"Тебе нравится музыка?" - спросил герой одного хорошего фильма его героиню. "Тебе нравится дышать?" - парировала она. В эти смутные и страшные времена странно и сложно думать и тем более писать о музыке, но не слушать ее - в том числе, новую - и вовсе невозможно. Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова ("вольности перевода"), как может, рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.
Placebo "Never Let Me Go"
Музыка из позапрошлой жизни: первый альбом Placebo за без малого декаду и лучший - за две. Пауза затянулась отчасти из-за того, что несколько раз менявшее барабанщиков трио окончательно сократилось до дуэта Брайана Молко (Brian Molko) и Стефана Олсдала (Stefan Olsdal), ну а былую форму группа нащупала, вернувшись к корням: всегда мрачным, зачастую отчаянным рок-песням, избегающими соблазна впасть в истерику, но не возможности угодить аудиториям Depeche Mode или The Cure (надо ли удивляться непропорциональной популярности Placebo в России). На каждом из "кризисных" альбомов группы находилась хотя бы одна очень хорошая песня, но тут они в избытке: особенно удались совершенно резноровская "Forever Chemicals", душераздирающий сингл "Happy Birthday in the Sky" и последняя 15-минутка, в финале которой звучат простые, но ценные советы "go fuck yourselves" и "go fix yourself".
Bob Moses "The Silence in Between"
Еще одним средством от тоски по Depeche Mode может стать третья полнометражная пластинка влюбленного в 1980-е электронного дуэта из Ванкувера, в активе которого уже есть песня, ремикс на которую выиграл "Грэмми", и вообще все необходимое для прорыва в мейнстрим. Не хватает Bob Moses разве что последовательности: если их выпущенный в начале пандемии мини-альбом "Desire" ударился в дип-хаус (с которого они когда-то начинали), то "The Silence in Between" - более простецкий электронный поп, чьи по-прежнему эффектные, но слегка приевшиеся хуки местами разбавляются немного странными вещами - вроде творчески перемолотых аккордов из стинговской "Shape of My Heart".
Charli XCX "CRASH"
1980-ми увлеклась на своем пятом альбоме и звезда гиперпопа, впервые изменившая традиционным идеалам ее "креативного директора" А.Г. Кука (A.G. Cook), чтобы исполнить полнометражный трибьют Джанет Джексон (Janet Jackson) и другим героиням особенно востребованной теперешними поп-звездами эпохи. Призвав на помощь коллег вроде Рины Саваямы (Rina Sawayama) и Christine and the Queens, а также целую армию продюсеров калибра Digital Farm Animals и Oneohtrix Point Never, англичанка вдохновенно семплирует хиты европопа, явно рвется в лидеры чартов и предположительно не боится сравнений с "Future Nostalgia" Дуа Липы (Dua Lipa) - даже если они в основном не в пользу Чарли.
Jenny Hval "Classic Objects"
Еще более решительный шаг навстречу массам сделала на своей восьмой пластинке норвежка Вал - одна из наименее растиражированных наследниц Кейт Буш (Kate Bush), известная, например, концептуальным альбомом о вампирах, менструации и архивных хоррорах. Впрочем, стоит слушателю расслабиться, допустив, что арт-поп Вал в кои-то веки сделал акцент на поп, как "Classic Objects" изменяет припевам и куплетам, увлекаясь куда более привычными для нее экспериментами с песенными структурами. Как всегда, изощренные тексты норвежки (она же еще и писательница) придают ее альбому-монолиту экстра-измерение: чего стоит одна "Year of Love" - пожалуй, единственная из этих песен, которую можно утянуть в какой-нибудь плейлист.
Widowspeak "The Jacket"
Более-менее постоянный для этой рубрики поиск новых Mazzy Star увенчался очередным промежуточным успехом - в лице шестой пластинки дрим-поп-группы из Бруклина. Дух Хоуп Сандовал (Hope Sandoval) солистка Молли Хэмилтон (Molly Hamilton) вызывает ненавязчиво, но регулярно - и собственными интонациями, и пустынными, с уклоном в альт-кантри и слоукор, декорациями "The Jacket". Уклон этот настолько значителен, что еще чаще, чем с Mazzy Star, бруклинцев сравнивают с Cowboy Junkies. Возможно, именно из-за этой смазанности горизонтов достижения Widowspeak остаются скромными, а потенциал активной с 2010 года группы - непочатым.
The Mysterines "Reeling"
Дебют месяца - грубый, грязный, порой совершенно гранжевый альбом группы из Ливерпуля, еще на заре пандемии объявленной NME (помните таких?) "следующей любимой рок-бандой нации". Властный вокал Лии Меткаф (Lia Metcalfe) заставляет вспомнить всех обычных подозреваемых, от PJ Harvey до Hole, а звучание The Mysterines игнорирует все 88 волн постпанк-ривайвла, раскрывая темы "Reeling" - любовь, боль, саморазрушение - массивными, интенсивными риффами, которых в рок-мейнстриме не было со времен ранних Yeah Yeah Yeahs. Если к следующему альбому эта музыка дорастет до арен, я, как и NME, не удивлюсь.
Soul Revivers "On the Groove"
Тем, кому всякая интенсивность кажется в эти дни избыточной, порекомендую новый проект ветеранов регги (Ника Манассеха) и британской электроники (Дэвида Хилла). Soul Revivers - эхо работы музыкальным консультантом, проделанной Хиллом над фильмом "Ярди", который стал режиссерским дебютом Идриса Эльбы (Idris Elba). Начинаясь с трека под программным названием "No More Drama", своему вайбу пластинка не изменяет ни на мгновение - включая такие незаурядные, как камео покойного регги-титана Девона Расселла (Devon Russell) с кавер-версией песни Кертиса Мейфилда (Curtis Mayfield). Помимо ряда именитых ямайцев, выступают на альбоме и делегаты лондонской джазовой сцены - вроде основательницы Kokoroko Ms. Maurice.
Jeremiah Chiu & Marta Sofia Honer "Recordings from the Åland Islands"
Еще одна находка - коллаборация музыканта и художника, известного сотрудничеством с издавшим эту пластинку лейблом International Anthem (домом Джеффа Паркера и Макайи МакКрейвена), и альтистки, игравшей на пластинках Эйнджел Олсен (Angel Olsen) и Fleet Foxes. Резиденты Чикаго Чу и Хонер познакомились, оказавшись в музыкальном ансамбле, собранном для исполнения "In C" Терри Райли (Terry Riley), а пять лет назад прибыли на Аландские острова - населенный шведами, но входящий в состав Финляндии автономный архипелаг в Балтийском море - помочь друзьям. Результатом той поездки стал этот альбом - удивительный союз альта, модульных синтезаторов и полевых записей, не похожий примерно ни на что, но в целом попадающий под набирающее популярность определение "эмбиент-джаз".
Jóhann Jóhannsson "Drone Mass"
Великий исландский композитор Йохан Йоханссон умер четыре года назад, но его новые альбомы продолжают выходить с редкой регулярностью, и не факт, что этот - последний. Названный самим автором "современной ораторией" и "дистиллятом многих влияний и одержимостей", "Drone Mass" был написан для хора, струнного квартета и, как можно догадаться из его названия, электронных инструментов. Вдохновленная духовным минимализмом Гурецкого и Пярта, эта гипнотическая даже по могучим меркам Йоханссона пластинка была записана ансамблями ACME и Theatre of Voice, первый из которых десять лет ездил с композитором на гастроли, а второй звучит на саундтреках к "Прибытию" и "Последним и первым людям".
Альбом месяца
Nilüfer Yanya "PAINLESS"
Наконец, оправдала ожидания - да как! - англичанка ирландских, барбадосских и турецких кровей, чья пластинка "Miss Universe" трехлетней давности стала одним из лучших дебютов 2010-х. На "Painless" Янья не делает резких движений, оставаясь верной упоительной эклектике (поп, джаз, гранж, соул) первого альбома, но плавно уходя от его lo-fi-эстетики и терпеливо наводя фокус на свои главные достоинства - гибкий вокал и исключительный сочинительский дар. Сингл "midnight sun" звучит совсем как Radiohead времен "In Rainbows", явно неравнодушна Нилюфер и к динамическим стандартам The Breeders, но еще более очевидно то, что в своем музыкальном вероисповедании Янья - адепт омнизма. Все попытки свести ее звучание к паре влияний или загнать в какие-либо жанровые рамки сводят на нет песни вроде "belong with you" или "anotherlife" - новые, неслыханные грани только начинающего раскрываться таланта.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)