МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов апреля

The National, Файст, возвращение EBTG и новые начинания титанов построка - в обзоре главных пластинок апреля

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

The National "First Two Pages of Frankenstein"

Работая над девятым альбомом The National, их перманентно опечаленный фронтмен Мэтт Бернингер (Matt Berninger) пережил жестокий творческий кризис, поставивший под угрозу будущее группы, однако, слушая "First Two Pages of Frankenstein", об этом в жизни не догадаешься. Если совсем вкратце, это еще одна пластинка The National - без особых приключений со звуком (меньше драм-машин) или чрезмерно ярких песен (хотя второй из дуэтов с Фиби Бриджерс, "Your Mind Is Not Your Friend", из общего ряда выделяется), интроспективная и вряд ли способная очаровать кого-то, кроме фанатов. Дуэт с Тейлор Свифт (Taylor Swift) звучит как песня с одного из спродюсированных Аароном Десснером (Aaron Dessner) инди-фолк-альбомов самой Тейлор, а вот Суфьяна Стивенса (Sufjan Stevens), напротив, почти не слышно. Неймдроппинг в текстах ("What about the Cowboy Junkies? / What about the Afghan Whigs?" - делят коллекцию пластинок экс-любовники) мало-помалу превратился в часть этоса группы, столь же незаметно выпустившей третью необязательную пластинку подряд.


Jessie Ware "That! Feels Good!"

Случившийся в разгар пандемии диско-ривайвл отправил в стратосферу одну ее зачинщицу (Дуа Липу), узаконил особый статус другой (Кайли Миноуг) и не на шутку раскрепостил третью - некогда большую надежду британского соула, а ныне мать-героиню, популярного подкастера и да, королеву диско Джесси Уэр. В ее способностях взбодрить танцполы убедила пластинка "What's Your Pleasure?" трехлетней давности, ну а на ее сиквеле Джесси не отказывает себе вообще ни в чем: воссоединившись с Джеймсом Фордом (James Ford) и взяв ему в напарники продюсера Мадонны (Madonna) и той же Дуа Липы Стюарта Прайса (Stuart Price), самопровозглашенная "ханжа" поет о похоти всех мастей и калибров и утверждает, что "that! feels! good!" в жаркой компании Рошин Мерфи (Róisín Murphy), Джеммы Артертон (Gemma Arterton) и той же Кайли под зажигательный аккомпанемент звезд лондонской джазовой сцены из SEED Ensemble и Kokoroko. Я очень скучаю по Джесси образца "Devotion" и "Tough Love", но и к этой, записавшей один из самых захваленных альбомов года, вопросов не имею.


Feist "Multitudes"

Турбулентными вышли шесть лет, разделившие релизы предыдущего ("Pleasure") и нового альбома канадки Лесли Файст, которая стала матерью, похоронила отца, спела с титулованными земляками The Tragically Hip и публично отказалась делить сцену с оскандалившимися Arcade Fire. Ну а пока вся планета шарахалась от одного локдауна к другому, Файст осуществила свой, возможно, самый амбициозный проект, отыграв несколько камерных резиденций с акцентом на совсем новые, сочинявшиеся в буквальном смысле на ходу песни. Результат - эта пластинка, записанная в компании обычных подозреваемых (Mocky, Чилли Гонсалес) и вездесущего Блейка Миллса (Blake Mills), но звучащая интимнее, чем сольный сет под гитару у костра. Вопреки его названию, душеспасительный фолк "Multitudes" оказался однороднее и ровнее всего когда-либо записанного Файст: тех, кому она знакома по камео в саундтреках или приснопамятной рекламе айпода, эта спартанская элегантность оставит в недоумении. Из общего настроения выбивается разве что "Borrow Trouble", в концовке которой Файст отчаянно пытается перекричать саксофонное соло.


Daughter "Stereo Mind Game"

Еще более продолжительный - семь лет - студийный тайм-аут взяли перед выходом своего третьего альбома участники лондонского трио Daughter, чья фронтвумен Елена Тонра (Elena Tonra) выпустила за это время пару сольных записей под вывеской Ex:Re. Вернулись Daughter так, как будто никуда не уходили: это все та же погруженная в раздумья, ненавязчиво мученическая музыка, когда-то научившаяся блуждать вокруг да около дрим-попа, инди-фолка и слоукора и продолжающая заниматься ровно тем же самым декаду спустя. Песни трио могут быть посвящены сходящим на нет отношениям ("Be on Your Way"), стирающей память аддикции ("Party") и другим приходящим с возрастом проблемам, но в общем знаменателе у них остаются красивые мелодии, изящные аранжировки и неутихающий диалог обманчиво бесстрастного вокала Тонры и воспитанной шугейзерами гитары ее экс-бойфренда Игоря Хаефели (Igor Haefeli).


El Michels Affair & Black Thought "Glorious Game"

Пока великая филадельфийская группа The Roots продолжает безбожно затянувшуюся работу над своим 12-м, не считая коллабораций, альбомом "End Game", а ее бэндлидер и оскароносный кинематографист Куэстлав (Questlove) расходует репутационные баллы, заработанные "Летом соула", на игровой ремейк диснеевских "Котов-аристократов", его коллега Black Thought не тратит время попусту, выпуская вторую полнометражную пластинку за 9 месяцев. Его союз с соул-группой El Michels Affair не достигает высот совместного альбома с Danger Mouse (их "Cheat Codes" угодил в топ-10 "Прослушки" по итогам прошлого года), но послужной список одного из главных эмси в истории хип-хопа, как и ожидалось, украшает. Всего за полчаса звучания тут происходит больше, чем на иных двойных альбомах: El Michels Affair вдохновенно рубят и шинкуют собственные оригинальные мелодии, Black Thought как никогда автобиографичен (и, как всегда, напорист), на подпевках появляются люди вроде Son Little и Кирби (Kirby), а начинается все с семпла из "Ting-A-Ling" Шаббы Рэнкса (Shabba Ranks).


Everything But the Girl "Fuse"

11-й вообще и первый с прошлого века альбом Трейси Торн (Tracey Thorn) и Бена Уотта (Ben Watt) - прямо скажем, непредвиденный памятник их разменявшему пятый десяток романтическому и творческому союзу. Оставив заметный след в летописях софисти-попа, трип-хопа и дискотек 1990-х, где гремел ремикс "Missing", EBTG распались на пике формы, на прощание отказавшись разогревать U2, что казалось осмысленным и красивым решением, неминуемо конфликтующим с самой идеей камбэка четверть века спустя. Поначалу он заигрывает с определением триумфального: первые три песни мастерски воссоздают настроение канонического "Walking Wounded" и последовавшего за ним "Temperamental" и входят в число лучших записей группы. Дальше все сложнее: в дело идут автотюн и филлеры, и к середине второй стороны пластинка теряет темп (который, справедливости ради, снова находит в финале). На "Fuse" достаточно ностальгических триггеров, чтобы не разочаровать поклонников, но на правах одного из них признаюсь: хотелось большего.


Silver Moth "Black Bay"

Еще одна женатая пара - гарант интереса к этой пластинке, рожденной максимально злободневным образом: в результате переписки в твиттере, приведшей к созвону в Zoom. Судьбоносный обмен сообщениями затеяли гитарист и певец английской постпанк-группы Abrasive Trees и певица Элизабет Электра (Elisabeth Electra), безотлагательно втянувшая в эту авантюру своего мужа, фронтмена Mogwai Стюарта Брейтуэйта (Stuart Braithwaite). Найдя еще четверых музыкантов во главе с вокалисткой Эви Вайн (Evi Vine), свой дебютный альбом Silver Moth записали в формате свидания вслепую, познакомившись на пароме, который доставил их в островную студию Black Bay на шотландском севере. Живописные декорации и смерть общей подруги вдохновили эти шесть песен, на бис осваивающих нещадно утоптанную территорию поздних Talk Talk и самих Mogwai (педали Стюарта не перепутаешь ни с чем), заставляя задаться внезапным вопросом: почему в построке так мало женских голосов?


GoGo Penguin "Everything Is Going to Be OK"

Пережив серию личных (смерть родных) и кадровых (уход барабанщика) потерь, номинанты Mercury Prize вернулись с шестым альбомом под жизнеутверждающим названием и пошловатой обложкой - с отставанием от их обычного графика (предыдущие пластинки группы выходили в 2012, 2014, 2016, 2018 и 2020 годах), но без особых вмешательств в их modus operandi. Однажды названные "инструментальными Coldplay", манчестерцы продолжают сочинять мелодичные, доступные, вдохновленные электроникой, но приспособленные к специфике джазового трио композиции, местами скатывающиеся в такой easy listening, что вспоминаются не Jaga Jazzist или The Cinematic Orchestra, а чуть ли не группа De-Phazz. GoGo Penguin всегда умели найти необходимый баланс между красотой и мастерством, так что назовем эту их пластинку - симпатичную, но не более того - кризисной.


Emahoy Tsege Mariam Gebru "Jerusalem"

26 марта в Иерусалиме умерла Эмахой Тцеге Марьям Гебру - рожденная в Эфиопии монахиня, композитор и пианистка, записывающаяся с 1960-х, но статус музыкальной иконы заработавшая сравнительно недавно, по следам посвященной ей документалки BBC, камео в саундтреках к орденоносным фильмам ("Время", "Идентичность") и восторгов годившихся ей во внуки инди-рокеров. "Jerusalem" - изначально приуроченная к недавнему 99-летию Эмахой, но оказавшаяся посмертной пластинка, половину названия и часть треков занявшая у раритетной "The Hymn of Jerusalem" полувековой давности. В одной из здешних песен Гебру поет (вскоре должен выйти ее первый вокальный LP), но основная задача этого альбома (сборника? переиздания?) - еще одна демонстрация ее уникального исполнительского и сочинительского почерка, где классика находит общий язык с блюзом и джазом, а африканские традиции - с европейскими.


Альбом месяца
ALL HANDS_MAKE LIGHT ""Darling the Dawn""

Апрель был, как всегда, содержательным месяцем для канадской музыки: 1 мая - дедлайн очередного цикла Polaris Music Prize (тамошней версии Mercury Prize), так что, помимо уже упомянутой Файст, по весне дружно высказались и другие важные артисты в диапазоне от Хейдена (Hayden) и Braids до Дэниела Сизара (Daniel Caesar) и Kid Koala. Но лучшая канадская - и не только - пластинка месяца вышла на монреальском лейбле Constellation, чей образцовый каталог недавно пополнился дуэтом Эфрима Менака (Efrim Menuck) из Godspeed You! Black Emperor и Ариэль Энгл (Ariel Engle) из Broken Social Scene. Они знакомы как минимум с 2014 года, когда голос Энгл прозвучал в ремиксах, оказавшихся последними записями еще одного ведомого Менаком построк-оркестра Thee Silver Mt. Zion, но на полноценную коллаборацию решились во время пандемии.

Началось все осенью 2021-го с выпущенной тиражом в 200 копий кассеты (оттуда сюда перекочевали два трека), а продолжается уже во всю силу и в полный рост. В центре происходящего по-прежнему голос Ариэль и коллекция синтезаторов Эфрима, но в самые ответственные моменты к ним присоединяются скрипачка Джессика Мосс (Jessica Moss) и барабанщик Suuns, а самое интересное происходит в двух 10-минутных треках, один из которых - типичная для Менака духоподъемная апокалиптика под неотразимым названием ("We Live on a Fucking Planet and Baby That's the Sun"), а второй ("The Sons and Daughters of Poor Eternal") - вполне себе краутрок. Но моя любимая вещь - это дюжий дрон "Anchor", на время позволяющий забыть, что Thee Silver Mt. Zion давно не подают признаков жизни, а новый мерч GY!BE пугает туманной формулировкой "Финальные два тура".


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

02.05.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: