МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов ноября

Phoenix, Röyksopp, треть The Smile и много Sault - в обзоре главных пластинок месяца

"Тебе нравится музыка?" - спросил герой одного хорошего фильма его героиню. "Тебе нравится дышать?" - парировала она. В эти смутные и страшные времена странно и сложно думать и тем более писать о музыке, но не слушать ее - в том числе, новую - и вовсе невозможно. Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Stormzy "This Is What I Mean"

Единственный британский рэпер, побывавший в хедлайнерах Гластонбери, решительно изменяет биту и флоу с госпелом, R&B и задушевными балладами, где для пущей убедительности гостят люди вроде Самфы (Sampha) и Джейкоба Кольера (Jacob Collier). Словно повторяя за Кендриком Ламаром (Kendrick Lamar), потенциальный альбомный хайлайт - сингл "Mel Made Me Do It" - Стормзи оставил за бортом пластинки - видимо, чтобы не нарушать ее стилистическую однородность. Вероятно и то, что кому-то этот Стормзи может показаться слишком разомлевшим, но, во-первых, на то "This Is What I Mean" и брейкап-альбом, а, во-вторых, на всякую "Firebabe" тут найдется своя "My Presidents Are Black" - политический комментарий на тему расизма, где, цитируя все того же Кендрика, англичанин добавляет, что "I'm Serena for you Sharapovas".


Phoenix "Alpha Zulu"

Посвященной памяти Филиппа Здара (Philippe Zdar), записанной в пустом Лувре в первые месяцы ковида, выходящей на пике всеобщей озабоченности всем, но отчаянно жизнелюбивой пластинкой напомнили о себе четверо из Версаля, променявшие ветреное итало-диско "Ti Amo" на эклектичный микс идей (вернее, их фрагментов) в духе своих ранних записей. На "Alpha Zulu" нашлось место титульному треку с идиотским, но неотразимым хуком "Woo ha, singin' hallelujah", дуэту с Эзрой Кенигом (Ezra Koenig) из Vampire Weekend и расширенной версии песни "Identical" из саундтрека к "Последней капле" Софии Копполы. Вообще, если прислушаться, то больше всего седьмой альбом Phoenix похож на среднее арифметическое саундтреков ко всей фильмографии Софии (которая, как известно замужем за фронтменом группы Томасом Марсом): тут френч-поп, там нью-вейв, а где-то и вовсе совершеннейшие The Strokes.


Weyes Blood "And in the Darkness, Hearts Aglow"

Многоуважаемая американская певица Натали Меринг (Natalie Mering) продолжает писать красивые, длинные, поэтичные песни в духе своего предыдущего, обласканного критикой альбома "Titanic Rising". Новая пластинка - продолжение начатой им трилогии, где экзистенциальное почти всегда соседствует с чем-то будничным и личным, пышность аранжировок не уступает глубине лирики, а ее начитанная сочинительница (чей сценический псевдоним - следствие ее любви к Фланнери О'Коннор) медленно, но верно превращается в самую законную из наследниц Джонни Митчелл (Joni Mitchell). Порой музыка Weyes Blood кажется немного слишком монотонной, но местами - см. "Grapevine" или "Twin Flame" - прыгает выше головы.


Duke Garwood "Rogues Gospel"

Появившись на немногочисленных, но чутких радарах благодаря коллаборациям с Марком Ланеганом (Mark Lanegan), англичанин Дюк Гарвуд и прежде отчаянно напоминал своего серийного напарника, но после его смерти - 22 февраля 2022 года, за пару мгновений до войны - в Дюка, похоже, вселился дух покойного. Звучащий в самом начале альбома "Maharaja Blues" - могучая, шаманская вещь, которую легко представить на еще одной совместной пластинке двух блюзменов, всем цветам радуги всегда предпочитавших тысячу и один оттенок черного. Записанный не где-нибудь в калифорнийской пустыне, на что намекают его звучание и прежние привычки музыканта, а в летнем доме в окрестностях британского Борнмута, "Rogues Gospel" - винтажный Гарвуд, чьим голосу, гитаре, органу, кларнету и саксофону ассистирует хозяин летнего дома, барабанщик Пол Мэй (Paul May).


Helen Ganya "polish the machine"

Базирующаяся в Брайтоне певица и сонграйтер шотландских и тайских кровей записывалась под псевдонимом Dog in the Snow, но по-настоящему раскрылась, вернувшись к своему паспортному имени. Это утонченный, эйфорический арт-поп, в котором можно услышать эхо Кейт Буш (Kate Bush), Bat for Lashes или Джулии Холтер (Julia Holter), но можно усмотреть и курс на мейнстрим: по сравнению с предыдущей пластинкой "Vanishing Lands" в песнях Хелен стало чуть меньше театра и заметно больше увесистых мелодических хуков. Иногда ("young girls never die") им аккомпанирует без пяти минут индустриальный бит, но в основном все очень воздушно - как золотая середина между трип-хоповой и клубной ипостасями Goldfrapp.


Village of the Sun "First Light"

На счету саксофониста Бинкера Голдинга (Binker Golding) и барабанщика Мозеса Бойда (Moses Boyd), составляющих лондонский дуэт Binker & Moses, уже есть одна из лучших джазовых записей уходящего года, февральский LP "Feeding the Machine". Но этой - кажется, идеальной - паре этого мало: найдя общий язык с Саймоном Рэтклиффом (Simon Ratcliffe) из другого - электронного и полузабытого - дуэта Basement Jaxx, Бинкер и Мозес записали еще более впечатляющую пластинку, намекающую на то, в каком направлении может развернуть нашу любимую лондонскую джазовую сцену. Самый эффектный пример слияния и поглощения двух творческих методов - это выдающийся 7-минутный трек, давший проекту название, но отчаянно хороши все шесть.


Tom Skinner "Voices of Bishara"

Набив руку в составе сразу двух британских супергрупп, джазовой Sons of Kemet и пришедшего на смену Radiohead (причем вовсе не факт, что временно) пауэр-трио The Smile, свою дебютную пластинку выпустил барабанщик Том Скиннер, признанный своим сразу по двум важным для современного джаза адресам: уже упомянутому лондонскому и набирающему вес чикагскому. Альбом выпущен тамошним лейблом International Anthem, и, как правило, это означает, что на нем должен нарисоваться Джефф Паркер (Jeff Parker), но на "Voices of Bishara" гостят именитые англичане: Нубия Гарсия (Nubya Garcia) и, куда без него, Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings). Вопрос, кто в лесу хозяин, тут, однако же, не стоит: Скиннер, чья искусная, но не показушная техника - секретное оружие превосходных живьем The Smile, держит этот лаконичный, но содержательный мини-альбом в ежовых рукавицах: настолько сдержанным и сфокусированным что-либо похожее на фри-джаз бывает редко.


Röyksopp "Profound Mysteries III"

К окончанию уложившейся в чуть больше, чем полгода, и чуть меньше, чем три часа звучания, альбомной трилогии может показаться, что норвежцы злоупотребляют нашим гостеприимством: ее хронометраж впервые зашкаливает за часовую отметку, среди новых треков начинают мерещиться авторемейки изданного на первых двух пластинках, и даже коллаборация с титанической Элисон Голдфрэпп (Alison Goldfrapp) оказывается, в общем, необязательной. К их чести, Röyksopp знают если не меру, то толк в саморедактуре и ко второй половине "Profound Mysteries III" (она же - шестой LP дорогущего, на вес золота, бокс-сета) набирают обороты: обходящаяся без гостевого вокала, дышащая огнем и 1990-ми "Speed King" - хайлайт всей трилогии, а контрастная связка из "Just Wanted to Know" и "Feel It" - ее более чем достойная кода.


Sault "AIIR", "Earth", "Today & Tomorrow", "Untitled (God)", "11"

Не один или три, а пять (!) новых альбомов выпустила в ноябре британская группа Sault, о которой по-прежнему известны примерно две вещи: что она очень хорошая и что за главного в ней обладатель Brit Award и номинант "Грэмми" Inflo. Продюсер Майкла Кивануки (Michael Kiwanuka), Little Simz и трех песен с альбома "30" Адель (Adele) уже демонстрировал, что ему, в общем и целом, чихать на правила взмолившейся на него индустрии: прошлогодняя пластинка Sault "Nine" была доступна на стриминг-сервисах и для скачивания в течение ровно 99 дней. С новыми все еще хитрее: сначала они были обнародованы как "подношение Богу" для бесплатного скачивания и только затем - за вычетом одного - появились на стримингах. Свои оригинальные жесты и творческие методы музыканты, как и прежде, не объясняют, но на содержание альбомов намекают их заголовки: скажем, "AIIR" - это сиквел вышедшего весной оркестрового "AIR", а "Untitled (God)" - продолжение программных "Unitled (Black Is)" и "Untitled (Rise)". Неожиданнее всего получился скрещивающий фанк с панком "Today & Tomorrow", а убедительнее всего - "11", где стилистический диапазон одновременно привычнее и шире: от психоделического фанка и неосоула до афробита и регги.


Альбом месяца
Plaid "Feorm Falorx"

Эта рубрика старается лишний раз не залезать на территорию соседней, но бывают исключения, ради которых хочется нарушить любые правила: сразу пять пластинок Plaid этого века оказывались в моих топ-20 лучших альбомов года, их live-сетом я надеюсь встретить новый концертный год, а их очередным - и снова отличным - альбомом "Прослушка" провожает год уходящий. Однажды вдохновив еще одну образцово надежную группу Mogwai, на "Feorm Falorx" лондонский дуэт делает примерно то же самое, чем занимались на своем прошлогоднем - великом - альбоме шотландцы: обе пластинки рвут на лоскуты и собирают во вполне оригинальный коллаж все, что им предшествовало. На 11-м альбоме Plaid звучат отголоски их ранних (включая "Double Figure"!) и поздних удач, объединенные галлюциногенным, но по-своему обаятельным нарративом: "Feorm Falorx" - студийная версия концерта на интергалактическом фестивале, где уставшая от локдауна группа выступала перед инопланетянами. Легко и непринужденно меняя ритм и курс, с Tangerine Dream 1970-х на чуть ли не постпанк, Plaid в который уж раз доказывают, что их место в каталоге Warp должно быть одним из самых почетных.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

05.12.2022, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: