МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов января

Фолк-джаз, психоделик-рэп и Игги Поп - в обзоре главных пластинок января и - на сдачу - декабря

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Iggy Pop "Every Loser"

Наняв продюсером всеядного Эндрю Уотта (Andrew Watt), в чьем резюме соседствуют Оззи, Майли, сэр Элтон и песня "Peaches", и собрав звездную команду аккомпаниаторов, куда, наряду с Уоттом, входят музыканты Jane's Addiction, Guns N' Roses, RHCP и Pearl Jam, 75-летний Игги Поп впервые за довольно много лет не заигрывает с джазом, электроникой, блюзом или арт-роком. Вместо этого он вдохновенно занят своим делом: то веселыми, то злыми, но неизменно борзыми и напористыми номерами, не столько возвращающими в 1970-е, сколько довольно ухмыляющимися на тему того, что те - в лице записей The Stooges или пластинки "Lust for Life" - никогда никуда не уходили. В двух песнях (включая, возможно, лучшую на альбоме "The Regency") играет покойный Тейлор Хокинс (Taylor Hawkins).


Lil Yachty "Let's Start Here."

Прежде чем поделиться с миром спродюсированным им по заказу "Грэмми" массивным (13 минут, две дюжины песен) трибьютом хип-хопу, оскароносный бэндлидер The Roots Куэстлав (Questlove) зашел в фейсбук, чтобы выразить подробный восторг от пятой пластинки Lil Yachty - "возможно, самого удивительного поворота в чьей угодно музыкальной карьере" на памяти Куэстлава, "особенно под зонтиком хип-хопа". Поворот и впрямь впечатляющий: звезда трэпа и один из исполнителей шлягера "Broccoli" заиграл ни много ни мало психоделический рок - вдохновленный Funkadelic, Parliament и, думается, Tame Impala, щеголяющий эпическими гитарными соло и наваристым продакшном (в том числе, Патрика Уимберли из Chairlift) и неизбежно напоминающий трансформацию Childish Gambino времен "Awaken, My Love!" Тут нет своей "Redbone", но начало и концовка у альбома вполне феерические.


Låpsley "Cautionary Tales of Youth"

Третий альбом голосистой англичанки без (ярко выраженных) скандинавских корней не берет высот предыдущего, где она без страха и упрека цитировала Кейт Буш (Kate Bush), но и не разочаровывает. Это мелодичный, хорошо спродюсированный и в меру гибкий электропоп, напоминающий всех сразу и никого конкретно: записанный между Лондоном и Кейптауном в компании нескольких продюсеров (в их числе - издающаяся лейблом Hyperdub канадка Джесси Ланза), альбом изящно лавирует между клубной музыкой и альтернативным R&B. Не боясь браться за серьезные темы вроде душевного здоровья, Лапсли была и остается оптимисткой: настолько жизнеутверждающие пластинки этой зимой - большая редкость.


Biig Piig "Bubblegum"

Еще большая редкость - исключения из правил этой рубрики, традиционно предпочитающей полнометражные альбомы 18-минутным микстейпам. Но фигурантка недавнего топ-10 BBC Sound of 2023 заставляет закрыть глаза на формат ее номинального дебюта - не менее эффектного, чем захваленный 18-минутный микстейп возглавившей десятку Sound of 2022 PinkPantheress. Рожденная в Ирландии, выросшая в Испании и базирующаяся в Лондоне Джессика Смит (Jessica Smyth) на виду уже не первый год, но с выходом "Bubblegum" - заразительной коллекции битов и хуков, которые тянет то в гэридж, то в диско, то на территорию The xx, да еще и с лирическими отступлениями на испанском - цена ее акций должна улететь в стратосферу. Альбом это или нет, среди здешних семи песен нет ни одной проходной.


Kimbra "A Reckoning"

Еще один пример вольномыслящего, жанрово флюидного альт-попа демонстрирует на своем четвертом альбоме новозеландка Кимбра, десять лет назад выигравшая пару "Грэмми" за нашумевшую коллаборацию с Готье (Gotye). Название альбома - не единственное подмигивание по адресу Radiohead: первая же песня начинается со слегка перефразированной строчки из "There There", да и вся пластинка - взлом самоидентификации, которых не бывает без притянутых за уши аналогий с "Kid A". Работая на стыке инди-попа, R&B и электроники, Кимбра - сама себе режиссер, продюсер (на пару с Райаном Лоттом из претендующих на композиторский "Оскар" Son Lux) и даже издатель: после дюжины лет под крылом мейджор-лейбла певица выпустила "A Reckoning" своими силами. Дуэт с Лоттом "foolish thinking" - возможно, лучшая песня Кимбры со времен "Somebody That I Used to Know".


Gaz Coombes "Turn the Car Around"

Затянувшийся из-за пандемии реюнион Supergrass увенчался камео на лондонском трибьюте Тейлору Хокинсу - и, видимо, решив, что выступление на "Уэмбли" не перебьет ничто, группа распалась во второй раз. Что-то теряем, что-то находим: судя по четвертому сольнику ее фронтмена и особенно синглу под двусмысленным названием "Don't Say It's Over" (посвященному, впрочем, не дважды бывшим коллегам, а жене музыканта), взгляд назад пошел Кумбсу на пользу. "Turn the Car Around" - его новый карьерный пик, заставляющий вспомнить то Боуи, то пост-бритпоп, то опять-таки Radiohead (причем середины 1990-х) всплеск сочинительской формы, вдохновленный прелестями отцовства и прочими нюансами взросления.


Dead Meadow "Force Form Free"

Ветераны стоунер-рока из Вашингтона (они же - авторы одной из моих любимых песен, "альтернативной" версии "Everything's Going On") загодя отметили четвертьвековой юбилей, выпустив восьмую полнометражную пластинку, на которой как никогда мало вокала. Довольно очевидно, что одной из любимых групп Dead Meadow были и остаются Black Sabbath (конкретно - образца "Planet Caravan"): по сравнению с соседями по среднестатистическому лайнапу какого-нибудь Austin Psych Fest их бренд неопсиходелии слишком строгий и недостаточно колоритный. Как следствие, наварить на теперешнем - повышенном - интересе к психоделическому року у них вряд ли получится, но непохоже, чтобы такая цель преследовалась: "Force Form Free" напоминает не столько альбом, сколько качественную компиляцию черновиков.


Leland Whitty "Anyhow"

Сольный дебют участника орденоносного канадского трио BadBadNotGood, где Уитти играет на саксофоне, гитаре и, если очень надо, струнных, в целом держится линии, которую давно и успешно гнет его группа (что немудрено: в записи пластинки поучаствовали еще три, включая бывшего, музыканта BBNG). Это джаз, историей жанра если и увлеченный, то без фанатизма: грубо говоря, Колтрейн для "Anyhow" важен примерно в той же степени, что и саундтреки Джонни Гринвуда (что опять-таки логично: в свободное от BBNG время Леланд пишет музыку для кино). Получасовая пластинка не успевает убедить в том, что Уитти - новая надежда джаза, но его дар мультиинструменталиста (помимо прочего, музыкант выписывает кренделя на клавишных и флейте) отрицать бессмысленно.


Jonah Yano "portrait of a dog"

Не обошлось без Уитти с BadBadNotGood и на этой пластинке - втором альбоме рожденного в Хиросиме и базирующегося в Монреале гитариста, певца и сонграйтера, чьи песни могли бы сойти за олдскульный фолк (в подтверждение этого тезиса тут имеется кавер Вашти Буньян), не украшай их орнаментальные, с неминуемым уклоном в джаз, аранжировки BBNG. В финальном треке их коллаборация выходит за рамки своего формального определения - 6-минутный инструментал написали и исполняют трое из Торонто, - но Яно настаивает на том, что пластинка очень личная: ее содержание продиктовали брейкап и общение со страдающим деменцией дедушкой (его фрагменты тут увековечены в форме семплов). "portrait of a dog" и впрямь похож на дневник - лишенный очевидной логики и написанный не всегда разборчивым почерком, но подкупающий интимностью и прямотой.


Альбом месяца
Ryuichi Sakamoto "12"

Не всякий великий музыкант выходит на финишную прямую достойным их послужного списка альбомом, что легко объяснить: даже зная, что твой следующий альбом может оказаться последним, с этим знанием едва ли просто заключить мировое соглашение. Тем ценнее записи вроде "You Want It Darker", "Blackstar" или вот "12" - возможно, последнего (хотя давайте верить, что нет) студийного альбома великого Рюити Сакамото. Поначалу кажется, что это более или менее типичный для позднего Сакамото минимализм: умиротворенный, элегический диалог пианино и синтезаторов, который напрашивается на подвижные иллюстрации, снятые камерой Дикинса или Любецки. Но если присмотреться к трек-листу (даты в хронологическом порядке, единственное исключение - финальный, сыгранный на колокольчиках трек) и прислушаться к дыханию композитора в наушниках, понимаешь, что это еще один альбом-дневник, отважно документирующий скорый конец большого пути.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

08.02.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: