ПРАВО  Головотяпство со взломом

Два мошенника обманули YouTube на 20 миллионов долларов, присвоив права на чужие треки

В США разворачивается громкий копирайт-скандал: предъявлены обвинения двум мошенникам, которые смогли сделать на YouTube "из воздуха" 20 миллионов долларов. Эти деньги предназначались музыкантам, но парни смогли убедить Youtube и компанию - официального посредника, что им принадлежат права на 50 тысяч музыкальных записей, и получать все причитающиеся их авторам деньги на протяжении нескольких лет.

Больше всего в этой истории потрясает, что ни Youtube, ни посредник - обозначенный в судебных документах только как A.R., - не удосужились тщательно проверить принадлежность прав на музыку. Мошенникам поверили буквально на слово. А жалобы музыкантов либо игнорировались, либо перенаправлялись самим мошенникам.

Люди в апельсиновых штиблетах

Знакомьтесь, некто Уэбстер Батиста Фернандес (Webster Batista Fernandez), гражданин Доминиканской республики, по документам - президент компании Musika LLC, исполнительный директор ещё одной компании - MediaMuv LLC, а также законный представитель компании Elegre Records, LLC. Его подельник - Хосе Теран (Jose Teran), зарегистрированный агент Musika Inc LLC, агент VA Music Inc (входящей в MediaMuvLLC) и владелец MuveMusic LLC.

MediaMuv, головная организация всей этой "медиаимперии", была зарегистрирована в 2017 году. Весной того же года Теран и Фернандес связались с компанией A.R., официальным медиапосредником Youtube, осуществляющим выплаты правообладателям музыкальных записей, загружаемых на Youtube, и сообщили, что их компания MediaMuv является обладателем прав на крупную аудиотеку, насчитывающую 50 тысяч треков. Судя по фигурирующим в судебных документах названиям, речь идёт в основном о латиноамериканской музыке, - это довольно крупный, но стоящий несколько в стороне от мейнстрима пласт; для него даже номинация "Грэмми" предусмотрена отдельная.

50 тысяч записей - это очень весомый каталог, особенно для компании, зарегистрированной без году неделя. Тем удивительнее, что мошенникам поверили! Они приложили какое-то количество поддельных документов в доказательство своих слов, но в основном достаточно оказалось писем-заверений в том, что права на аудиотеку действительно принадлежат MediaMuv, и что права третьих лиц компания не нарушает.

Вся аудиотека была загружена в базы данных Youtube. Это означало, что теперь система Youtube для идентификации контента ContentID автоматически обнаруживала совпадения музыкальных записей в любых новых и старых видеороликах, загруженных на сервис. И все роялти, полученные от монетизации этих записей, A.R. отправляла мошенникам.

К весне 2021 года Фернандес и Теран заработали на чужой музыке 20 с лишним миллионов долларов. Часть суммы они потратили на дорогие автомобили и драгоценности: в отчёте следователей фигурируют две Теслы, бриллианты от ДеБирс и другие бренды сегмента luxury.

Реальные авторы и исполнители музыкальных записей не получили от YouTube ничего. Хотя им причитались довольно крупные суммы: в судебных документах перечислены 30 пострадавших авторов, которым A.R. должна была выплатить роялти, перехваченные предприимчивой парочкой. На первом месте - артист, обозначенный инициалами J.L.P., недополучивший вознаграждений на сумму более 132 тысяч долларов. Ещё трое должны были получить более 100 тысяч долларов за свои записи, но не получили ничего.

Борьба с ветряными мельницами

Пытались ли сами ограбленные музыканты что-то предпринять? Безусловно. На Youtube выложено множество видеороликов с возмущениями по поводу присвоения MediaMuv прав на чужие записи; в Twitter был создан специализированный аккаунт с разоблачениями мошенников (там даже есть их фотографии, демонстрирующие любовь к роскошному образу жизни, и информацией об их перемещениях).

Жалобы публиковались и на форумах поддержки Youtube/Google.

А что же A.R.? Согласно судебным документам, эта компания неоднократно получала жалобы от реальных авторов, но либо игнорировала их, либо спокойно пересылала мошенникам. На что те отвечали, что у них всё схвачено и за всё заплачено, а если кому-то что-то не нравится, то встретимся в федеральном суде. И на этом любые претензии заканчивались.

Учитывая легенду о том, что 90% мирового запаса юристов сосредоточены в США, поверить в то, что эта схема бесперебойно работала почти четыре года, кажется невозможным. Однако факт остаётся фактом. Руководство A.R. предпочло поверить взявшейся ниоткуда компании, заявившей права на 50 тысяч музыкальных записей; компании, которая, согласно свидетельствам, начала общение через бесплатный почтовый сервис Hotmail - даже корпоративной почты у MediaMuv изначально не было. Далее и A.R., и Youtube упорно игнорировали жалобы и возмущение реальных авторов, годами бивших в набат на разных платформах.

Самый ужас в том, что в итоге A.R. даже не является стороной в судебном процессе против Фернандеса и Терана. Хотя за такое эпическое головотяпство представители компании заслуживают того, чтобы сидеть с мошенниками на одной скамье подсудимых.

YouTube и ловушка копирайта

Система автоматического надзора ContentID существует на YouTube с начала 2000-х. На протяжении многих лет пользователи Youtube жалуются на то, что права на их видеоролики или на музыку в них заявляются какие-то совершенно посторонние структуры. Однако мало кто демонстрирует готовность бороться за свои права - чаще всего из опасения, что в ответ на официальную жалобу может "прилететь обратка", которая закончится ликвидацией всего вашего YouTube-канала.

Google/Youtube при всём желании не получится обвинить в излишней отзывчивости: если их система ContentID видит нарушение, "официальный" правообладатель, даже и мнимый, может либо нацепить рекламу на ролик и получать с неё отчисления, либо ограничить показ ролика на некоторых платформах, либо даже заблокировать показ видео в определённых регионах или по всему миру.

Доказывать, что ничьи права не нарушены, должен сам автор видео. Но если он или она попытается оспорить заявления правообладателя (опять-таки, даже мнимого!), то у того есть возможность подать в Youtube официальный запрос о полном удалении ролика. Причём форма такого запроса не требует приложения каких-либо юридических документов, доказывающих принадлежность прав, фактически достаточно честного слова.

Владельцу канала, на котором размещён "нелегитимный" контент, в случае поступления такого запроса прилетит ещё и предупреждение в связи с нарушением авторских прав - copyright strike. Три предупреждения - и канал со всем содержимым удаляется без возможности восстановления, а его владельцу запрещается создавать новые каналы.

Представьте, какие открываются просторы для злоупотреблений и манипуляций; как показывает ситуация с Фернандесом и Тераном, достаточно небольшой сноровки, большой наглости и умения изъясняться на "корпоративном языке".

По сути, речь идёт о взломе схемы монетизации всей платформы YouTube. Но, конечно же, Google никогда в этом не признается.

Грустные перспективы

Фернандесу и Терану предъявили 30 эпизодов мошенничества по предварительному сговору, отмыванию денег и краже личности с отягчающими обстоятельствами. Очевидно, они теперь сядут, и надолго. Также у них, скорее всего, изымут всё неправедно нажитое, чтобы возместить потери пострадавших музыкантов. От компании MediaMuv останутся только испаноязычные проклятья в Twitter и на других площадках. Но сколько ещё таких же затейников регистрируют на себя чужие записи? - Вопрос открытый.

В судебном деле упоминаются три десятка пострадавших. Совершенно очевидно, что они не могли написать все 50 тысяч треков из аудиотеки, зарегистрированной мошенниками на свою фирму. Что получат остальные? - Скорее всего, ноль.

Фирма A.R., при худшем для неё раскладе, вынуждена будет разбираться с принадлежностью каждой из 50 тысяч уворованных MediaMuv музыкальных композиций и выплачивать их подлинным авторам полагающиеся вознаграждения. То есть, сделать наконец ту работу, которую они обязаны были сделать сразу, как только MediaMuv появились на горизонте. Возможно, кто-то из пострадавших музыкантов захочет отсудить у A.R. компенсацию, и, скорее всего, преуспеет. Хотя вряд ли они захотят связываться с судебными издержками.

Что можно прогнозировать с уверенностью - так это отсутствие каких-либо последствий для Google и Youtube. Система ContentID во всей этой истории отрабатывала претензии четко и бескомпромиссно - согласно спецификациям.
Ловушка копирайта работает как часы.

04.12.2021, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ПРАВО - свежие публикации: