µ-Ziq "Magic Pony Ride" (Planet Mu)
Среди IDM-классиков Майк Парадинас (Mike Paradinas) дожил до наших дней в наилучшей форме. Его последние альбомы по уровню стоят где-то рядом с нетленной классикой середины девяностых, и "Magic Pony Ride" – не исключение. Собственно говоря, и по звучанию этот альбом идеально встраивается где-то между "Lunatic Harness" и "Royal Astronomy", тут Майк возвращается к солнечному и легкомысленному "приайдиэмленному" брейкбиту и дрилл-н-бейссу. Промышленное количество амен брейкка, синтетические скрипки и арфы, мелко нарезанный женский вокал и, естественно, максимально яркие мелодии. Относительно недавнего дуэта с Mrs Jynx, этот альбом – куда более рейверский и раздолбайский, что делает его идеальной музыкой для лета.
RX-101 "New Discoveries" (Suction Records)
Нидерландский музыкант Эрик Йонг (Erik Jong) – верный последователь другого IDM-классика, Ричарда Джеймса (Richard James) aka Aphex Twin. С одной стороны, его звучание порой настолько похоже на классического Афекса, что по тусовке поползли слухи, что таким образом "великий и ужасный" публикует старые архивы (карты дополнительно путало и то, что музыка RX-101 – тоже архивная, весь свой корпус из четырех альбомов он написал в период с 1997 по 1999-й). С другой, вторичность в наш век тотальной ретромании – далеко не смертный грех, к тому же получается у него явно лучше, чем у других. На этот раз Эрик не уходит от канона, но слегка меняет вектор. Если его предыдущие альбомы обитали где-то между первым "Selected Ambient Works" и серией "Analogue Bubblebath", то на "New Discoveries" он делает широкий шаг в сторону детройтского техно и электро. Строго говоря, из тени Ричарда Джеймса он всё равно не выходит, просто теперь его треки больше похожи на Polygon Window. Но появляется и еще один яркий ориентир для сравнения – B12. Детройт в трактовке голландца звучит максимально мягко, мелодично (почти без "дрексианской хмури") и по-домашнему лоуфайно.
Morphology "Twelve 1 & 2" (FireScope Records)
Сами B12 в наши дни тоже не сидят без дела, а Стивен Раттер (Steven Rutter) помимо сочинения музыки еще и держит один из самых интересных лейблов конца 2010-х – начала 2020-х FireScope Records, ориентированный как раз на электро и пост-детройтское техно. Финский электро-дуэт Morphology появился на горизонте в конце 2000-х, успел выпустить на FireScope два лонг-плея и пройтись с короткими релизами по основным площадкам аналогового ренессанса (CPU, Analogical Force, Exalt Records). Двойная компиляция (зачем-то поделенная аж на четыре CD, хотя эти 24 трека легко влезли бы на два) составлена как раз из материала, выходившего до этого на многочисленных двенадцатидюймовках. У финнов на электро издавна какой-то свой взгляд (сцена там развивается еще с девяностых), их музыка отходит от канона то в сторону лиризма и мелодичности (такого побольше в первой части), то в сторону танцпольной суровости а-ля Энтони Ротер (Anthony Rother). Первая часть звучит чуть как раз более чисто и по-европейски, а на второй Матти и Михаэль дрейфуют уже в сторону Drexciya.
Klaus Schulze "Deus Arrakis" (SPV Recordings)
Последний альбом, который Клаус Шульце успел закончить при жизни, родился из небольшой коллаборации с Хансом Циммером (Hans Zimmer) для саундтрека к недавнему фильму Дэни Вильнёва. В результате, начав с пятиминутного трека, Клаус настолько погрузился в давно любимую фантастическую вселенную, что записал, по сути, продолжение своей пластинки 1979 года по мотивам той же саги. "Deus Arrakis" состоит из трех довольно условно разбитых на фрагменты длинных тем, одна из которых строится вокруг партии виолончели Вольфанга Типольда (Wolfgang Tiepold), звучавшей еще в первой "Дюне". Здесь герр Клаус здесь максимально близок к себе классическому – "Deus Arrakis" это классический печальный секвенсорный berlinschule, "музыка космоса" по лекалам 1970-х. Первая часть более ритмичная и пульсирующая, вторая за счет виолончели тяготеет к неоклассике, а в третей больше эмбиента и по звучанию она ближе всего к проекту Dark Side Of The Moog. В результате мы имеем очень достойный сиквел, который оригинальную пластинку вряд ли затмит, но и в дискографии мэтра (которая скорее всего будет еще пополняться многочисленными архивными находками) не затеряется.
The Fear Ratio "Slinky" (Tresor)
Четвертый по счету альбом Джеймса Раскина (James Ruskin) и Марка Брума (Mark Broom) удивляет в первую очередь тем, что вышел не на Skam, где мы уже привыкли видеть The Fear Ratio, а на берлинском "Трезоре", хотя никакого отношения к техно "Slinky" не имеет. The Fear Ratio привычно предлагают нам в меру экспериментальный IDM – угловатый, не особенно гармоничный, с подчеркнуто цифровым звуком и нарочито увесистым бас-барабаном. Ближайшие ориентиры – Autechre времен "LP5"/"EP7" и (в еще большей степени) Funckarma начала нулевых. Сходство с братьями Функен усиливается, когда поверх математических ритмов звучит рэп – тут уже получается почти новая реинкарнация Shadow Huntaz. Это, наверное, слишком уж "дизайнерская" пластика, чтобы в неё прямо влюбиться, но грань между сложностью и музыкальностью Брум и Раскин чувствуют очень тонко и умело на ней балансируют.
Time Wharp "Spiro World" (Leaving Records)
Пожалуй, главное открытие месяца. Жительница Нью-Йорка Кей Логгинс (Kaye Loggins) – довольно характерная представительница электронного андерграунда 2010-х. В прошлом десятилетии она успела выпустить четыре лонг-плея и с полдюжины ЕР, большую часть из которых издавал бруклинский лейбл Astro Nautico. Музыка её располагалась где-то между кассетным лоу-фай эмбиентом с одной стороны и краут-роком и хаусом с другой. Дебют на калифорнийском Leaving Records (в чьем каталоге из известных персонажей числятся Odd Nosdam, Dntel и Laraaji) заодно и раскрывает Кей с новой стороны. Здесь её палитра существенно расширяется: она активно экспериментирует с джазом и академическим минимализмом (тут очень много райховских петель и волн, но рядом совершенно свободные импровизационные пассажи), а в аранжировках появляются живые инструменты (гитары, духовые и ударные). Не то, чтобы американка совершила на этой территории какие-то открытия (тут можно и Джиджи Масина вспомнить, и Алексиса Георгопулоса с проектом Arp, и пластинку CFCF "Music For Objects"), но к "Spiro World" всё время хочется возвращаться.
Locked Groove & Gacha Bakradze "3 Variations Sur Un Thème" (Locked Groove Records)
Gacha Bakradze "Spit" (Not On Label)
Один из ярчайших электронщиков последнего времени Гача Бакрадзе с разницей в день разродился двумя ЕР – сольной и совместной с берлинским продюсером Locked Groove. Обе выдержаны в сходном ключе и, кажется, открывают в творчестве Гачи новую грань. Это музыка чуть более ритмичная и танцевальная, чем принято у Бакрадзе, причем двигается он не в сторону техно и электро, а куда-то в быстрый и нетяжелый бейс, но начиненный привычными для его более старых вещей сэмплированными брейками, что-то похожее в ритмическом смысле мог бы сделать Machinedrum. Изменилась и мелодическая составляющая: теперь вместо вальяжной меланхолии появились эйфорические трансовые мотивы, в результате Гачу выносит куда-то во владения Bicep, то бишь в клубный мейнстрим здорового человека. Что особенно приятно, это не "зумерская музыка" в чистом виде (то бишь не фрагментированный и, если угодно, ферментированный цифровой транс с постмодернистской фигой в кармане). В отличие от большого количества неотранса, эти пластинки "работают" для тех, кто ценит и любит оригинальный звук девяностых.
Viggo Dyst "These Knits EP" (Shall Not Fade)
Еще одна летняя танцевальная пластинка, на этот раз от шведского музыканта, подписанного на перспективный британский лейбл. Viggo Dyst идет по пути своего соотечественника DJ Seinfeld, ныне выросшего в большую звезду. На миниальбоме "These Knits" мы тоже слышим довольно жизнерадостный и духоподъемный мелодичный хаус не без современных влияний вроде нарезанного вокала с питч-шифтером, но и с явными отсылками к "клубной классике" – то бит красиво сломает, то трансовую тему вплетет, то сэмплерную нью-эйджевую флейту, которой мы не слышали лет двадцать пять.
Andre Bratten "Picture Music" (Smalltown Supersound)
Норвежец Андре Браттен дебютировал 9 лет назад, выпустив диско-альбом на лейбле Full Pupp под крылом у Принса Томаса (Prins Thomas), после чего подписался на главный форпост норвежской электроники Smalltown Supersound, где издал несколько пластинок, сильно меняя звучание от одной к другой. К пятому альбому Браттена прибило куда-то в тихую гавань, и "Picture Music" отсылает к ранним Air и Royksopp: породистые синтезаторные пассажи, приглушенный вокодерный вокал, неторопливый бит, акустическая гитара и фортепиано, шум костра, а главное, светло-грустная мелодика. Северный балеарик (уж простите за оксюморон), доведенный до абсолюта.
Heinrich Dressel "The Promenade" (Lunar Disko)
За время пандемии тема хоррор-электроники, кажется, успела выйти из моды, но к счастью, римлянин Валерио Ломбардоцци (Valerio Lombardozzi) продолжает гнуть свою линию, не реагируя на внешние раздражители. Диско-бит, пульсирующий бас, жирнющие синтезаторные лиды с портаменто ("аналоговость" буквально сочится из каждой ноты), тревожный и одновременно романтический настрой – вечные ценности электронного "континуума". В ассоциативном ряду – Goblin, Джон Карпентер (John Carpenter), арт-рок восьмидесятых в духе Alan Parsons Project и ранние релизы лейбла Viewlexx. Чистый восторг ретромана!
Fürsattl "Rheinlust" (Claremont56)
В качестве бонус-трека – расширенное до альбома переиздание очень хорошей пластинки. Немецкое трио Fürsattl собралось десять лет назад и записало одну-единственную ЕР с двумя треками. Большого резонанса пластинка не получила, но в кругах любителей обновленческого краут-рока очень полюбилась. Немцы вроде бы шли по стопам Neu и Harmonia, но краут-рок в их исполнении звучал максимально тепло и человечно, порой заходя на территории балеарика. Без синтезаторов тут конечно не обходится, но ведущую роль играют не зарпограммированные биты и секвенции, а живые ударные и гитара, ну а моторик-бит сыгран максимально сдержано и ненавязчиво. К юбилею пластинки лейбл Claremont56 решил переиздать вместе с ней еще три трека, записанные группой примерно в тех же сессиях. Два их них выходили на сборниках, а трек "Für Paul" так и пролежал в загашниках, дожидаясь своего часа. И надо сказать, что в таком виде мы получили одну из лучших записей в истории неокраута – за десять лет эта музыка не только не вышла из моды, но и утвердилась в статусе вечной ценности.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)