МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов августа

Тандем года, много эмбиента и мнение Muse - в обзоре главных пластинок месяца

"Тебе нравится музыка?" - спросил герой одного хорошего фильма его героиню. "Тебе нравится дышать?" - парировала она. В эти смутные и страшные времена странно и сложно думать и тем более писать о музыке, но не слушать ее - в том числе, новую - и вовсе невозможно. Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Muse "Will of the People"

С момента, когда группа Muse - когда-то великая и горячо мной любимая, потом резко скуксившаяся и ставшая невыносимой и, наконец, переставшая вызывать какие-либо эмоции - объявила трек-лист своего 9-го студийного альбома, меня страшно занимал вопрос, как будет звучать его финальный трек, песня под названием "We Are Fucking Fucked". Остающиеся очень успешными классики драматического, дистопического и - в их худшие моменты - тоталитарного рока хотя бы тут оправдали ожидания: это самая запоминающаяся песня самого лаконичного (чуть больше 37 минут) альбома Muse, со свойственным им изяществом бензопилы подруживших оперные вокализы и матерный рефрен. Увы, все остальное - уже привычная и порядочно осточертевшая история, не столько взрывоопасный, сколько вредный для здоровья коктейль из евродэнса и EDM, хеви-метала ("Kill Or Be Killed" звучит как несмешная пародия на System of a Down) и группы Queen. Но песня "We Are Fucking Fucked" правда хороша.


Hot Chip "Freakout/Release"

Как и Muse, лондонская синтипоп-группа Hot Chip вышла на пик формы в середине нулевых, заработав номинацию на Mercury Prize своей второй пластинкой "The Warning". С тех пор они не хватали звезд с неба, но и очевидных провалов избегали - выпустив несколько неплохих альбомов, запустив несколько сторонних проектов и изготовив прорву танцевальных ремиксов для людей в диапазоне от U2 и Queens of the Stone Age до Кэти Перри (Katy Perry) и Холзи (Halsey). "Freakout/Release" - еще один неплохой альбом Hot Chip, в целом соответствующий дуализму его названия: почти на каждый бэнгер приходится что-то меланхолично-интроспективное. Интересно, что лучшие альбомные треки, "Eleanor" и "Miss the Bliss", умудряются усидеть на обоих стульях, одновременно напрашиваясь и на танцпол, и в плейлист для поздней ночи.


Röyksopp "Profound Mysteries II"

Для группы, публично попрощавшейся с альбомным форматом, норвежский электронный дуэт Röyksopp выпускает довольно много новых альбомов. "Profound Mysteries II" - вторая часть трилогии, в описании которой музыканты, загнав себя в угол, щеголяют терминами вроде "креативная вселенная" и "концептуальный проект", тогда как по факту это именно то, чем кажется: три полнометражных альбома, где 30 новых песен Röyksopp сопровождаются 30 "артефактами", 30 визуализациями и 30 короткими видео. Это было бы слегка утомительно, не найди дуэт выигрышную музыкальную форму: немного электропопа, немного трип-хопа, совсем чуть-чуть эмбиента и томные голоса гостей вроде Карен Хардинг (Karen Harding) или традиционно удачно срабатывающегося с норвежцами Jamie Irrepressible. Первая часть была чуть лучше, последняя выйдет в ноябре - заодно с массивным (6LP) бокс-сетом со всеми тремя альбомами.


Stella Donnelly "Flood"

Австралийка Стелла Доннелли продолжает оставаться в плену одной из своих первых песен "Boys Will Be Boys": три года назад, рекламируя ее дебютный альбом "Beware of the Dogs", я недолго думая назвал Стеллу "Кортни Барнетт эпохи #MeToo", в рецензии на новую пластинку этот же самый ярлык использует журнал Uncut. И то и другое понятно: с Барнетт Доннелли роднит не только акцент, но и прямота, а с цайтгайстом - готовность петь на любую, сколь угодно некомфортную тему. На "Flood" они ближе к дому (проблематичные отношения, боль утраты), а музыка камернее (главным инструментом тут оказалось пианино), и даже если новому альбому не хватает безотлагательности предыдущего, к нему хочется - и стоит - прислушаться.


Julia Jacklin "PRE PLEASURE"

За звание поющей девушки месяца с Доннелли спорит ее соотечественница Джулия Джеклин, дебютировавшая на пару лет раньше, но эволюционирующая по схожей траектории: на своем третьем альбоме она тоже играет не только на гитаре, но и на пианино - и тоже метит на повышение. Правда, если Стелла свой "Flood" придумала, путешествуя по Австралии, то "Pre Pleasure" был рожден в Монреале, записан с музыкантами канадской фолк-группы The Weather Station и приукрашен струнными аранжировками оскаровского номинанта Оуэна Паллетта (Owen Pallett). Джеклин остается певицей и сонграйтером классической, с оглядкой на Коэна и Джони, выучки, но ее манера и интонации, где порой слышится чуть ли не Мицки (Mitski), достаточно современны, чтобы и впрямь усмотреть в ней next big thing.


Panda Bear & Sonic Boom "Reset"

Живущие в Португалии сооснователи Animal Collective и Spacemen 3 знакомы давно (в начале 2010-х Sonic Boom продюсировал два сольных альбома Panda Bear), но на равноправную коллаборацию решились впервые. "Reset" - образцово последовательная пластинка, берущая за точки отсчета винтажные семплы из коллекции Sonic Boom (The Everly Brothers, Эдди Кокран, The Troggs) и любовь к The Beach Boys, которой хорошо известен Panda Bear. С легкой руки продюсера семплы превращаются в монотонные, но привязчивые мелодии, а прилежно копирующий Брайана Уилсона (Brian Wilson) голос Ноа Леннокса (Noah Lennox) поминутно заставляет забыть, что пластинка датируется не 1966, а 2022 годом.


Rich Ruth "I Survived, It's Over"

Новобранец лейбла Third Man Records (также известного как дом, который построил Джек Уайт), Майкл Рут успел поиграть в нескольких группах, а с относительно недавних пор сочиняет эмбиент-американу, которую клонит то в спиричуэл-джаз, то в краутрок, то в, страшно сказать, нью-эйдж и которая ничуть не стесняется впасть в саксофонную истерику или разразиться соло на электрогитаре. "I Survived, It's Over" - рефлексия на тему череды личных (угон машины под дулом пистолета) и коллективных (пандемия, разрушительные торнадо в Нэшвилле) травм последних лет, порой звучащая как три разные пластинки под одной обложкой. Это изощренная инструментальная музыка, которую можно назвать психоделической, а можно - целительной


Rachika Nayar "Heaven Come Crashing"

Базирующаяся в Бруклине Рачика Наяр - композитор и продюсер, сочиняющая эмбиент не столько широкого, сколько широкоэкранного профиля: работая под объясняющим многое, но не все тегом "processed guitar", на своем втором альбоме Наяр перемалывает гитары так, что на ум приходят одновременно Джон Хопкинс (Jon Hopkins), ранние M83 и даже Explosions in the Sky. Наяр - находка пандемии: свой первый LP она выпустила весной 2021-го, его короткометражный альбом-компаньон - в конце прошлого лета, а "Heaven Come Crashing" - ровно год спустя, всякий раз делая электронную музыку настолько органичной, насколько это в принципе возможно.


Erland Cooper "Music for Growing Flowers"

Словно в ожидании чрезвычайно насыщенного месяца, каковым всегда оказывается сентябрь, август застыл в памяти несколькими разновидностями эмбиента - во главе с этой одухотворенной (пианино, струнные, хор) пластинкой прикладного свойства: ее можно купить отдельно, а можно - в комплекте с пакетом семян, которые предлагается сажать, слушая музыку. Если верить пресс-релизу, под первую половину альбома уже успели посадить 20 миллионов цветов (это часть инсталляции, посвященной платиновому юбилею правления британской королевы), и эту инициативу хочется поддержать: и во имя опыления, и в знак признания заслуг Купера - шотландского неоклассика с лихой биографией. В разные годы он играл фолк и шугейз, сотрудничая с полудюжиной номинантов Mercury Prize, а теперь известен как чудак, зарывший в землю единственную копию своего предыдущего альбома (если ее не найдут раньше, откопать пленку Эрланд планирует через два года).


Альбом месяца
Danger Mouse & Black Thought "Cheat Codes"

Пока Куэстлав (Questlove) пишет книги и снимает оскароносные рок-доки, а The Roots размениваются по мелочам в качестве сверхквалифицированного хаус-бенда "Вечера с Джимми Фэллоном", немудрено запамятовать, что Тарик "Black Thought" Троттер - один из самых искусных эмси в хип-хопе. Объединив усилия с еще одним ветераном цеха, не записывавшим хип-хоп-пластинок с 2005 года и заработавшим с тех пор 24 (!) номинации на "Грэмми" Брайаном "Danger Mouse" Бертоном, Black Thought речисто напоминает, на что способен. Пока Danger Mouse на бис наводит старорежимную красоту (соул, фанк, струнные, семплы - типичная "мышиная" психоделия), а его недавние клиенты типа Майкла Кивануки (Michael Kiwanuka) и A$AP Rocky стараются на подпевках, голос The Roots обрушивается на микрофон с напором, который в последние годы можно было услышать только на концертах группы. Не обошлось на "Cheat Codes" и без программного - виртуозного - камео MF Doom, умершего в разгар работы над пластинкой.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

02.09.2022, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: