EXISTENTER  Музыка в новых реалиях

Несколько месяцев назад прог-металлисты из Курска делали небольшие, но довольно уверенные шаги на мировую сцену. Команда успела выпустить полноценный альбом и даже посотрудничать с Дереком Шериняном - ex-клавишником Dream Theater. Мы поговорили с Existenter о музыке и о том, как выжить молодой команде "в мире, который сдвинулся с места".

Несколько месяцев назад прог-металлисты из Курска Existenter делали небольшие, но довольно уверенные шаги на мировую сцену. Команда успела выпустить полноценный альбом, начать работу над новой пластинкой, записать несколько видео и даже посотрудничать с Дереком Шериняном (Derek Sherinian) - ex-клавишником Dream Theater. С началом летнего и первого за два года почти безковидного сезона Existenter, определенно, могли бы завоевать интерес западного слушателя на летних open air’ах.

Впервые мы поговорили с Александром Сиделиным - гитаристом и одним из идейных вдохновителей команды в середине февраля, а 24.02.2022 материал должен был увидеть свет. Но уже утром большая часть того, что обсудили накануне, потеряла свою актуальность. Zvuki.ru встретились с Existenter еще раз, чтобы с чистого листа и уже в условиях новой реальности поговорить о музыке и о том, как сейчас приходится выживать и заявлять о себе молодым артистам.

Zvuki: вы сделали ставку на женский вокал. Тяжелое гитарное звучание и женский вокал – кажется, все это было в ТОПе в начале нулевых и сейчас не имеет шанса на признание. Что ты думаешь по этому поводу?

Existenter: в вопросе звучания мы не ориентируемся на тренды, нам просто нравится такая музыка. На сегодняшний день можно привести несколько успешных в коммерческом плане проектов с металл- основой и женским вокалом - SetYourSail, Spiritbox, Jinjer. На мой взгляд, тут больше вопрос вкуса. Для нас же наше звучание – это прежде всего сочетание несочетаемого. В итоге, наш стиль - это не привычный многим клишированный андеграундный формат, это что-то иное.

Zvuki: в 2021 г вы выпустили свой первый альбом «The Planet in the Universe». Гостем в записи заглавной композиции «Prelude Eve» стал Дерек Шеринян (ex-клавишник Dream Theater, так же работал с Alice Cooper, Kiss и др). Звучание клавишных Dream Theater весьма своеобразно и именно это угадывается в треке. Расскажи, как вам удалось заполучить Дерека?

Existenter: все очень просто. Я подписан на его страницу в Инстаграме и однажды увидел его пост о том, что он принимает работы для сессионной записи. Я сразу же отправили ему гитарную «рыбу» «Prelude Eve». Эту композицию мы задумали, как «открывашку» для альбома и наших живых шоу. Поэтому мы искали космический звук клавишных, которые самостоятельно получить было невозможно. И тут нам как раз помог Дерек, так как он - мировой мастер в части звучания клавиш и, конечно же, его узнаваемый стиль стал изюминкой трека. Он выслал нам на тест - первые 60 секунд своих соло и мы поняли, что нужно делать с ним весь трек. Ему также понравилась наша композиция, его имя фигурирует в разделе «авторы».

Zvuki: вы сотрудничали на коммерческой основе?

Existenter: да

Zvuki: в треке Ghost Valley так же улавливается звучание Dream Theater – очень уж характерные клавишные. Ваша путеводная звезда - все же Dream Theater?

Existenter: какой-то элемент вдохновения в клавишных партиях видимо присутствовал, так как Антон (басс-гитара) очень любит Dream Theater. Но если говорить об этом треке, то тут история очень интересная: она была написана после путешествия в горы, в Долину Приведений еще в 2010 году. После того, как я рассказал легенду этого места о девушке, злом кузнеце и адском жаре, исходящем из его кузницы, мы с Антоном начали писать музыку. Целью было передать в музыке ощущения от всей этой истории и мне кажется, что клавишные здесь сыграли не последнюю роль.

Zvuki: в треке Alexandria сделан фокус на отчасти фолковое звучание. Что-то сродни Gorky Park и их Bang - кажется, что в свое время на Западе именно этот фолк проигрыш принес группе популярность и выгодно дистанцировал команду. То же самое с финнами Amorphis: последние никогда не скрывали, что в основе их творчества лежит финский эпос «Калевала». В случае с Alexandria – это была своего рода проба пера и вы планируете дальнейшие эксперименты в этом направлении?

Existenter: этот трек имеет интересную историю. Изначально музыкальная часть была придумана Антоном для симфонического оркестра, при этом Антон вдохновился фильмом Александр», тем, что с Джаредом Лето (Jared Leto). После того, как Антон показал трек в миди-формате мне, я понял, что мелодия очень интересная и предложил написать текст. Принимая во внимание звучание композиции, она должна была быть, например, о победителях. В результате, да, образовались вот эти фолковые элементы. Но полностью уходить в это направление мы не планируем.

Zvuki: дебютная пластинка получилась довольно сложной в части звучания, не так ли?

Existenter: мы изначально поставили перед собой высокие цели, т.к. в этом случае банально меньше конкуренции.

Zvuki: каковы планы на будущее?

Existenter: в этом году мы планируем продолжить выпуск синглов в поддержку нашего второго альбома Lonely Artist, который увидит свет в 02 сентября 2022. Параллельно с этим ведется работа над нашим третьим альбомом.

Zvuki: то есть вы планируете как-то разделить все эти истории уже сейчас и понимаете, как должен звучать второй альбом и последующий материал?

Existenter: да. На сегодня мы начали работу по саунд-дизайну для третьего альбома. Есть идеи изменить текущий подход и выйти на новое оригинальное, более сырое звучание с использованием разных вокальных техник.

Zvuki: что ты вкладываешь в понятие «более сырое звучание»?

Existenter: мы хотим звук инструментов на пластинке сделать таким, каким он есть в живом исполнении, без глубокой переработки. Уже в той или иной степени готовы 15 треков. На семь из них записаны барабаны, на две - гитары. Далее планируем запись вокала. Мы планируем, что третий альбом практически полностью будет состоять из хитовых структур, качающих рифов и запоминающихся мелодий. Само звучание точно будет отличаться от предыдущих работ, так как меняется подход к саунд-дизайну и аранжировкам.

Zvuki: это как-то связано с твоей идеей нового прочтения Existenter в стиле лаунж?

Existenter: нет, это другая история. У нас есть идея создать инструментальные интерпретации некоторых наших треков в лаунж стилистике и выпустить все это отдельной пластинкой. Будет здорово, если все это можно будет сочетать с, например, медитативными практиками, или слушать на ночь глядя. Очень сладко все получилось, когда я слушал первую «рыбу», и чуть было сам не заснул (смеется).

Zvuki: вы относительно молодая команда. Что предшествовало образованию группы, и каким был бэкграунд участников?

Existenter: дата основания коллектива - 15 ноября 2019 года. Это день моего рождения. Мне позвонил Антон Митюгин, чтобы поздравить и предложил основать музыкальную группу. Ранее мы как раз мечтали о том, что круто было бы сделать что-то подобное, чтобы создавать и показывать музыку, которая нам очень нравится. Я не мог не согласиться. Позже мы нашли остальных ребят. Это был не быстрый путь, конечно, но я считаю, что сейчас в нашем коллективе участвуют ТОПовые музыканты и, не побоюсь этого слова, мирового уровня.

Zvuki: Existenter родом из Курска и в данный момент группа базируется там же. Насколько просто или сложно вести музыкальную деятельность, находясь не в столице?

Existenter: сложности есть в любой локации. Столица находится относительно рядом, поэтому и вопросов с этим не возникает. Конечно же, наличие Интернета решает многие задачи. С Антоном Зайцевым (барабаны) мы так и познакомились. Дали объявление в VK о поиске ударника и вот результат. В современном мире многие коллективы не базируются в одном городе, как пример Soen, Slaughter To Prevail, Wildways, да, много примеров. Это кого первых вспомнил навскидку. В любом деле самое важное - это желание.

Zvuki: традиционно, кузницей метала считается Скандинавия. Ранее вы планировали выходить на западные площадки и, на сколько я знаю, даже успели провести некоторые переговоры. Как обстоят дела сейчас?

Existenter: что касается участия в зарубежных фестивалях и вообще зарубежных концертов, то у нас и на сегодняшний день есть мысли при возможности выезжать в доступные для этого страны восточной Европы. И конечно де, можно попробовать Китай: Витас и T.a.T.u. в свое время сумели туда пробиться. Логично предположить, что в стране с таким большим населением, есть поклонники разных жанров, следовательно, и наша музыка может прийти по вкусу. У нас, конечно, мало опыта в этом, но мы как пионеры-первопроходцы – двигаемся вперед инстинктивно. AC/DC такое упорство позволило стать величайшей группой мира.

Zvuki: а что с зарубежными платформами?

Existenter: пока все еще можно загружать треки через крупнейшего американского дистрибьютора TuneCore, эта опция сейчас бесплатна для музыкантов из РФ, все потому, что перестали работать платежные сервисы. Это плюс. Минус в том, что и монетизация нашего контента сейчас невозможна: весь заработок копится на счете, с которого его невозможно снять. Кроме того, наша музыка и сегодня остаётся на всех платформах и доступна всем слушателям в любой стране: тот же самый TuneCore обеспечивает присутствие на почти 100 площадках. Да, Spotify свернул активность в РФ, но для нас это не помеха, так как отечественные площадки уже давно заменили этот ресурс. Кроме того, в России наша основная активность приходится на сеть VK, поэтому тут каких-то изменений не произошло.

Zvuki: вначале была пандемия и полное отсутствие живых концертов, как следствие – невозможность заявить о себе. Ваш основной фокус продвижения и сейчас приходится на он-лайн?

Existenter: 22 февраля мы выпустили сингл, и наша мартовская статистика показала неплохой рост. Учитывая текущую ситуацию, думаю, что стратегия, которую мы выбрали для себя в части продвижения теперь уже нашего второго альбома, на мой взгляд оптимальная, учитывая и то, что наша группа пока малоизвестна. Кстати, следующий сингл у нас выходит уже 17 июня. Концертов в России пока мало, мы же молодая команда (смеется). Совсем недавно у нас прошел большой концерт в Курске, где мы выступили в качестве специального гостя. Шоу получилось отличное, а мы заработали массу тёплых и восторженных отзывов. Кстати, сейчас идёт голосование в VK за команды, которые примут участие в фестивале Russian Woodstock. Мы принимаем участие в отборочном мероприятии. Фестиваль пройдёт в 2-3 июля в Москве в ВДНХ, и да, если вам нравится наша музыка, ваш голос может нам очень помочь.

Zvuki (от редакции): проголосовать можно по ссылке

Zvuki: я знаю, что ранее вы планировали коллаб с австралийцами Twelve Foot Ninja. Результат мог получиться весьма интересным. Расскажи пож-та, на какой стадии сотрудничества вы находитесь сейчас и как вообще обстоят дела с в части работы с зарубежными артистами?

Existenter: все верно. На втором альбоме у нас есть песня с вокальным дуэтом Майи и мужского вокала. Для этого коллаба мы написали запросы разным вокалистам, которые на наш взгляд максимально подходят для этой роли: Кори Тейлору (Corey Taylor) из Slipknot, Сэму Картеру (Sam Carter) из Architects, Кину Этику (Kin Etik) из Twelve Foot Ninja, Бьорну Стриду (Bjorn Strid) из Soilwork, Джоэлу Экелёфу (Joel Ekelof) из Soen и еще нескольким менее известным ребятам. По факту Кин ответил, что ему это интересно, но нужно согласие их менеджера с лейбла. Согласие не было получено, возможно и потому, что сам Кин объявил об уходе из команды. Но эта композиция все же увидит свет и, как и было задумано изначально, войдет в трек-лист второй пластинки. Нам удалось посотрудничать с вокалистом из Испании, это Диего Тексуо (Diego Teksuo) . По-моему, он очень крутой вокалист!

Но, в целом с февраля все сотрудничество с зарубежными коллегами приостановлено, а ряд интервью был отменен.

Zvuki: расскажи нам о других участников Existenter:

Existenter: Антон Митюгин - наш автор музыки, бас-гитарист и музыкальный продюсер, который просто фонтанирует крутыми художественными идеями. Он профессиональный музыкант, Антон преподает гитару в курском Вузе, а еще он - член Союза Композиторов России. И, самое главное, Антон обожает качественную музыку.

Майя Гицина - наша фронтвумэн и наш проводник лирики и образа группы. Майя занимается вокалом с юного возраста, участвовала в конкурсах, в том числе Голос Дети в 2015 году. Майя – так же профессиональный музыкант, участник духового оркестра им. Ильи Кальмана (играет на саксофоне), часто выступает с Джазовым бэндом, где исполняет джазовые композиции классиков.

Мира Мирова - наша клавишница Мира преподает вокал.

И, конечно же, наш великолепный ударник Антон Зайцев. Антон учится в музыкальном колледже по классу ударных инструментов и, не смотря на свой юный возраст (Антону 18 лет) уже успел покорить металл-сцену своего родного города Петрозаводска.

А у меня есть музыкальное образование по классу гитары и, конечно же, приходится постоянно совершенствоваться, чтобы соответствовать заданной планке.

Zvuki: Existenter зародился как раз в процессе апгрейда твоих знаний?

Existenter: В 2018 году после долгого перерыва (моя предыдущая группа завершила свою деятельность в 2000-м году), я решил вспомнить гитарные навыки и пришел в одну частную школу в Курске и там встретил преподавателя - это был Антон. После 5 минут разговора стало понятно, что наши музыкальные вкусы совпадают и мы начали заниматься, оттачивая мою потерянную на тот момент гитарную технику. После года занятий стало понятно, что пора двигаться дальше.

Zvuki: а какой смысл вы вкладываете в символику Existenter?

Existenter: символ группы – лотос. А еще лотос – это символ жизни, у цветка пять лепестков - это пять участников коллектива. Если смотреть Википедию, то лотос произрастает только в некоторых регионах планеты, в том числе - на пруду возле города Курск, в поселке Жукова. Это очень интересно, так как мы неоднократно видели цветущие лотосы в этом месте и даже никогда не задумывались, что это очень редкое в наших широтах растение, которое выбирает лишь ... элитные условия для жизни.

Название коллектива отчасти фантазийное. Мы для себя решили, что Existenter - это человек, который вдохновляет все живое и оживляет все мертвое. Этот подход отражается в нашем творчестве: мы стараемся рассказать, например, о разных трудностях, которые преодолевают люди, но всегда даем надежду и возможность позитивных изменений.

Zvuki: во вне Existenter – ты занимаешь должность директора завода и имеешь финансовый бэкграунд. Вокруг музыкантов (рокеров) всегда присутствовал некий ореол неприятия системы и протеста. Как удается совмещать офисную жизнь с Existenter? Как обстоят дела у остальных участников?

Existenter: на мой взгляд протест выражается в разных сферах деятельности человека, а не только в музыке. Например, когда ты ставишь перед собой цель побороть какие-то свои внутренние страхи, или начать делать по-новому какое-то привычное, но важное действие, или достичь какой-то высокой цели в неизвестном тебе направлении. Везде проявляется протест против существующей системы страхов, ценностей, действий. Рок-музыка не исключение. Более того, в принципе, музыка - это такая же естественная часть жизни человека, как и другие сферы. Взять хотя бы человека, жившего в каменном веке: в общинах всегда были общие танцы и пение, как естественный элемент жизни человечества. Видимо, еще в средние века и, особенно, в прошлом столетии музыкальные и танцевальные способности человека поставили на коммерческую основу, внушив людям, что только одаренные люди умеют исполнять музыкальные и танцевальные произведения. На мой взгляд это, конечно же, ошибочное суждение, о чем говорят яркие примеры из жизни. Поэтому, для меня, как и для остальных музыкантов Existenter, музыка - это такая же неотъемлемая часть жизни, как и все другие ее составляющие. Совмещение занятости в разных сферах для всех нас - это лишь вопрос распределения времени и желания.

23.02.2022, Ольга БОГУНОВА (ЗВУКИ РУ)