МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

The Orb, Тим Хекер, Grandbrothers, Nathan Fake, Tin Man и другие электронные новинки апреля

The Orb "Prism" (Cooking Vinyl)

Новый материал в этом году The Orb решили выдавать порциями, и до выхода альбома успели обнародовать аж полчаса новой музыки. Ожидания от пластинки этот тизер подогревал необычайно – если к лид-синглу "Living In Recycled Times" с женским вокалом и энергичным драм-н-бейс ритмом и были некие вопросы, то заглавная вещь (коллажный эмбиент с рассказом про чемпионство Бобби Фишера) и "Home" (затейливый эмбиент-хаус) сулили нам чуть ли не новый "Orbus Terrarum". Увы и ах – чуда не случилось. "Prism" оказался до крайности эклектичной пластинкой, где собрано всё что Алекс Паттерсон (Alex Patterson) и его коллеги в принципе умеют. Хаус, даб, поп-регги, драм-н-бейс и даже соул – кое-что из этого неплохо сработало бы само по себе и под другой вывеской (дабовая "Dragon Of The Oceans" была бы идеальным синглом для перезапустившихся Leftfield, а "Living In Recycled Times" отлично подошла бы Голди), но всё вместе оставляет ощущение, что у кого-то в айподе случайно включился режим "shuffle". Уважаемый доктор Паттерсон, вам отчаянно нужен редактор!

Nathan Fake "Crystal Vision" (Cambria Instruments)

Натан Фейк, в прошлом – протеже Джеймса Холдена (James Holden) и клиент Ninja Tune, в последние годы издает пластинки под крылом собственного лейбла Cambria Instruments. И если раньше Фейк несколько хаотично перемещался между техно, IDM и лоу-фаем, то сейчас, кажется, нашел себя в модерновой танцевальной музыке на стыке техно, хауса, брейкбита и этакой "новой электроники". Среди ближайших ориентиров – Rival Consoles, Four Tet, Джон Хопкинс (John Hopkins), Moderat и даже Крис Кларк (Chris Clark), внезапно появляющийся на последнем треке в качестве соавтора. В этой музыке с одной стороны есть отличный грув (создаваемый в первую очередь за счет сайд-чейнов) и энергичные ритмы (половину треков можно ставить на любом танцполе), с другой – звучит она мягко, гармонично и в меру интеллигентно. Отрадно, что в клубных тенденциях 2020-х есть и такие, вполне гуманистические направления.

Ital Tek "Timeproof" (Planet Mu)

Карьера британца Алана Майсона (Alan Myson), которого мы еще недавно относили к молодому поколению, как-то незаметно перевалила за 15 лет. В конце нулевых он начинал с дабстепа, затем сместился куда-то в сторону IDM и музыки с приставкой "пост", а в последние годы предпочитает мрачный синтезаторный саунд без чёткой ритмической привязки. На "Timeproof", своём восьмом альбоме, Алан доводит эту тему до совершенства. Это музыка тревожная, величественная, красивая и при этом абсолютно современная. Сайд-чейны, пульсирующий бас, букет резких и плотных синтезаторных партий и гомеопатическая доза ударных – то техновых, то пост-дабстеповых. При этом в клавишных саундскейпах Ital Tek умудряется нигде не повторять ходов классиков. Эта музыка куда ближе к Бену Фросту (Ben Frost) и Тиму Хекеру (Tim Hecker), чем к Жану-Мишелю Жарру (Jean-Michel Jarre) или Вангелису (Vangelis). Однако кажется именно "Timeproof" лучше всего подошел бы в качестве саундтрека к современной версии "Бегущего по лезвию".

u-Ziq "1977" (Balmat)

Тем временем босс лейбла Planet Mu Майк Парадинас (Mike Paradinas), который в последнее время находится в какой-то совершенно ураганной форме (в прошлом году он выпустил великолепный диск "Magic Pony Ride" и сопроводительную дилогию ЕР "Hello/Goodbye") решился на первую в жизни эмбиент-пластинку, которую неожиданно отдал молодому и пока еще достаточно скромному испанскому лейблу Balmat. Сменив, по крайней мере формально, полочку в музыкальном магазине, Майкл при этом не слишком изменил звучание. Мелодические ходы, синтезаторные тембры, обрывки вокала – во всём этом автор "Tango N'Vectif" и "Lunatic Harness" узнается буквально по нескольким нотам. Вот только ударных практически нет (хотя и тут весельчак Парадинас нет-нет, да и включает драм-машину). В сухом остатке – более чем достойное дополнение к обширной дискографии.

Grandbrothers "Late Reflections" (City Slang)

Четвертый лонг-плей замечательного дуэта из Дюссельдорфа, совмещающего неоклассику с электроникой. Один вектор в музыке Эрола Зарпа (Erol Sarp) и Лукаса Фогеля (Lukas Vogel) – это рояль и этакий духоподъемный "романтический минимализм", другой – синтезаторы (роль которых, впрочем, второстепенна) и электронные ритмы – энергичные, но чаще всего совсем не похожие на техно. Особенность работы "братьев" с ритмом еще и в том, что помимо синтетической "бочки" вся перкуссия в их музыке имеет акустическую природу, но играется механически – её в буквальном смысле выстукивают по дереву молоточки, управляемые по MIDI, потому звучит она так ровно, как не сыграет ни один барабанщик-виртуоз. По сравнению с предыдущими пластинками, на "Late Reflections" музыканты заметно отходят от "математики" в сторону музыки эмоциональной и масштабной – романтизм побеждает минимализм за явным преимуществом, а в некоторых пьесах появляется прямо-таки стадионный размах.

Data Rebel "Ember" (Not On Label)

Регулярные читатели "проверок" не реже раза в год видят здесь мои восторги по поводу музыки Дэна Хау (Dan Howe), а также недоумение по поводу того, что его до сих пор не подписывают лейблы покрупнее. ASIP, Carpe Sonum, Fantasy Enhancing, n5MD – везде он был бы украшением каталога. В сущности, про его новый (и, наконец, полнометражный – более часа) альбом можно лишь повторить всё уже сказанное. Это удивительной красоты мягкий, задумчиво-меланхоличный IDM с предельно детализированным звуком "высокой чёткости" и мелодиями "на полутонах". И если вам кажется, что по описанию это очень похоже на то, что делает Bola, то вам не кажется – Хау и впрямь достойнейший среди наследников Даррела Фиттона (Darrell Fitton). Впрочем, о заимствованиях тут конечно же речи не идет, скорее о схожей эмоции. Композиции Data Rebel куда ближе к чиллаутному формату, и в качестве другого ориентира в голову приходят ранние Carbon Based Lifeforms.

Tim Hecker "No Highs" (Kranky)

После четырехлетней паузы на работу в кино, канадский мэтр симфо-эмбиента наконец возвращается с программной пластинкой. Отличительные особенности Хекера-композитора в умении достигать единства противоположностей. В его звучании сочетаются органика и синтетика, а чистые тембры – с искаженными, если же говорить именно о нотах, то с одной стороны он как бы играет возвышенную, почти церковную музыку, построенную на печальных и на первый взгляд абсолютно гармоничных аккордах, с другой – тоны у него как бы слегка "не строят", то и дело создавая ощущение неуюта, плавно переходящего в кошмар. Ближе к концу тектонические пласты начинают двигаться чуть быстрее, статическая поначалу музыка – дышать и пульсировать, и из текстуры постепенно проявляются отдельные инструменты. Во второй части пьесы "Monotony" мы уже явственно слышим саксофон Колина Стетсона (Colin Stetson), который, как оказывается, звучал и в самом начале альбома, но был там почти нералзичим.

Legiac "Banisteriopsis Caapi" (Touched Music)

После семилетней паузы Рул Функен (Roel Funcken) реанимировал проект Legiac и выпускает уже второй альбом за год. И если на "Vespertine" он исследовал звучание модернового IDM, то на "Banisteriopsis Caapi" обращается к хрупким эмбиент-саундскейпам. Впрочем, "эмбиент" означает здесь вовсе не музыку дроновую, неподвижную и бессобытийную. "Banisteriopsis Caapi" – это ровно противоположный край поля, сюрреалистический коллаж в духе не то коллаборации The Orb с Робертом Фриппом (Robert Fripp), не то FSOL образца "ISDN" или "Dead Cities". Событий, слоёв и сюжетных линий здесь столько, что прослушивание альбома превращается в разматывание клубков, что гарантирует "Banisteriopsis Caapi" долгую жизнь. Если пластинка с хитами приносит моментальное удовольствие, но слушать её по двадцатому разу уже не так интересно, но сила таких альбомов-загадок именно в том, что чем дольше их слушаешь, тем больше всего нам открывается.

Lackluster "Alley" (Hymen Records)

Один из ярчайших представителей второй IDM-волны финн Эса Руохо (Esa Ruoho), резидент лейблов monotonik, Merck и Defocus, возвращается к истокам. IDM-альбомов он не выпускал лет десять, занимаясь скорее саундтреками и абстрактным эмбиентом. "Alley" – дебют Эсы на лейбле Hymen, и по привычке от этих издателей ждешь музыки мрачной и тяжелой, уходящей корнями куда-то в индастриал. В действительности же "Alley" звучит совсем иначе – это мягкий, лаконичный и несколько печальный IDM, который в своё время и принес финскому музыканту известность. Эта пластинка идеально вписалась бы в дискографию Lackluster где-то между "Container" и "Wrapping", и это, наверное, лучшее, чего можно ждать от такого камбэка.

Tin Man "Arles" (Bureau B)

В 2010-х Йоханнес Аувинен (Johannes Auvinen), уроженец штата Калифорния, перебравшийся в Вену, заработал себе репутацию лучшего продолжателя идей раннего Plastikman'а: его фирменным, узнаваемым буквально по нескольким нотам стилем стал мягкий, интеллигентный и очень породисто звучавший (лоуфай? нет, не слышали!) эйсид. Однако после альбома "Drippng Acid" (2017) он слегка сбавил темп до одной ЕР в год – как оказалось, чтобы вернуться с совершенно другим звуком. "Arles" – дебют Йоханнеса на немецком лейбле Bureau B, где почитают краут-рок и помимо новой музыки регулярно переиздают пластинки немецких классиков. Звучание альбома "Арль" – это элегантный кроссовер между двумя жанрами. Структурно это скорее kosmische musik, где ритмической арматурой чаще всего становится монотонный гипнотический "моторик-бит" – не всегда повторяющий оригинальный рисунок, но неизменно соответствующий краут-роковому духу. А вот мелодическая палитра родом откуда-то из другого пространства-времени: помимо TB-303, который остается его основным мелодическим инструментом, Железный Дровосек активно использует тембры цифровых "самоиграек" 80-х, что придает музыке колорита.

Kirk Degiorgio Presents Blue Binary "Origins" (FireScope)

Британский лейбл FireScope, который специализируется на мягком и интеллигентном техно и электро, в прошлом году едва не свернул деятельность, ссылаясь на непомерно выросшие накладные расходы. В итоге, отказавшись от виниловых релизов, лейбл всё же продолжил работать и представляет первый диск в 2023-м – новый альбом своего давнего резидента, а заодно едва ли не главного в Европе энтузиаста всякого рода "техно-соула" и прочей пост-детройтской музыки. В этом году ДеДжорджио словно пытается деконструировать собственную музыку, расщепляя её не составляющие. Если в альбоме "Robe Of Dreams", который недавно выпустил лейбл Neroli, он играет практически джаз, то на "Origins" неожиданно пускается в ретро-электронику семидесятых. Величественно плывущие синтезаторные аккорды, убаюкивающие секвенции и гипнотические арпеджио – идеальной геометрической формы созерцательная музыка по заветам берлинских мастеров.

Fennesz + Ozmotic "Senzatempo" (Touch)

Союз австрийского мэтра с итальянским дуэтом Ozmotic, где Кристиан отвечает за препарированную электрогитару, а итальянцы – за перкуссию и электронику. И звучанием, и настроением всё это недалеко от классических работ Феннеса, разве что на "Senzatempo" чуть заметнее влияние глитча – всё шумит, пощёлкивает и потрескивает, словно где-то неподалеку витает дух Мики Вайнио (Mika Vainio). Сам же Феннес, переложив на коллег функции аранжировщиков и саунд-продюсеров, концентрируется на главном – играет гитарные соло. В результате, на "Senzatempo" рок-составляющая чуть заметнее, чем в сольных релизах Fennesz, и эта "живость" новый диск очень красит.

Castelli "Anni Venti" (Bordello A Parigi)

And now something completely different. После такой порции гуделок, шуршалок, журчалок и иногда стучалок, послушайте-ка идеальный синтезаторный поп-альбом, который опоздал в этот обзор на пару недель, но пройти мимо просто невозможно. "Anne Venti" – второй по счету альбом 39-летнего музыканта из Милана Стефано Кастелли. И это даже не совсем итало-диско, а электропоп "широкого профиля". Здесь есть и стопроцентное диско 80-х, и что-то типа электроклэша, и сентиментальные баллады, и несколько быстрых треков в духе "Take On Me" / "Blinding Lights". Но главное – здесь всё в порядке не только с формой, но и с содержанием. Это хитовые и сверхэмоциональные поп-песни с типично итальянским, эстрадным в лучшем смысле слова сонграйтингом (все они, разумеется, на итальянском). Вспоминаются одновременно и другие клиенты Bordello A Parigi, группа Cristalli Luqidi, и Savage с Valerie Dore, и какие-то неведомые призраки Сан-Ремо.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

02.05.2023, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: