МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов июня

Жанель Моне, Queens of the Stone Age и пока что лучший альбом года - в обзоре главных пластинок июня

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Foo Fighters "But Here We Are"

Свой лучший альбом за дюжину лет выпустила самопровозглашенная "последняя великая американская рок-группа", что вроде бы не так много, если дочитать этот обзор до последнего пункта, но вполне достаточно, если учесть традиционно снисходительное отношение к Foo Fighters музыкальной прессы. В случае с "But Here We Are" его волей-неволей пришлось изменить даже тем, кого раздражает цитата из пресс-релиза. Во-первых, лежачего не бьют, а история Foo Fighters, когда-то начавшаяся с самоубийства Курта Кобейна (Kurt Cobain), - это не только фестивали, стадионы и премии "Грэмми", но и болезненные нокдауны, особенно беспощадные к Дейву Гролу (Dave Grohl). В прошлом году он потерял маму и еще одного лучшего друга, мотор и душу Foo Fighters Тейлора Хокинса (Taylor Hawkins), и немудрено, что "But Here We Are" - пластинка о смерти и скорби. Во-вторых, в такой студийной форме, как здесь, Foos и впрямь не были давно: это отчаянный, но сфокусированный, обходящийся минимальными средствами мейнстрим-рок (на барабанах играет сам Грол, а из гостей тут только его дочь Вайолет), местами - как в титульном треке или 10-минутном эпосе "The Teacher" - забирающийся на высоты, заставляющие согласиться даже с самыми громкими преувеличениями. Может, и не последняя - но да, великая.


Queens of the Stone Age "In Times New Roman..."

Фронтмен группы, куда когда-то чуть было не ушел Грол, получил свою дозу личных драм: скандальный и очень публичный развод, похороны друзей, рак - час от часу не легче. Как следствие, на восьмом альбоме QotSA Джош Хомми (Josh Homme) звучит гораздо мрачнее и злее, чем приучили их последние записи. При этом группа явно переросла ценности - и скорости - "Rated R" или "Songs for the Deaf", что неминуемо приводит к конфликту: стоунер-роковый Элвис покинул здание, но эволюция стиля Queens зашла слишком далеко, чтобы давать задний ход (возможно, потому что тексты песен Хомми написал через два года после того, как была записана вся музыка). Как и в случае с Foo Fighters, на все животрепещущие вопросы группа ответит живьем, но пока приходится признать, что заголовки песен ("Obscenery", "Emotion Sickness", "Paper Machete") получились оригинальнее, чем они сами (единственным заметным исключением вышла "Carnavoyeur", где хороши и название, и хуки).


Noel Gallagher's High Flying Birds "Council Skies"

Есть подозрение, что в жизни Ноэла Галлахера бывали месяцы похуже этого: проклятый "Манчестер Сити" выиграл требл (три главных трофея очередного футбольного сезона), а четвертый альбом нынешней группы экс-рулевого Oasis (на обложке пластинки увековечено место, где находился старый стадион "Сити") оказался одним из самых убедительных в его послужном списке. Его брат может похвастаться сольными солдаутами в Небуорте, но у Ноэла, как и прежде, лучше песни: перестав косить под Боуи, как на забавлявших Лиама синглах конца 2010-х, Галлахер-старший вернулся к отлично получающемуся у него гитарному попу с мягким уклоном в психоделику, где поминутно слышатся то наименее раздражающие вещи Oasis, то, куда без них, The Beatles. "There She Blows!", "Think of a Number" и титульный трек можно хоть сейчас добавлять в его недавнюю компиляцию greatest hits, а среди бонусов к "Council Skies" выделяется сделанный Робертом Смитом (Robert Smith) ремикс на и без того вдохновленную The Cure "Pretty Boy".


Janelle Monáe "The Age of Pleasure"

Слегка разочаровала доселе непогрешимая Жанель Моне, за прошедшие с момента выхода ее предыдущего альбома "Dirty Computer" пять лет превратившаяся в кинозвезду широкого ("Гарриет", "Антебеллум", второй сезон "Возвращения домой", сиквел "Достать ножи") профиля и, кажется, растратившая на это всю творческую энергию. "The Age of Pleasure" - куцая и в смысле хронометража (32 минуты), и по части идей запись, которую нельзя не похвалить за настрой (это пьяная, похотливая, восхитительно бесстыжая пластинка о телесных удовольствиях), но придется оштрафовать за неоригинальность (Моне - мягко говоря, не первая поп-звезда или квир-икона, записавшая что-то в этом духе). Можно сказать, что проблема в масштабе разменивающегося по мелочам таланта. А можно договориться, что никакой проблемы нет, и порадоваться этим мелочам (усугубленному камео Egypt 80 влиянию афробита, прекрасной песне "The Rush"), а также за любимую артистку и ее завидное либидо.


Django Django "Off Planet"

Впервые заявив о себе номинированным на Mercury Prize выдающимся дебютным альбомом, за прошедшие с тех пор 11 лет Django Django не подвели ни разу: из четырех их пластинок в мой топ-10 по итогам года не попала только предыдущая (занявшая вполне почетное 14-е место). Но всякая победная серия когда-нибудь прерывается, и в случае с Django Django это случилось тогда, когда они взяли на себя слишком много. 80 минут, четыре части, десяток коллабораций (в том числе - с Self Esteem и Джеком Пеньяте), две дюжины оттенков дэнс-попа и туманная концепция вместо внятных мелодий - слушая "Off Planet", сложно избавиться от ощущения, что надежный механизм разобрали на детали, чтобы их почистить, и потеряли половину гаек. Прежних Django Django - собранных, проворных, много кому обязанных, но бесконечно оригинальных - напоминает разве что песня "Gazelle", но она тут последняя, поэтому, чтобы до нее добраться, поклонникам лондонского квартета придется пройтись по дороге разочарований.


Rufus Wainwright "Folkocracy"

Девятый, за вычетом опер и сонетов Шекспира, студийный альбом Руфуса Уэйнрайта продолжает его четвертьвековое путешествие по стилям и жанрам, которым к лицу его дюжий и гибкий тенор. На сей раз это фолк, чьим наследным принцем он считается по праву рождения (родителя Руфуса - фолк-титаны Кейт МакГарригл и Лаудон Уэйнрайт III), но на чью поляну он до этого заглядывал лишь эпизодически. По словам певца, "Folkocracy" - это "почти как… подарок самому себе" (в июле Уэйнрайт отметит 50-летие), и да, пластинка похожа на ярмарку тщеславия: в числе прочих, будущему юбиляру подпевают Дэвид Бирн (David Byrne), Джон Ледженд (John Legend), Шерил Кроу (Sheryl Crow) и Anohni, не говоря уже о членах его большой музыкальной семьи. Поет Руфус все на свете, от собственной "Going to a Town" до "Nacht und Träume" Шуберта и гавайской патриотической песни (в компании уроженки Гонолулу и одного из главных секс-символов нулевых Николь Шерзингер), и хотя никаких откровений тут нет, в его расширенной дискографии "Folkocracy" будет смотреться органично - и, пожалуй, симпатичнее всего выпущенного им за последние лет десять.


Half Moon Run "Salt"

При большом желании - ну или от чрезмерной лени - канадским фолком можно назвать и то, что уже больше десяти лет играет монреальская группа Half Moon Run. Впервые изменив состав (сократившийся с квартета до трио) и выпустив пару ковидных EP, позапрошлой осенью группа окончательно застолбила свое место в городском фольклоре, возглавив лайнап Osheaga Get Together - мини-фестиваля, с проведения которого в Монреаль начала возвращаться живая музыка. "Salt" - первая за четыре года и четвертая вообще полнометражная пластинка Half Moon Run, вновь щеголяющих неотразимыми вокальными гармониями, нарядными аранжировками и привязчивыми песнями, за которые удавился бы Маркус Мамфорд (Marcus Mumford). Среди 11 новых выделяются "You Can Let Go", "9beat" и "Goodbye Cali", но, если честно, на ура озвучить особо душещипательную сцену какого-нибудь сериала может каждая из них.


bdrmm "I Don't Know"

Еще одно эхо локдаунов - второй альбом английского квартета, чья дебютная пластинка "Bedroom" (так же произносится и название группы) стала маленьким, но гордым хитом первых месяцев пандемии. С тех пор bdrmm переехали на лейбл Mogwai, накопили на мастеринг на Abbey Road и существенно доработали свою версию шугейза, которую поминутно клонит то в трип-хоп ("Be Careful"), то в эмо ("It's Just a Bit of Blood"). В отличие от большинства современников с похожими интересами, bdrmm одинаково увлечены текстурами и мелодиями, не забывая об их разнообразии, поэтому от этого дрим-попа почти не клонит в сон - провисает "I Don't Know" разве что в концовке, где группа решает тряхнуть чужой стариной и выдать что-то расплывчато эпическое.


Bobby Lee "Endless Skyways"

Сеанс воспоминаний о месяцах взаперти был бы неполным без упоминаний эмбиент-американы - расцветшем во время ковида подвиде инструментальной музыки, в равной степени обязанном Раю Кудеру (Ry Cooder) и краутроку. В случае с гитаристом из, как ни странно, английского Шеффилда этот творческий метод особенно нагляден: первый же трек ("Reds for a Blue Planet") - убедительный и емкий, без излишеств и суеты, мастер-класс по скрещиванию слайд-гитары и моторика. Определенно не вредит и то, что, в отличие от записанного в самоизоляции мини-альбома "Origin Myths", тут Ли аккомпанирует целый ансамбль - включающий, например, экс-барабанщика Slowdive и Mojave 3 Иэна МакКатчена (Ian McCutcheon). Так или иначе, на "Endless Skyways" и впрямь полно воздуха и пространства, с которыми переквалифицировавшийся в бэндлидера гитарист-эрудит работает превосходно.


Альбом месяца
Sigur Rós "ÁTTA"

Даже те, кто очень любит группу Sigur Rós, давно перестали надеяться на то, что один из лучших концертных составов этого века когда-нибудь запишет еще одну каноническую пластинку (последняя такая, "Takk…", вышла в 2005 году). А вот поди ж ты: оставшись без барабанщика, но вернув классически образованного клавишника Кьяртана "Кьярри" Свейнссона (Kjartan Sveinsson), исландцы выпустили альбом не месяца, но года. Продолжая торговать тем же, что и в начале нулевых, - доставляемой фальцетом певца Йонси (Jónsi) дистиллированной, порой невыносимой красотой, - Sigur Rós впервые за 18 лет растянули ее на дистанцию полнометражной пластинки, чьи драматичные оркестровые аранжировки вынимают душу скальпелем: если эти песни переигрывают, то на уровне, за который дают "Оскары". Многие из них - "Klettur", "Mór", "Skel" - отправляются в плейлисты "Sigur Rós Essentials" с первого прослушивания, а к моменту, когда альбом выйдет на виниле (это должно случиться в сентябре), за место "Átta" в истории - группы, построка, музыки во спасение души - можно не беспокоиться.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

03.07.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: