Clark "Sus Dog" (Throttle Records)
Крис Кларк (Chris Clark) никогда не был музыкантом одного звучания и давно уже взял себе в привычку меняться от альбома к альбому, но такого поворота от него, пожалуй, не ждал никто – на 23-м году карьеры Крис запел. Его высокий чуть надломленный голос в сочетании с нервическими электронными аранжировками уже в первом же треке "Alyosha" (what?) немедленно рождает ассоциацию с Radiohead или сольными опусами Тома Йорка (Thom Yorke), и здесь не обошлось не только без влияния Великого и Ужаского, но и без его прямого участия. Ближе к концу альбома в треке "Medicine" мы встречаем Тома в качестве бас-гитариста и вокалиста. К чести Криса надо сказать, что хотя "на бумаге" идея выпустить песенный альбом для IDM-музыканта совсем не выглядит удачной (историй успеха – примерно ноль, даже к Аппарату есть много вопросов), но в "Sus Dog" определенно что-то есть. Альбом очень неровный, и каких-то вещей (например, попыток звучать медленно и печально) Крису точно делать не стоило. Но композиции энергичные (вроде "Town Crank" или того же "Алёши") или же более оптимистичные ("Dismissive" или, с некоторыми допущениями, "Dolgoch Tape") ему определенно удаются. Ну а единственный инструментал на альбоме, трек "Wedding" – и вовсе лучшее, что он записал чуть ли не со времен "The Pining Pt 2".
Alison Goldfrapp "The Love Invention" (Skint)
Элисон Голдфрэпп много лет воспринимали как соло-артистку, однако всё это время Goldfrapp были дуэтом, второй участник которого Уилл Грегори (Will Gregory) не особенно появлялся на публике, но отвечал за всю студийную работу. Проработав в этом союзе почти 20 лет и выпустив 7 пластинок, Элисон всё же решилась на выпуск первого соло альбома. "Соло" это, впрочем, скорее фигура речи, поскольку аранжировками здесь занимается не сама певица, а приглашенный саунд-продюсер, причем не кто-нибудь, а сам Richard X, приложивший руку к записям Annie, Sugababes, M.I.A, The Good Natured и многих других. Союз этот вышел просто идеальным. Элисон всегда была неравнодушна к танцевальной музыке, но чтобы полностью раскрыться в этом формате, ей всё же требовался или Grum в качестве автора ремикса (его версия "Rocket" – возможно лучший образчик диско, записанный в этом веке) или хотя бы Royksopp, у которых Голдфрэпп очень удачно появилась в качестве приглашенной вокалистки. Вместе с Richard X у неё получился яркий, солнечный и немного ностальгический электронный диско-альбом в духе Ройшин Мерфи (Roisin Murphy), Robyn или даже "Confessions" Мадонны. Причем хорош тут не только звук, но и сонграйтинг. Половине песен подпеваешь уже на втором прослушивании, а "In Electric Blue" хочется слушать в repeat mode.
Overmono "Good Lies" (XL Recordings)
В последние годы Overmono оспаривали с Bicep титул главной танцевальной группы. Их пик пришелся на 2021-й, когда сингл "So U Kno" был признан треком года по версии Resident Advisor. Но если Bicep, долго запрягав, успели затем выпустить уже два альбома, то Overmono почему-то решили тянуть до последнего и поставлять слушателям музыку исключительно в виде релизов по два-три трека. И чем дальше, тем сильнее братьев Расселов тянуло от хмурого и минималистичного брейкбита, которым они заработали себе репутацию в клубах, куда-то в сторону "массовой музыки". В результате, когда дело всё же дошло до альбома, дуэт сделал уверенный шаг в сторону цифрового R&B – облегченные герридж-ритмы почти в каждом треке сопровождаются женским вокалом, обработанным питч-шифтерами и автотюнами почти до стадии обесчеловечивания. И если на их последних лайвах, тоже смещенных в сторону коммерческого звука, ситуацию как-то вытягивали ремиксы на Streets и For Those I Love, то здесь – полное ощущение "поющего плагина". Нет ярких голосов, практически нет хитов, да и звук этот в 2023-м видится уже несколько устаревшим. Кажется, поняла это и сама группа, в результате в делюкс-издание вторым диском включен их часовой лайв, до этого выходивший только на кассете в Японии. И вот его-то и надо было выпускать полноценным альбомом – это и есть квинтэссенция тех брейкбитовых Overmono, что за несколько лет стали лучшим клубным проектом мира. Жаль только, что на виниле этого бонуса нет, но кажется это исправимо. Будет что издать на следующий Record Store Day.
As One "AsOne²" (De:tuned)
Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio) настолько раздухарился, что выпускает третий альбом за месяц. Перед этим были джазовый "Robe Of Dreams" и эмбиентный "Origins". На этот раз он возвращается и к своему самому долгоиграющему псевдониму, и к классическому "постдетройтскому" intelligent techno-звучанию, а заодно и к бельгийскому лейблу De:tuned, где 4 года назад выходил предыдущий диск As One. De:tuned – лейбл с чрезвычайно тщательным контролем качества, пластинок они выпускают мало, но их уровень совершенно запредельный. Но "AsOne²" даже на этом фоне смотрится очень эффектно, это лучший ДеДжорджио, который вообще может быть – изысканный саунд, мягонькие техно и электро-ритмы и задумчивые синтезаторные партии. Современное переосмысление наследия ранних Warp и R&S – где-то рядом The Black Dog, Polygon Window, B12, Kenny Larkin и Sun Electric.
The Black Dog "The Grey Album" (Dust Science)
Упомянутые чуть выше Black Dog когда-то начинали как трио, однако в середине девяностых Эд Хэндли (Ed Handley) и Энди Тернер (Andy Turner) отделились и продолжили работать под именем Plaid, а Кен Дауни (Ken Downey), сохранив за собой название, в конце концов объединился с двумя более молодыми музыкантами и принялся выпускать по несколько пластинок в год, охватывая широчайшую поляну от техно до дарк-эмбиента. Следить за его релизами порой непросто, но раз в несколько лет Кен всё же выпускает альбом, пройти мимо которого уже невозможно. "The Grey Album" – как раз из этой серии. За 17 треков общей длиной чуть менее часа Black Dog убедительно демонстрируют всю палитру своих возможностей. Тут есть и современно звучащий IDM, и абстрактное электро, и мягкое гипнотическое техно в духе Sun Electric, и эйсид с печальными струнными, который мог бы выйти из-под "пера" Ричи Хоутина (Richie Hawtin), и короткие, но ёмкие эмбиент-интерлюдии. А главное – всё это идеально собрано в альбом, слушать который не только приятно, но и интересно.
Suumhow "Years Failed Successfully" (n5MD)
Бельгийский дуэт, дебютировавший на n5MD в 2018-м, на первых двух альбомах удивлял всех классическим IDM-звучанием "хрустящие биты плюс сентиментальные мелодии" в духе Autechre середины девяностых. Однако к третьей пластинке Suumhow, кажется, всё же прониклись той стилистикой, что считалась для этого лейбла "магистральной". К сентиментальным мелодиям добавился какой-то стадионный размах а-ля M83, на синтезаторах появился овердрайв, а ударные, бодро отстучав в первых двух треках, начиная с середины альбома практически исчезают. В результате получается этакий "глитч-гейз" – музыка довольно рокерская по содержанию, но при этом абсолютно синтетическая по форме. В формате IDM-консерваторов бельгийцы, пожалуй, смотрелись убедительнее, но стремление исследовать новые территории и не повторяться само по себе похвально.
Lowfish "Grey With Breaks" (Suction Records)
Дебютная пластинка канадца Грегори Де Роше (Gregory De Rocher) вышла 26 лет назад (она же была первым релизом Suction Records, который они запустили на пару с Джейсоном Эммом aka Solvent) и с тех пор его музыка не то, чтобы сильно изменилась. Играет он мягкое, мелодичное, слегка приайдиэмленное и при этом до крайности минималистичное электро. Максимум яркости при минимуме выразительных средств. В треке может быть буквально три-четыре партии (а где-то и две, что эти композиции совершенно не портит), но каждая нота выверена, а аналоговый синтезаторный звук красив до одурения. И если в недавней EP для Analogical Force Грегори делал некоторые реверансы в сторону клубной музыки, то здесь он звучит максимально комфортно и по-домашнему. За 25 лет Лоуфиш довёл свой звук до такой степени совершенства, что соперничать с ним в умении сочинять такой "мелодический уберминимализм" может разве что Bochum Welt, и то не факт.
Inkipak "Slip" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)
Британец Джон Мейс (Jon Mace), дебютировавший в 2020-м, успел за это время не только выпустить полдюжины альбомов, но и стать (вполне заслуженно) едва ли не самой популярной фигурой в сообществе, собравшемся вокруг лейблов Touched, Ping Disc, Pulse State, Mighty Force и Moatun 7. Если на предыдущих дисках Мейс скорее тяготел к эйсиду и брейкбиту, пусть и подавал их мягко и интеллигентно, то здесь он делает шаг куда-то по направлению к ностальгическому IDM начала 2000-х – вспоминаются то Sense, то Boulderdash, то Herrmann & Kleine, то Arovane образца "Tides". Во второй половине Inkipak слегка прибавляет в темпе и переходит на любимые брейкбитовые ритмы, но настрой так и остается "чилловым", а звук – мягким. Это не клубный брейкбит, а скорее балеарик-брейкс, где главное – атмосфера и мелодия, а ритм играет роль скорее вспомогательную.
Oval "Romantiq" (Thrill Jockey)
Новый альбом Маркуса Поппа (Markus Popp) начинался как саундтрек для аудиовизуального перформанса, проходившего на открытии музея романтизма во Франкфурте. В основе лежит довольно традиционная по форме музыка, в которой синтезаторы и акустические инструменты (фортепиано, флейта, перкуссия и так далее) используются примерно на равных. Однако затем Маркус применяет к этим пьесам свои фирменные глитч-приемы, не разрушая текстуру полностью, но как бы делая её структуру нелинейной и заодно препарируя эти инструменты при помощи цифровой обработки. На выходе получается этакая "хрустальная индитроника" – светлая и прозрачная, но очень замысловатая по форме. Где-то неподалеку тихие и уютные пластинки с лейбла 12k, но ускоренные и сконцентрированные в десять раз. Если там вся музыка как бы строится вокруг пауз, то у Маркуса концентрация событий на единицу пространства – как в картине Филонова.
Wata Igarashi "Agartha" (Kompakt)
Японец Ватару Игараши, который до этого выпускал альбомы исключительно на родине (впрочем, коротких релизов в Европе и Штатах за 10 лет у него накопилось немало) неожиданно материализовался на Kompakt с не вполне привычным для себя звуком. Если раньше он ходил где-то между эмбиентом и техно, то "Agartha" строится вокруг повторяющихся секвенций, которые иногда (но далеко не всегда) поддерживаются неторопливыми ритмами. Получается весьма привлекательный гибрид краут-рока (эпизодами норовящего перерасти чуть ли в не в прог), спейс-электроники (в её наименее романтичном изводе) и академического минимализма. При этом содержательно "Agartha" оказывается совершенной хонтологией – в формат лейбла Ghost Box эта пластинка вписалась бы просто идеально.
Laurent Garnier "33 Tours Et Puis S'en Vont" (COD3 QR)
Не издавав сольных альбомов 8 лет, Лоран Гарнье внезапно разродился релизом, который в полной цифровой версии длится почти три часа. "33 Tours Et Puis S'en Vont" частично состоит из треков, уже выходивших в последние год-два на лейбле COD3 QR (который Гарнье запустил вместе со Scan X) и частично из того материала, что издается впервые. Лоран – музыкант достаточно разнообразный, он уже успел поиграть и IDM, и драм-н-бейс, и почти джаз, и даже дабстеп, а пару лет назад даже спродюсировал альбом The Limiñanas, звучащий как французская версия краута и психоделик-рока. Однако если выбирать какой-то один жанр, который ассоциируется с этим музыкантом, то это очевидно будет "эпический тек-хаус", и здесь этот типичный для Гарнье саунд доминирует. По ритм-секции это скорее техно, но при этом звучать минималистично и репетативно Лоран не умеет в принципе. По драматургии его новые треки куда ближе к клубному прогрессиву из конца девяностых – это треки минут по 7-10, которые развиваются медленно, но при этом в них есть и мелодии, и смены аккордов, и кульминации, и брейкдауны. Ярких хитов с ходу не заметно, но чувство стиля французу не изменяет.
Markus Guentner "Onda" (Affin)
Немецкий музыкант Маркус Гюнтнер в начале 2000-х издавался на Kompakt и лейбле Ware под крылом у Матиаса Шаффхаузера (Mathias Schaffhauser), однако уже и там норовил съехать с тек-хауса куда-то в сторону эмбиент-минимализма. Затем он мелькнул с одним релизом на Sending Orbs, после чего надолго прописался на A Strangely Isolated Place, заодно выработав собственный музыкальный почерк – холодный и несколько печальный, но в целом терапевтический дрон-эмбиент с симфонической основой. "Onda", его третий за десять лет релиз на лейбле Affin, эту тему продолжает и развивает. Здесь нет ни ударных, ни даже сколько-нибудь заметной пульсации, а есть плотные и гармоничные текстуры, которые едва заметно текут и эволюционируют. Лет десять назад для этого звучания был придумал отличный термин "glacial", то есть "двигающийся со скоростью ледника", и альбом "Onda" – его идеальная иллюстрация.
Gunnar Jónsson Collider "S.W.I.M" (A Strangely Isolated Place)
И всё же приз за лучший эмбиент-альбом месяца уже в который раз достается лейблу ASIP. На этот раз – новое имя в их каталоге, проект исландского музыканта Гуннара Йонссона. Гуннар – музыкант уже достаточно опытный, в его дискографии с полдюжины релизов (коротких и длинных), самый ранних из которых датирован 2015-м. При этом раньше он издавался в основном на родине (в том числе на Möller Records и Móatún 7) и музыку предпочитал более ритмичную – эйсид, IDM и брейкбит. На этот раз Гуннар записал глубоководный эмбиент – час почти неподвижной, созерцательной и абсолютно гармоничной музыки, похожей на северный пейзаж. Но если "Onda" – альбом скорее зимний, то "S.W.I.M" – пластинка на удивление светлая. Как-то так звучали бы Global Communication, случись им записать дрон-эмбиент альбом.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)