Сегодня, 1 мая, платформа Bandcamp второй раз направляет все средства от продажи музыки напрямую музыкантам. Первый раз они сделали это 20 марта и тогда музыканты получили от поклонников 4,3 миллиона долларов за музыку и мерчандайз. В условиях пандемии, когда туры отменены и никто из «гигантов» - Spotify, Google Play, Apple Music ни даже Yandex на такое не пойдёт Bandcamp - единственный сервис, который реально заботится о независимых музыкантах. Пожалуйста, рассмотрите возможность поддержать ваших любимых музыкантов сегодня на Bandcamp. Я составил подборку из 10 лучших релизов Нью Йоркского авангарда времен COVID 19, каждый из которых заслуживает вашего внимания и поддержки. Все самое редкое, удивительное и вкусное. Поехали!
Сборник QUARANTINE TALES
Если говорить об экспериментальной, нойзовой и ноу-вейвовей сцене Нью Йорка, - то это, пожалуй, самый актуальный релиз 2020. Здесь соседствуют космические Tidal Channel - нойзовая поэзия на электронные ритмы, шумные Live Skull, психоделичные White Hills, стоунерные Solaris. Идеальная подборка чтобы с головой нырнуть в атмосферу нью-йоркских рок - клубов – такую какой она была ещё феврале 2020 г. и какая, надеюсь, вернётся после окончания карантина.
2 и 3 - BC 35 (части 1 и 2)
Нельзя также не упомянуть и одну из самых интересных, на мой взгляд, компиляций названной критиками в числе лучших альбомов года 2018 / 2019.
Часть первая
Часть вторая
История создания этого произведения достаточно необычна. В январе 2016-го года музыкант и продюсер Мартин Бизи (Martin Bisi) пригласил ближайших друзей в свою историческую BC Studios расположенную в Gowanus, Brooklyn чтобы отметить 35-й день рождения студии коллективным джемом, который он планировал записать и выпустить, имея, однако, смутное понятие в какой именно форме. Среди приглашённых были участники нью-йоркских групп, и ваш покорный слуга в том числе.
Здесь нужно сделать отступление для понимания чем именно важна студия и Мартин именно для Нью-Йоркского андерграунда. В 1979 году Мартин работал звукооператором коллектива Bill Laswell “Material”. В это же время Брайан Ино, уйдя из Roxy Music, решил сменить обстановку и, переехав в Нью Йорк, начал знакомиться и сотрудничать с андеграундными музыкантами - его компиляция No New York отлично задокументировала старт No Wave движения в конце 70-х. Однако, для его собственных экспериментов в ambient требовалось гораздо больше времени и более сложная технология записи и сведения чем предлагалась типичными НЙ студиями того времени. В этот момент звёзды и сошлись в направлении, которое изменило лицо современной музыки. Ино профинансировал запуск студии (закупку оборудования, подписание договора аренды, первоначальный ремонт и так далее) в обмен на гарантию что он будет иметь доступ в студию в любое удобное ему время. Консоль Neve была приобретена у David Bowie, который обновлял свою студию после успеха Young Americans (весь альбом записывался и сводился Toni Visconti на этой самой консоли). Часть микрофонов кочевали из студии в CBGB и обратно. Наибольший коммерческий успех студия получила в 80-х, когда Herbie Hancock записал свой знаменитый хит Rock It и получил за него набор Грэмми (Мартину достался Грэмми за запись и сведение этого трека). После этого в стенах студии были записаны Evol и Bad Moon Rising нойз рокеров Sonic Youth, Brain Drain панков Ramones, The Great Annihilator великих и ужасных Swans и ещё куча всего достойного. На данный момент BC Studio - одна из двух-трех нью-йоркских студий, сохранившихся в неизменном виде с конца 70-х.
Возвращаясь к сборнику нужно сказать что Мартин и здесь проявил свой крайне неортодоксальный подход. Обычно такого рода Компиляции составляются из треков которые были записаны и выпущены в разные периоды жизни студии. Но не в этом случае. Здесь в течение двух дней музыканты менялись инструментами, экспериментировали с составами, импровизировали и выдали абсолютно новый материал который, однако, полностью пропитан духом нью-йоркского андеграунда. После этого за дело взялся сам Мартин, и составил двойной альбом, который у вас теперь есть возможность услышать.
Музыкальная группа арт-хаусного режиссёра Джима Джармуша и продюсера Картера Логана - крайне интересная и настолько же нездешняя как и фильмы Джармуша. Начав с саундтреков к "Пределу Контроля" и "Выживут Только Любовники" группа вскоре мутировала в отдельную творческую сущность и регулярно появлялась на концертных площадках Нью Йорка и окрестностей как с импровизационными, так и с отрежессированными шоу - последние пару лет их выступления представляли собой живые саундтреки к старым немым фильмам Мэн Рэя. Будучи кинематографистами, SQÜRL ткут затейливые музыкальные полотна из шумов, эха, гитарного фона и электроники, создавая тёмную «нуарную» атмосферу. Идеальная музыка для одиночества, изоляции, ночи, наблюдений за звёздами с бокалом красного или виски.
Продолжая кино тему - White Hills - это та самая группа, выступающая на сцене детройского клуба, куда герой Антона Ельчина приводит вампиров в исполнении Тильды Суинтон, Тома Хиддлстона и Мии Васиковски в «Выживут Только Любовники». В своей музыке они балансируют между спэйс роком, психоделией, нойзом и пост-панком и при этом называют свой стиль «моторик-фузз». Этот ЕР из «пандемической серии» состоит из неизданных записей и составлен специально для сегодняшней акции Bandcamp. По окончании акции эти записи исчезнут с их страницы, так что успевайте купить будущий супер-раритет.
Эллиотт Шарп одинаково хорошо чувствует себя и в блюзе, и в авангарде, и в минимализме и даже в фри джазе. Один из столпов Даунтаун сцены 70-х, сыгравший за свою карьеру со всеми значимыми местными музыкантами - от Джона Зорна до Нилса Клайна Эллиотт постоянно экспериментирует с формой, композицией и звучанием. В отличии от большинства современных композиторов, Шарп ещё и сам - вручную- изготавливает «мутантов» на которых и исполняет свои произведения - сумасшедшие гибриды гитар, басов и лютни, иногда больше похожие на арфы, иногда на гусли. К слову - Шарп был одним из первых американских музыкантов, сыгравших в СССР - в середине 80-х он и Sonic Youth проложили дорогу авангардной западной музыке за железный занавес. Этот релиз также приурочен к акции Bandcamp. Для записи Элиот использовал специально созданного 9-ли струнного двухгрифового Мутанта.
Выпущенный небольшим тиражом итальянской компанией Bronson Recordings это уникальный шанс взглянуть на эпоху No Wave и Нью Йоркскую андерграунд сцену начала восьмидесятых, которая породила Swans, Sonic Youth и наших сегодняшних героев Live Skull.
Образованные в 1982 году Live Skull сочетали в своей музыке и пост-панк, и экспериментальность, и нойз. Выпустив несколько альбомов и так и не добившись большого успеха (как минимум по сравнению с теми же Swans и Sonic Youth) группа распалась в начале 1990 года.
Однако 16 января 2016 года трое участников оригинального состава Live Skull были приглашены Мартином Бизи для участия в проекте BC35. И, услышав результат сессии, после четвертьвекового перерыва группа вернулась в BC Studio для записи реюнион альбома. Все оригинальные участники на записи присутствуют, и, хотя прошло столько лет, как говорили в СССР «не стареют душой ветераны». Прекрасный релиз для утренней зарядки в условиях самоизоляции. Включайте погромче!
Нью Йоркское экспериментально - роковое трио с гитаристом русского происхождения во главе, которое умудряется в одной (правда, 22-х минутной) композиции сочетать шугейз, пост-рок, дрон, нойз, авангард, фри - джаз, свободную импровизацию, эмбиент и современную композицию в славянско-минорной традиции. «Относительность в Ре в Трёх стадиях» была сочинена за год до Нью-Йоркского «локдауна», но пугающе точно описывает жизнь внутри мегаполиса, ставшего мировым эпицентром пандемии короновируса. Выпущенная на второй неделе карантина эта запись - воплощение всей палитры эпидемии - звуковые полотна сменяются штормом, гитарные фоны тонут в эхе ударных, но любой шторм когда-нибудь заканчивается. Как и нынешняя пандемия.
Продолжая разговор о необычных инструментах и их необычном использовании - сольный музыкант Дэн Гитлин (американец с русскими корнями) играет на гибриде баса и гитары Чэпмэн Стик, звук которого они изменяет с помощью синтезаторов и педалей гитарных эффектов. В результате получается странный коктейль из импровизации, электроники, сэмплов и звуковых манипуляций, который одинаково подойдёт и для медитации, и для уборки квартиры, и для прогулок с собакой вокруг дома (конечно, с соблюдением социальной дистанции).
Нью Йоркская мультиинструменталистка Женевьева Каммел - Моррис в узких кругах больше известная как LAUDS играет на 44 разных инструментах - от клавиш и духовых до струнных, ударных и электроники. Такой подход естественно требует огромного количества времени и усилий – поэтому возможность услышать её новый альбом представляется нечасто. Её интровертная экспериментальная фолктроника - идеальный саундтрек для изоляции, рефлексии и медитации на одиночество.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)