ней написали на сайте Pitchfork, и этот парень переехал из Лондона в Лос-Анджелес. Он теперь успешный кинокомпозитор. Я рад за него, конечно, но мои взгляды на творчество несколько отличаются.. Я независим, у меня нет никакого контракта на паблишинг, У меня нет ни звукозаписывающей компании, ни менеджера, ни агента. Практически у каждого артиста, с которым общаешься есть такой человек.
Я знаю, как работают средства массовой информации, и я вполне счастлив вне их поля влияния. Несколько лет назад я решил не работать над коммерческими проектами. Просто понял, что не получаю от этого удовольствия.
Звуки: Я иногда думаю: почему история переписывается? Посмотрите на рецензию Pitchfork на альбом Fat of the Land группы The Prodigy 1999 года (7,9 из 10 баллов) и на рецензию, написанную несколько лет назад (5,9 из 10 баллов). Каково ваше мнение на этот счёт?
Scanner: Я играл на разогреве на их концерте в Осло. Более десятка тысяч человек. Они приятные ребята - особенно Лиам Хоулетт.
Я считаю, что на этой пластинке классный продакшн. Особенно, когда слушаешь на хорошей акустике. В ней есть некая физическая сила. Альбом вышел в период рейва 90-ых и я рад, что они сделали по итогу. Очень жаль что Кит Флинт больше не с нами. Это ужасно. Увы, но успех часто сопровождается депрессией. И я думаю, что этот бедняга столкнулся с серьезными проблемами в определенный момент.
А касательно переписывания истории скажу вот что: Я был подростком, когда убили Джона Леннона. Мой брат купил несколько газет, и там была рецензия на его творчество и она была настолько оскорбительной, настолько критичной, но стоило ему умереть, как ее сразу переписали. К сожалению, это один из типичных сценариев. СМИ могут продвигать и тормозить артистов одновременно. Могут быть крайне агрессивными и оскорблять людей в очень нелицеприятной форме. Существует постоянное давление со стороны СМИ (например, касательно внешности артиста). Конечно, стоит помнить что у всех пишущих авторов есть эго, и они хотят быть признанными.
Помните, что сказал Уильям Берроуз? Мнения - это как дырка в за*нице - они есть у всех. Так что независимо от того, считает ли этот журналист пластинку лучшей или худшей в истории, самое главное - что она крута лично для вас. Люди часто забывают, что музыка имеет огромное значение для общества. Эмоционально, исторически и личностно. В такие моменты об этом легко забыть. То, что кто-то решил раскритиковать ваш любимый альбом, вовсе не означает, что вы измените свое мнение о нем.
Звуки:
Да, но новое поколение, скорее всего, пройдет мимо и не будет слушать этот альбом.
Scanner: Я зарабатывал на жизнь тем, что писал музыку для современных танцев и балета. Однажды поо меня написал рецензию Daily Telegraph. Начиналась она так: "Я скорее выдерну себе ногти, чем снова буду слушать эту музыку", и это было первое предложение.
А на концерте в итоге был солд-аут, потому что публике было очень интересно узнать, насколько это ужасно. Музыка оказалась совсем не плохой. На сцене танцевали гигантские роботы, оснащенные AI, и умное освещение, которое буквально следовало за роботами . Позже я пересматривал фрагменты вместе с моим другом Оливером Коутсом. Он прекрасный композитор, который сделал музыку для успешного независимого фильма Aftersun, а затем работал с Томом Йорком из Radiohead и выступал у них на разогреве в турне. Довольно забавно, что на самом деле одна критическая рецензия не разрушит вашу карьеру, потому что люди наоборот начинают дико заинтересоваться вашим творчеством. То есть происходит обратный эффект.
Звуки:
А вы помните какие-нибудь неожиданные отзывы о вашей музыке?
Scanner: В январе 2022 года я получил письмо от незнакомого человека. Он написал: "Дорогой Робин, я просто хотел сказать Вам, как мне нравится ваша музыка. Пит Таунсенд из группы The Who".
И я подумал, что в этом есть два приятных парадокса: это то, что Пит Таунсенд, которому сейчас 78 лет, написал мне фанатское письмо, потому что он покупает мою музыку и второй более важный аспект - это то, что он все еще ищет слушает и открывает для себя новую музыку. В свои 78 лет он все еще «в игре». У нас тогда была довольно приятная беседа. Проблема с известными артистами заключается в том, что часто их часто тяжело поймать - это просто метод защиты от навязчивого и назойливого внимания.
Я написал твит о Lady GaGa однажды, мол очень приятно, что такой большой артист поддерживает по-настоящему экспериментальную музыку, и что вы думаете - она его ретвитнула. И вдруг за ночь у меня появилось около тысячи комментариев. В конце концов, твит набрал миллионы. Не важно, кто она. В первую очередь Леди Гага - просто человек.
Ей скучно, она находит мой твит и репостит его.
Кстати, я только что узнал, что Кейт Бланшетт любит Einstunzende Neubaten.
Это может показаться высокомерным, но мне присылали сообщения люди, которые говорили, что они пережили очень тяжелые времена в своей жизни и что именно моя музыка придала их существованию смысл. Всегда трудно делиться таким, потому что это звучит высокомерно.
Звуки:
Расскажите, пожалуйста, немного о вашей совместной работе со Стивеном Витьелло под названием Invisible Architecture, которую вы записали для бельгийского лейбла Audiosphere
Scanner: Это была совместная работа с одним из моих лучших друзей - американским саунд-артистом. Мы познакомились в 1997 году в Кельне и сразу подружились. До сих пор пишем друг-другу каждую неделю.
Его очень интересовали звуки архитектуры. Стивен сделал очень известную работу однажды. Его студия находилась на верхушке Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В 90-е годы Всемирный торговый центр был совершенно пуст на самом верху и кто-то договорился, что музыканты могут получить там студию, стать своего рода резидентами. Стивен реализовал удивительный проект, для которого использовал специальные микрофоны, улавливающие физические движения зданий, и таким образом он сделал записи Всемирного торгового центра. Конечно, события 11 сентября 2001 года сделало эту работу известной. Я часто бывал там, на верхушке Всемирного торгового центра, и просто смотрел на город и слушал звуки здания вместе с ним.
Релиз, о котором вы меня спросили, представляет собой импровизацию. Наши пути пересеклись и я рад, что был такой опыт.
Звуки:
Вы в течение нескольких лет выступали на фестивале RPM в Лондоне. Он проходил в церкви. Помните свои впечатления?
Scanner: Фестиваль существовал несколько лет, и проходил как вы правильно упомянули, в церкви, буквально через дорогу, где я раньше жил. Как только я уехал из Лондона, это место стало основным для проведения живых концертов. Я жил там 18 лет, и ничего не происходило, а как только я уехал, это место стало главной площадкой на районе. Там выступали самые разные артисты в течение дня, так как это был дневной фестиваль. Я выступал в самом конце.
В тот год я потерял семью и записал пластинку под названием Fibolae. Она была записана в студии, и я решил, что никогда не буду выступать с этим материалом, потому что он слишком личный. Очень эмоциональная вещь получилась получилась у меня. И во время того фестиваля я сделал несколько версии этих треков. Что-то вроде Swans в сочетании с электроникой с очень тяжелыми барабаны. Невозможно определить жанр или стиль. Тот концерт был для меня особенным. Это был единственный раз, когда я исполнял этот материал вживую, да и останется единственным разом.
В конце концов, фестиваль прекратил свою деятельность из-за финансовых трудностей, и к тому же тогда на 3 года начался COVID и все окончательно осложнилось.
Звуки:
Можете ли вы назвать 3 альбома, которые изменили вашу жизнь?
Scanner: Надо подумать. Первая - Glenn Brenca - The Ascension, no wave пластинка, которая вышла в 80-х, Swans - Filth, первый дебютный альбом Swans ну и John Cage - Sonatas and Interludes. Впервые я услышал последний альбом, когда мне было 11 лет в школе, и она буквально вскрыл мое сознание.
Звуки:
Что Вы посоветуете людям, которые продолжают поддерживать корпоративные организации?
Scanner: Нужно выходить за рамки, чтобы открыть для себя новые возможности. Потому что без возможностей мы становимся неприметным, безвкусным обществом.
Bob CRANSHAW (1932)
Don SEBESKY (1937)
Michael LANG (1941)
Franco AMBROSETTI (1941)
Philip CARR-HARRIS (1997)