МУЗЫКА  Проверка пульса: октябрь

Rival Consoles, Dr Atmo, Jean-Michel Jarre, Dorian Concept, Daphni и другие электронные новинки октября

Rival Consoles "Now Is" (Erased Tapes Records)

К восьмому альбому Райан Уэст (Ryan Lee West), кажется, наконец нащупал баланс между клубной музыкой с одной стороны и неоклассикой и пост-минимализмом с другой. По форме "Now Is" – это мягкая, но всё же упругая, пульсирующая и дышащая сайд-чейнами электроника по заветам Джона Хопкинса (Jon Hopkins), Four Tet или Moderat. Но если начать разбирать структуру композиций, то становится куда более явным влияние академической музыки. Диалог секвенций разной длины, волны и фазы - тут и ассоциации в голову приходят совсем другие, начиная с Катерины Барбьери (Caterina Barbieri) (особенно когда Райан отключает бит), заканчивая Dawn Of Midi и Нильсом Фрамом (Nils Frahm). На выходе – абсолютно лучший диск Rival Consoles, идеально отвечающий тем большим ожиданиям от пластинок выше перечисленных артистов, что в полной мере не оправдались.

Dr Atmo "Seefeld" (Fantasy Enhancing)

Амир Абади (Amir Abadi) aka Dr Atmo – одна из системообразующих фигур лейбла Fax +49-69/450464. Он, чаще всего в составе дуэтов или трио, стоит за целой серией классических факсовских пластинок – Silence, I.F., Escape, Music For Films, The Whole Traffic и так далее. Его первый пик приходится на середину девяностых, затем Амир на какое-то время ушел в тень, изредка издавая уже не эмбиент, а нечто, более близкое к даунтемпо, а затем, в конце 2010-х вернулся к истокам и сделал это настолько хорошо, что "Ruhleben", прошлогодняя коллаборация с Миком Чилледжем (Mick Chillage), стал на мой субъективный вкус лучшим альбомом года. "Seefeld" – его второй соло-релиз для британского лейбла Fantasy Enhancing после сборника "Lost Tapes", и здесь Доктор снова раскрывается во всей красе. На пластинки с факса "Seefeld" при этом не похож абсолютно – здесь, пусть и очень скромно, но всё же присутствуют бит и неторопливо пульсирующий бас (в голову приходит термин "эмбиент-хаус" или даже "эмбиент-техно"), а вдобавок к холодным синтезаторным текстурам здесь регулярно появляется фортепиано или родесы. По духу это совершенная "чиллаутная классика", идеально продолжающая линию сборников "Chill Out" или "Chill Out Or Die" – музыка умиротворяющая, но при этом совсем не лишенная динамики.

Tim Koch "Volplaning" (Central Processing Unit)

Карьера австралийца Тима Коша выписывает примерно те же зигзаги, что и жанр IDM в целом. В начале нулевых Тим был одной из ярчайших фигур второй IDM-волны и выпускал пластинки на самых влиятельных лейблах – Defocus, Merck, U-Cover, n5MD, а также был резидентом первого в мире нет-лейбла Monotonik. Однако к середине позапрошлого десятилетия Тим, как и многие его коллеги, незаметно исчез с радаров, чтобы вновь появиться на них уже в конце 2010-х. С тех пор Кош успел не только выпустить несколько альбомов под разными именами, но и, как бы сказали спортивные комментаторы, снова вышел на пик формы. Сегодня ему удается самая разная музыка от абстрактного эмбиента, глитча и сэмпладелики до динамичного IDM на стыке с электро, при этом вся его современная музыка почти не похожа на то, что он делал в нулевые. "Volplaning", его второй лонг-плей для шеффилдского лейбла CPU – как раз такой случай. Формально это вроде бы IDM, но звучит он как-то совсем не так, как в этом жанре принято. В звуке есть какая-то «живость» как у Prefuse 73, текстуры буквально перенасыщены слоями и деталями, в гармониях есть приятная неочевидность, а мелодии отодвинуты на задний план. Тут и аналогий толком не проведешь, разве что Secede "Vega Libre", и то довольно условно – тот же градус сюрреализма и схожие тембры. Начав с музыки достаточно простой, Тим с годами пришел к сложной, почти не пожертвовав при этом субъективной красотой. И это, кажется, идеальная эволюция электронщика.

Jean-Michel Jarre "OXYMORE" (Columbia)

Жан-Мишель Жарр вот уже полтора десятка лет стремится делать современную музыку. Сначала были откровенные провалы ("Metamorphoses", "Teo & Tea"), затем маэстро достиг некоторого прогресса, подключив к делу звездных соавторов (дилогия "Electronica"), но те настолько перетянули одеяло на себя, что альбомы порой напоминали компиляции, участие в которых самого Жарра просматривалось не всегда. Но ветеран не сдавался и кажется спустя 20 лет всё же сломал систему. Если проводить аналогии с классическими пластинками (а делать это стоит хотя бы потому, что параллельно с поиском нового звука, Жан-Мишель в последнее время активно издает сиквелы своего классического каталога), "Oxymore" – наследник "Zoolook", который уже сам по себе был экспериментом. Здесь тоже много тревожных гармоний, ломаных ритмов, вокальных сэмплов и энической тематики (при этом формально альбом вроде бы посвящен истокам французской электронной музыки и Пьеру Анри в частности, хоть это и не очень слышно). Но звук напоминает вовсе не о заре сэмплерной музыки, а о постиндустриальном IDM – на ум приходят сравнения не то с сайд-проектами Frontline Assembly, не то с Download и другими ипостасями Кевина Ки (cEvin Key) и Фила Вестерна (Phil Western). Название лид-сингла "Brutalism" вполне подошло бы для всего альбома – это запись мрачная и какая-то именно что архитектурная. "Oxymore" (задуманный еще и как мультимедийный VR-проект) едва ли затмит "Oxygene" или даже "Magnetic Fields", но способность сделать что-то яркое за пределами вселенной «Кислорода» и классической аналоговой электроники по заветам семидесятых Жарр однозначно доказал.

The Soviet Space Dog Project "Raum-Zeit-Kontinuum" (Not On Label)

Музыки, звучащей строго по заветам классиков семидесятых, сегодня тоже хватает, вот только в поисках её приходится забираться в дебри сетевого андерграунда. Лондонец Энди Блойс (Andy Bloyce) вот уже несколько лет выпускает главным образом селф-релизы, хотя заслуживает явно большего. "Пространственно-временной континуум" – это, конечно, гимн традиционализма. Блойс блистательно воссоздает тот самый "теплый и ламповый" звук семидесятых – пульсирующие секвенции, тонущие в реверберации, стринг-машины с флэнжерами, обилие всякого рода спецэффектов и аналогового саунд-дизайна, переходы с тревожного настроение на этакое "загадочно-научное" и обратно ¬- всё это сделано строго по лекалам классических пластинок Клауса Шульце (Klaus Schulze) и Tangerine Dream (разумеется, на альбоме всего два трека, один длиной в 20 минут, другой в 40). Но при этом как минимум с точки зрения звука TSSDP – что называется, более "тру". Если это и стилизация, то стилизация очень достоверная, что в наш век "пост-всего" уже здорово.

Serge Geyzel "Love Kamikaze" (Pulse State)

Уроженец Саратова, переехавший в Берлин через Иерусалим (о его биографии мы чуть подробнее писали в февральской "проверке") выпускает уже второй альбом за год, и оба релиза – явные претенденты в любые итоговые топы. Формально "Love Kamikaze" вроде бы попадает под тэг "IDM", но под этой аббревиатурой чаще всего понимается музыка угловатая и несколько тяжеловесная, тогда как треки с "Камикадзе" – это всегда движение, почти полёт. Дело тут скорее всего в сэмплированных ударных, за которыми всё же стоят человеческие руки и живой грув. При этом даже по сравнению с "Xenopnonic", "Love Kamikaze" – пластинка меланхоличная ("Triski" очаровывает мотивом, словно пришедшим откуда-то из середины прошлого века), порой тревожная, а где-то даже печальная, в этом смысле она скорее наследует трип-хопу 90-х. Особенно это сходство усиливается, когда в музыке появляется вокал (трек "From Here", коллаборация с Карстеном Пфлюмом и певицей Матильдой Мёллер) – тут уже впору вспоминать Lamb или Nicolette и её союзы с электронщиками.

Dorian Concept "What We Do For Others" (Brainfeeder)

Четвертый по счету и второй для американского лейбла Brainfeeder альбом австрийца Оливера Джонсона (Oliver Thomas Johnson), начинавшего как один из флагманов недолговечного, но яркого микрожанра "вонки". Если брать шире, стилистика Dorian Concept – это электронный фанк, из которого он смещается то в сторону музыки более сложной и, если угодно, "айдиэмной", то (как сейчас) в сторону чего-то более органического. Большая часть партий на альбоме сыграны "руками", в один дубль без редактирования (а помимо своих продюсерских заслуг, Оливер еще и клавишник-виртуоз), что добавляет пластинке живости (с чем у DC всегда было хорошо, так это с грувом) и, при всем обилии электроники, заметно смещает её куда-то почти в соул, во владения позднего Джоя Орбисона (Joy Orbison) или даже коллеги по лейблу Thundercat. Здесь даже не так редко появляется вокал, но всё же по структуре это скорее "композиции" или "пьесы", а не "песни", что добавляет этой музыке какой-то необычный выверт. Определенно, не лучше, чем "Joined Ends" (программная пластинка Джонсона), но по-своему интересно.

The Space Between Numbers "Nature And Maths" (Not On Label)

Новый проект Ханны Дэвидсон (Hannah Davidson) aka Mrs Jynx и Уилла Хамфриса (Will Humphreys) aka Makirikur. На будущий год у них запланирован альбом на Touched, а пока – пилотный релиз длиной под 40 минут, не то короткий альбом, не то длинная ЕР. И уже этот "тизер" впечатление оставляет просто прекрасное – идеальный эмбиент, та самая музыка, которая прекрасна и почти неподвижна как горный пейзаж. При этом в ней есть и ощущение пространства и панорамы, которое усиливают почти незаметно подмешанные шумы и полевые записи, и гармония. И если 14-минутный трек "Zeta Function", на который есть видео, это уже совсем медитативно-созерцательная музыка, то в 16-минутной "Lazy Connector" даже есть некий динамизм, который придает будто бы закатанный под асфальт эйсидный риф и то и дело опускающийся на этот ландшафт глубокий бас.

Bvdub & James Bernard "Departing In Descent" (Past Inside The Present)

Неожиданный дуэт двух резидентов лейбла A Strangely Isolated Place, изданный на чуть более скоромном, но не менее ярком американском лейбле, в чей каталог принято ходить скорее в поисках имен новых и относительно нераскрученных. Разумеется, вместе Брок и Джеймс записали эмбиент, но здесь интересна в первую очередь диффузия настроений – музыка Bvdub чаще всего пронзительно-печальна, тогда как Бернард предпочитает тон холодно-спокойный, а где-то даже и гармонично-умиротворяющий. Да и инструментарий у музыкантов разный – Брок оперирует пронзительными вокальными сэмплами и пэдами, погружеными в бассейн реверберации и перегруза, а Джеймс Бернард любит звук кристально-чистый, к тому же нередко использует секвенции, пульсации и инструменты с короткой атакой. В этом смысле "Departing In Descent" – это идеальный дуэт, в котором слышно обоих, а музыка за счет их диалога становится многогранной и разнообразной.

The Future Sound Of London "A Space Of Partial Illumination E7.002" (fsoldigital.com)

Главное, пожалуй, достоинство современных FSOL, выпускающих по две-три долгоиграющих пластинки в год, в том, что Брайан Дуганс (Brian Dougans) и Газ Кобейн (Gaz Cobain) свято верны собственным принципам. Чего-то равновеликого "Lifeforms" или "Dead Cities" мы от них может и не услышим, но удовольствие от каждого релиза любителям их уникального (и даже тольком никем не продолженного) звучания гарантировано. "A Space Of Partial Illumination" формально продолжает новую серию, начатую минувшей весной альбомом "Rituals". И если тот диск представлял максимально электронную (и где-то даже IDM-ную) сторону FSOL, то здесь, начав с привычного холодного электронного сюрреализма в духе "ISDN", Газ и Брайан затем движутся в сторону хипповской психоделии – живых инструментов, «сладковатых» гармоний, индийского вокала и т.д. Примерно на "In Solitude We Are At Least Alone (Waltz)" баланс окончательно смещается куда-то к психоделическим записям Amorphous Androgynous, после чего музыканты медленно отъезжают обратно и заканчивают снова хмурой эмбиент-сэмпладеликой.

Nosaj Thing "Continua" (LuckyMe)

Еще один музыкант, которого когда-то было принято ассоциировать с "вонки"-саундом, житель Лос-Анджелеса Джейсон Чунг (Jason Chung) к седьмому лонг-плею подписался на лейбл LuckyMe и тоже переключился на подчеркнуто мягкий звук, но мягкости этой достигает совсем иначе. Теперь его музыка почти всегда строится вокруг неспешных сэмплированных ломаных ритмов – тут и почти классический трип-хоп, и броукен-бит, и заторможенный гэрридж, и препарированный R&B, и даже чиллвейв. При этом если у Dorian Concept вокал играет роль сугубо вспомогательную, то "Contunua" – пластинка почти целиком песенная, где за вокал отвечает россыпь приглашенных гостей, местами довольно звездных – тут и Panda Bear, и Казу Макино (Kazu Makino) из Blonde Redhead, и Джулиана Барвик (Juliana Barwick), и южнокорейская группа HYUKOH, и новый "золотой голос Дфрики" Дюваль Тимоти (Duval Timothy). Чего-то подобного в пору было ждать от UNKLE или даже Massive Attack. И хотя в нынешнем звучании Nosaj Thing все же чуть больше R&B, чем хотелось бы, но кажется перед нами редкий пример электронщика, полностью подружившегося с песенным форматом.

Daphni "Cherry" (Jiaolong)

Танцевальная ипостась Дэниэла Снейта (Daniel Snaith) aka Caribou, в которой он чаще играет диджей-сеты на больших фестивалях, но иногда и собственную музыку издает. "Cherry" уже третий альбом этого проекта за 10 лет. В этой ипостаси Дэн как бы играет на одном поле с Four Tet, хотя и звучит чуть более прямолинейно. "Cherry" – это по большей части добротный хаус. При этом хаус в меру разнообразный - Снэйта кренит то в звук более электронный и "тековый", куда-то в сторону Мэтью Джонсона ("Crimson"), то в более живые ритмы с кивками то в сторону латины ("Always There"), то в сторону фильтр-диско ("Falling", "Take Two"), то куда-то во владения старого доброго лейбла Strictly Rhythm ("Mania"). В общем, и для клубов отлично подойдет, и внимательного прослушивания вполне заслуживает, редкий по нынешним временам пример танцевальной музыки с человеческим лицом.

O'Flynn & Frazer Ray "Shimmer" (Technicolour)

Напоследок – еще одна танцевальная пластинка, совместный релиз Бена Норриса (Ben Norris) aka O'Flynn и Фрэйзера Рея aka Soundbwoy Killah. Здесь тоже довольно много хауса, но гораздо более разбитного и рейвераского, начиненного сэмплами из голосистых певиц. Но чаще Бен и Фрэйзер экспериментируют с ломаными ритмами – тут и брейкбит, и всякого рода обновленческий брейкс, и британский герридж. Возрождением ломаной музыки сейчас довольно часто заняты хмурые интеллектуалы-деконструкторы, здесь же всё делается вроде и современно, а всё же с любювью к истокам (старому джанглу и хаусу), а главное, с попыткой всё же устроить рейв, а не инсталляцию, то есть звучать максимально открыто и эмоционально.

02.11.2022, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: