МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов марта

Лана Дель Рей, M83, Кэролайн Роуз и голос The Dears - в обзоре главных пластинок марта

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

boygenius "the record"

Как и ожидалось, дебютный LP boygenius без промедления стал самой захваленной пластинкой года: от супергруппы в составе Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers), Джульен Бейкер (Julien Baker) и Люси Дейкус (Lucy Dacus) без ума более или менее все (включая снявшую им короткометражный "the film" оскаровскую номинантку Кристен Стюарт). Спродюсированная самими участницами трио, пластинка и впрямь не разочаровывает: свои бенефисы есть и у Бейкер ("Anti-Curse"), и у Дейкус ("We're in Love"), не говоря уже о Бриджерс, рвущей на лоскуты каждым из ее сольных выходов. Со звучащей повсюду мыслью о том, что как группа boygenius больше, чем сумма ее слагаемых, согласиться при этом сложно: из тех песен, где почерк основного автора не распознается сразу, всерьез удались только вдохновленная Полом Саймоном (Paul Simon) "Cool About It" и разящая 1990-ми "Not Strong Enough". Сила "the record" - не в вокальных гармониях, а в большой женской дружбе, благодаря которой даже выросшая в инди-диву Фиби не рвется на первый план. Ставка на то, что это альбом года, может, и не оправдалась, но ничего, кроме симпатии, эта дюжина песен об отношениях, волнениях и, куда без него, Леонарде Коэне (Leonard Cohen) не вызывает.


Kali Uchis "Red Moon in Venus"

Выпустив по альбому на английском ("Isolation" оказался одним из лучших дебютов 2018 года) и испанском (его сиквел проиграл Bad Bunny в накануне придуманной "Грэмми" категории "Лучший альбом в стиле música urbana"), год назад Кали Учис сообщила, что успела записать еще две полнометражные пластинки. Первая из них снова англоязычная, но если на "Isolation" певица полагалась на содействие целого взвода приглашенных звезд, от Tame Impala и Gorillaz до Tyler, the Creator и Стива Лейси (Steve Lacy), то тут обходится в основном собственными силами (если, конечно, не брать в расчет пару дюжин сопродюсеров). Это чуть менее изобретательный, чем раньше, но по-прежнему неотразимый микс томного неосоула и сладострастного R&B: щеголяя завидными вокальными данными и психоделическими аранжировками, Учис поет о любви во всех ее проявлениях, от окрыляющей до токсичной.


Caroline Rose "The Art of Forgetting"

Пятый альбом Кэролайн Роуз, скорее всего, застанет врасплох тех, кто полюбил ее за предыдущие два: на смену энергичным, остроумным, напрашивавшимся на веселые клипы и камео в тиктоке песням-виньеткам пришла более интроспективная музыка душеспасительного - как минимум для ее автора - свойства. Пережив пару непростых лет, Роуз поет о разбитом сердце и поиске себя, цитирует своего терапевта и семплирует собственный автоответчик, задается важными вопросами ("If that was me then / Then who am I now?") - и смело осваивает стилистический диапазон от фолка до электропопа. Хуки тут, прямо скажем, в дефиците, а вот гитар заметно больше, чем на вышедшей на заре ковида пластинке "Superstar" - которая, как тогда казалось, должна была сделать из Роуз звезду, но вместо этого отправила ее на тропу самопознания.


Emilíana Torrini & the Colorist Orchestra "Racing the Storm"

Первая пластинка Эмилианы Торрини, выпущенная за пределами ее родной Исландии, "Love in the Time of Science" 24-летней давности, настолько заставляла заподозрить в ней новую Бьорк (Björk), что когда та не стала записывать "Песню Голлума" для второго "Властелина колец", продюсеры фильма сошлись на кандидатуре Торрини. До этого Эмилиана числилась в GusGus, после - в соавторах Кайли Миноуг (Kylie Minogue), но все это было очень давно. С момента выхода предыдущей пластинки Торрини прошло десять лет, по ходу которых она напоминала о себе коллаборациями - то с канадским диджеем Kid Koala, то с бельгийским чеймбер-поп-ансамблем The Colorist, сначала аккомпанировавшим исландке на live-альбоме, а теперь доросшим до статуса ее соавторов, через запятую с получившей исландское гражданство Маркетой Иргловой (Markéta Irglová) из великого фильма "Однажды". Стараниями бельгийцев старые и новые песни Торрини, когда-то метавшейся из трип-хопа в инди-фолк, ушли в общий знаменатель, где всем уверенно заправляют струнные и перкуссии.


M83 "Fantasy"

После выхода эпического двойного альбома "Hurry Up, We're Dreaming" солидная репутация M83 превратилась в мировую славу: номинация на "Грэмми", сочинение саундтрека к блокбастеру с Томом Крузом, хедлайнерские сеты - и так вплоть до программного (для всякого уважающего себя французского электронщика) вклада в пластинку Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre). Веселый, без претензий, синтипоп следующего альбома "Junk" оценили немногие, так что на "Fantasy" Энтони Гонсалес (Anthony Gonzalez) опять взялся за свое: чем эйфоричнее его вокал, чем слаще хуки и чем выше возводимая M83 стена звука (шугейз это или спейс-рок? присяжные продолжают заседать), тем лучше. Не очень понятно, зачем нужно было сопровождать столь навязчивые красоты настолько уродливой обложкой, но звездам виднее, а Гонсалес, как бы он ни прятался под масками мультиинструменталиста, продюсера и Квазимодо, самая что ни на есть поп-звезда.


Murray A. Lightburn "Once Upon a Time in Montréal"

Третья сольная пластинка "черного Моррисси", чья группа The Dears как-то разогревала Земфиру в "Олимпийском", рекламируется - и, что важнее - звучит как его самая личная запись. Короткий (всего полчаса), но щедрый на эмоции альбом под близким и моему сердцу названием "Once Upon a Time in Montréal" - посвящение покойному отцу Лайтберна, в 1960-х переехавшему в Канаду из Белиза, игравшему на саксофоне в нескольких монреальских джаз-бендах, а потом бросившему музыку и ставшему священником. Красиво переживая свои непростые отношения с отцом (и романтические - с родным городом), фронтмен The Dears изменяет англофильскому инди-року с соулом (в смысле вокала) и джазом (по части инструментария) и чуть ли не впервые в карьере демонстрирует не только сочинительский талант, но и исполнительский диапазон.


Steve Mason "Brothers & Sisters"

Ничто - даже их младшие братья из Django Django - не избавит от тоски по The Beta Band, но их экс-фронтмен Стив Мейсон продолжает пробовать: это его пятая сольная пластинка после распада группы, и каждая из них по-своему хороша. Это богато и современно спродюсированный альбом, где всегда чуткий сочинительский нюх Мейсона дополняют госпел-хор, электронные биты продюсера Tev'n и эффектные фиты пакистанца Джаведа Башира (Javed Bashir). Последние можно назвать программными: Стив называет "Brothers & Sisters" "массивным fuck you" по адресу брексита и антииммиграционной риторики, поет про империализм и всеми способами напоминает, что одним из его главных сонграйтерских козырей всегда была diversity. Знающая толк и в балладах, и в танцевальной неопсиходелии, музыка Мейсона звучит так же любознательно и свежо, как и четверть века назад.


Lonnie Holley "Oh Me Oh My"

Очевидно, важнейшая работа в музыкальной карьере американского художника-аутсайдера - выросшего в Алабаме времен законов Джима Кроу 7-го из 27 детей (сам Холли утверждает, что в возрасте 4 лет его поменяли на бутылку виски), чей фолк-арт демонстрировался, в частности, в Белом доме. На "Oh Me Oh My" 73-летнему титану, и прежде привлекавшему внимание музыкантов в диапазоне от Даниэля Лануа (Daniel Lanois) до Animal Collective, ассистирует целая дрим-тим во главе с продюсером Jacknife Lee (U2, R.E.M., The Killers). Но, несмотря на мастерские камео людей вроде Майкла Стайпа (Michael Stipe), Bon Iver или Moor Mother, вопрос, кто тут за главного, не стоит ни разу. Основная заслуга продюсера и гостей, наверное, в том, что на "Oh Me Oh My" художественные декламации Холли стали доступнее - некоторые из них даже можно назвать песнями.


Neil Cowley "Battery Life"

Пластинкой "абстрактных воспоминаний и украденных отрывков" называет свою вторую сольную работу английский пианист Нил Каули, игравший на орденоносных альбомах Адель (Adele) и в составе трио имени себя, прежде чем заняться более изощренной, вдохновенно орудующей винтажными синтезаторами и полевыми записями музыкой. Активнее всего он ворует у признанного умельца работать на стыке электроники, эмбиента и неоклассики Нильса Фрама (Nils Frahm): вещи вроде "Arkansas" или "Ticker Tape" легко принять за его ауттейки. Впрочем, поскольку сам Нильс в последние годы чересчур увлекся чистокровной (то полчаса в формате solo piano, то три часа эмбиента) музыкой, его прежний modus operandi даже в чужом - особенно таком искусном - исполнении заходит на ура.


Альбом месяца
Lana Del Rey " Did you know that there's a tunnel under Ocean Blvd"

Если "Norman Fucking Rockwell!" был ее magnum opus, то девятый LP Ланы Дель Рей - это своеобразный power trip: от происходящего на "Did You Know…" разбегаются глаза и кружится голова. Это 78 минут вдохновенного, неотфильтрованного сонграйтерского фристайла, впечатляющего не столько качеством, сколько размахом. Вот поп, вот госпел, вот американа, вот диалог с Леонардом Коэном, вот 7-минутный эпос о культуре изнасилования, а вот семплирующая соблазнительный рэп канадки Tommy Genesis ода похотливости (и группе Red Hot Chili Peppers). Среди других гостей пластинки - инди-крунер Father John Misty, джазмен Джон Батист (Jon Batiste), группа Bleachers (чей фронтмен и главный из сопродюсеров Ланы Джек Антонофф на пару с ней поет о собственном романе - вплоть до даты свадьбы - с актрисой Маргарет Куэлли) и даже пастор Ланы, чья проповедь о страсти служит одной из интерлюдий. Без них - и еще пары треков - можно было обойтись, но облюбованная Ланой стилистика "качу куда хочу" подразумевает не только великие песни (вроде баллады "Paris, Texas" или дуэта с FJM), но и авторемейки, и самоповторы, и даже откровенные глупости - это упоительный поток сознания, уворачиваться от которого не хочется даже в его менее внятные моменты.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

04.04.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: