ФЕСТИВАЛЬ  SXSW Online: до свидания, Остин

Хит-парад рок-доков и другие заметки с виртуальных полей South by Southwest

В минувший уик-энд финишировал первый фестиваль SXSW Online – виртуальная версия ежегодно проводящегося в американском Остине фестиваля South by Southwest, давно известного как один из главных мультимедийных (музыка, кино, интерактив, конференции) шоукейсов на планете. Самое интересное о SXSW Online - в фестивальных дневниках обо всем понемногу.

День 1

Сходил на три шоукейса: корейских традиционалистов, нового британского джаза и клиентуры нового же инди-лейбла Dedstrange. Из числа первых запомнились Jambinai, играющие построк с национальным характером (сразу после их сета пошел гуглить музыкальный инструмент под названием геомунго), среди последних - как всегда, шумные A Place to Bury Strangers (чей фронтмен является основателем лейбла), ну а британский джаз - он всегда какой надо.


Посмотрел четыре фильма: игровой из Норвегии, Ninjababy (про непредвиденную беременность, хороший), и три документальных: про опиоидный кризис в Америке (тоже хороший), сражающуюся с рассеянным склерозом актрису Сельму Блэр (душераздирающий и сырой, без тени тщеславия) и Disintegration Loops - об авторе одноименного четырехтомника, композиторе Уильяме Басински (William Basinski).

Последний - совсем короткий (47 минут - альбомы самого Басински, как правило, длиннее) и постковидный (почти все снято через Zoom), но тоже довольно убедительный: и как портрет художника (эмбиент-композитора с внешностью рок-звезды), и как параллель между 2001 годом (серия альбомов "The Disintegration Loops" - это, как известно, элегия по Нью-Йорку до 9/11) и прошлой весной.


Кроме того, посмотрел на Zoom call с участием режиссера Барри Дженкинса (Moonlight) и одного из моих любимых кинокомпозиторов Николаса Брителла (фильмы Дженкинса, а главное - саундтрек Succession), слушавших и обсуждавших музыку Брителла из снятого Дженкинсом мини-сериала The Underground Railroad - адаптации награжденного Пулитцером одноименного романа. Выходит 14 мая, музыка (и операторская работа) - красота неописуемая.

День 2

Сходил на один-единственный музыкальный шоукейс, "новой голландской волны", где были, в частности, Altın Gün - группа, играющая психоделический рок анатолийского разлива и звучащая как среднее арифметическое недавней LateNightTales-компиляции Khruangbin (да, включая группу "Песняры").

Gосмотрел три фильма: рекламировавшуюся как большой фестивальный ивент документалку про Тома Пети (оказавшуюся растянутым до полутора часов making of альбома "Wildflowers" - странно, что ее не выпустили в прошлом году под его нарядное переиздание), а также мощный дабл-билл от братьев Дюпласс.


Это Not Going Quietly, документальный tearjerker об Эди Баркане, американском активисте, на глазах угасающем из-за ALS, но успевающем при этом пошуметь - вплоть до активного вмешательства в ход выборов в Палату представителей. И это Language Lessons - страшно обаятельный десктоп-ромком (?) с Марком Дюплассом в роли зажиточного калифорнийского гея и Натали Моралес (она же - режиссер), дающей ему уроки испанского по зуму. фильм, очевидно, постковидный, но не делающий на этом акцент, что идет ему на пользу.

Заглянул на пару конференций, о будущем концертов в мире после пандемии и о рекордсмене SNL Кинане Томпсоне с новым ситкомом, где его тестя играет, кто бы вы думали, Дон Джонсон (а интервьюировал Кинана Chance the Rapper). Завтра все должно быть веселее - и начнется с документалки Эдгара Райта о Sparks!

День 3

Сходил на две самые захваленные группы музыкальной программы, Sorry и Black Country, New Road (по-прежнему не убежден, но на концертном безрыбье и они по-своему порадовали), а также на шоукейс M for Montreal с дружественными TEKE::TEKE во главе лайнапа. У них в мае выходит дебютный альбом, и мы о них еще поговорим.


Посмотрел три фильма. Игровой How It Ends о женщине (Зои Листер-Джонс, она же сорежиссер и соавтор сценария), готовящейся встретить конец света, а в процессе встречающей дюжину более или менее странных незнакомцев (включая Шерон ван Эттен с песней). Документальный United States vs. Reality Winner о женщине со смешным именем, получившей несмешной тюремный срок, слив прессе секретный документ о вмешательстве России в выборы 45-го президента США. И - рад доложить - абсолютно выдающийся рок-док о группе Sparks.

Это новый фильм Эдгара Райта (Shaun of the Dead, Baby Driver), и эта деталь прет из каждого кадра: пулеметный монтаж, анимационные виньетки, гиперссылки - авторский почерк, вопреки законам жанра, вообще не страдает. Десятки говорящих голов: от друзей, фанатов, аккомпаниаторов и коллабораторов до неравнодушных вроде Бека, Фли, Терстона Мура, Duran Duran, Нила Геймана и Майка Майерса. Ну и сами братья - в архивных съемках и в общении с Райтом, на людях и дома, в нюансах и подробностях: от поездки на концерт The Beatles в Вегас ("Вот такая у нас была мама!") до собственных 21 шоу за 21 день, ради которых они отрепетировали 300 песен.


Заглянул на две конференции: с Ноа Хаули и Эндрю Бердом (Andrew Bird) про недавний сезон Fargo (скучная) и с Мэттью МакКонахи и комиссионером MLS про футбольную команду, которая скоро будет у города Остина, и про чемпионат мира по футболу, который, если все не накроется медным тазом, пройдет в США, Канаде и Мексике уже через пять лет.

Дни 4-5

Сходил еще на несколько лайвстримов (в том числе, выпустившей один из лучших дебютных альбомов этого года англичанки Anna B Savage) и окончательно убедился в том, что этот формат - Maxidrom на диване, по 2-3 песни на артиста - не очень работает даже в ознакомительных целях, уж очень все стерильно и безжизненно.


Куда убедительнее вышел кинофестиваль. посмотрел за пять дней больше фильмов, чем успевал за столько же во время TIFF, и почти все оказались по-своему интересными. Явно удалась часть, посвященная рок-докам, которые были хорошие и разные. Вот биография биполярной панк-рокерши Поли Стайрин (Poly Styrene), рассказанная ее дочерью. Вот Charli XCX, на глазах у страдающих от самоизоляции поклонников записывающая свой карантинный альбом. А вот история рекорд-студии на острове Монтсеррат - построенной сэром Джорджем Мартином и десять лет принимавшей гостей в диапазоне от сэра Пола и сэра Элтона до The Police и Duran Duran, после чего уничтоженной ураганом и похороненной извержением вулкана.

Пожалуй, самый запоминающийся из увиденных за уик-энд доков - это We Are the Thousand, увлекательный пересказ еще одной удивительной (хотя бы тем, что я ее почему-то не слышал) истории о Фабио из Чезены, решившем позвать в родной город любимую группу Foo Fighters, исполнив ее песню "Learn to Fly" силами одной тысячи музыкантов со всех уголков Италии (и на этом - спойлер - не остановившемся). Feel-good movie of the year - и я не про 2021-й, а про последние 12 месяцев.


Впечатлили и оставленные на последние два дня игровые фильмы. Больше всех - выигравший гран-при жюри The Fallout, тин-драма о последствиях школьной трагедии, ставшая режиссерским дебютом канадки Меган Парк и бенефисом 18-летней Дженны Ортеги. Кино очень в духе страшно недооцененного Waves - и умением говорить на языке современных тинейджеров, и способностью, когда надо, вынуть душу. Парк когда-то сняла один из первых клипов Билли Айлиш и вряд ли об этом жалеет: в амплуа кинокомпозитора тут довольно уверенно дебютировал Финнеас (Finneas).

Заглянул на Q&A с ним (Финнеас хочет сочинить много музыки к разным фильмам) и Sparks (которые рассказали не попавший в фильм анекдот про Брайана Мэя), посмотрел на Удо Кира в роли эпатажного парикмахера и Сеу Жоржи в дистопической Бразилии, страшно скучаю по настоящим фестивалям, но искренне благодарен виртуальному Остину за смену ритма и декораций.

22.03.2021, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: