МУЗЫКА  Проверка пульса: март

Шквал электронных новинок эпохи тотального карантина: The Orb, Four Tet, Nicolas Jaar, Arovane, Kettel и многие другие

В то время, как мейнстримовые артисты порой отодвигают свои релизы из-за пандемии, сидящие в карантине электронщики буквально обрушились на слушателя десятками релизов. И кажется, это только начало, и в этом году нам будет, что послушать. Если в обычный месяц программа "проверки пульса" выбирается из полутора, максимум двух десятков релизов (а порой их не без труда набирается и десять), то мартовский лонглист насчитывает около сорока (!) альбомов и ЕР. Так что просим любить и жаловать – самая насыщенная "проверка" в истории, переходящая в формат лонгрида.

The Orb "Abolition of the Royal Familia" (Cooking Vinyl)

Британские патриархи эмбиент-хауса вот уже много лет аккуратно чередуют великолепные пластинки с проходными, и поскольку предыдущий диск "No Sounds Are Out Of Bounds" с рейдами на территорию поп-регги трудно назвать шедевром, от "Abolition" были все основания ждать откровений. И эти откровения случились! Начинается диск неожиданно ритмично – хаус-бит, сэмплированный соул-вокал (вот уж чем Паттерсон почти никогда не баловался) и даже совсем уж внезапный пульсирующий синтезатор а-ля тема из "Бегущего по лезвию". Но главное отличие от прошлой пластинки – звук, жирный и какой-то совершенно органический, ни грамма пластика. Трек "Hawk Kings" со спич-синтезатором, рассказывающем о Стивене Хокинге, уже отсылает куда-то к "Assassin", но дальше The Orb резко сбавляют темп и еще почти час бродят в тумане коллажной даб-эмбиент психоделии в духе альбома "Orbus Terrarum". Струнные, фортепиано, обрывки голосов, ("The Weekend It Rained Forever" – прямо новая "Oxbow Lakes"), висящие в пустоте гитарные ноты, журчание синтезаторов и даже песня "я люблю тебя, жизнь", которая врывается в музыкальный ландшафт поперек всех ритмов и тональностей, будто из проезжающей мимо машины. Кажется, кто-то очень удачно съездил в Москву.

Merrin Karras "Northwest Passage" (A Strangely Isolated Place)

Берлинский ирландец Брендон Грегорий (Brendan Gregoriy) известен широкой публике долгоиграющим тек-хаус проектом Chymera (в этом качестве он успел отметиться даже у Свена Фэта на Cocoon, а его треки звучали в сетах Лусиано, Джоша Винка и Франсуа Кеворкяна). Под именем Merrin Karras он записывает эмбиент и спейс-электронику, и если предыдущий альбом "Apex" был яркой, но всё же пробой пера, то "Northwest Passage" – уже мощнейшее высказывание. Композиции "побыстрее" (те, где есть секвенции и арпеджио) напоминают "прокачанную" (не в смысле мощности звука, а скорее в плане эмоций и драматургии) версию Стива Мура (Steve Moore). Именно такие вещи "Meridian", "Monument", "Crevasse" и в особенности "Dominions" (кульминация всего альбома) играют роль краеугольных камней, смысловых опор. А обрамляют их четыре величественных и по-хорошему тяжеловесных (тут впору вспомнить Fennesz или 36) симфо-эмбиент пьесы. Всё вместе впечатление производит прямо-таки ошеломляющее. В кои-то веки электронный альбом оказывается не набором треков, а целостным произведением. Как бы хотелось услышать "Northwest Passage" в концертном исполнении на хорошем звуке.

Four Tet "Sixteen Oceans" (Text Records)

То, чем занимается в последнее время Киран Хебден (Kieran Hebden) идеально описывается словосочетанием "клубная музыка с человеческим лицом". С одной стороны – весьма увесистый суховатый, слегка свингованный тек-хаус бит (помните слово "schaffel" из начала нулевых?), с другой – множественные мелодические слои, живущие будто бы своей жизнью (представить себе beatless-версию этой пластинки совсем несложно), обрывки женского вокала (один из которых – специально записанная партия Элли Гулдинг), арфа и множество эмбиент-интерлюдий. Примерно в таком ключе он препарировал на концертах предыдущий диск "New Energy", а теперь видимо решил сразу сочинять треки, готовые к клубному исполнению. Получилось хорошо – что называется, и нашим, и вашим. И клабберы не расстроятся, и интеллектуалы нос воротить не станут. Особенной похвалы достоин звук – как всегда у Кирана, идеально выверенный, очень детализированный и в хорошем смысле цифровой. При повальной моде на лоу-фай, Киран напротив делает картинку сверхвысокой четкости, и кажется именно за таким звуком будущее.

VA "Quinze" (Lapsus Music)

Программная компиляция с лучшего в мире электронного лейбла прямо сейчас, каталонского Lapsus Records, выпущенная к его 15-летию. Тут примерно в равных пропорциях собраны звезды (Telefon Tel Aviv, Steve Hauschildt, Гача Бакрадзе, Pye Corner Audio, Karen Gwyer и даже Machine Woman) и персонажи куда менее известные (The Belgium, Attraktta, Ylia, RRUCCULLA – как минимум последние двое мелькали среди участников фестиваля Sonar). Звучание варьируется от событийного эмбиента (ориентир здесь как раз Хошильд) до мелодичного техно, IDM и в меру экспериментального электро. Помимо, собственно, смотра передовой публики ценен сборник еще и тем, что задает некий канон того, как звучит "умная электроника" в 2020-м. С одной стороны, все вроде бы чтут заветы и не увлекаются слишком уж модными течениями (никакого вам бейса, пост-R&B или лоу-фая), с другой, музыка это всё же очень современная, и технически, и содержательно.

Sense "Relief" (Not On Label)
Sense "A Slow But Sure Demise" (Not On Label)

Австралиец Адам Рейзбек (Adam Raiseback), один из флагманов IDM начала нулевых, решил по случаю "охватившего мир безумия" обнародовать сразу две записи – свежий альбом "Relief" и еще один, написанный "довольно давно, но время сейчас не имеет смысла". "Relief" начинается как характерный для позднего Sense эмбиент, величественно-печальный, не лишенный драматизма, но в то же время успокаивающий. Однако под конец Адам включает бочку и выдает этакое эмбиент-техно в 6/8, чем-то похожее на его чудесный ремикс на Мика Чилледжа (Mick Chillage). Архивный "A Slow But Sure Demise" ни в чем не проигрывает "номерным" дискам (как обычно, совершенно неясно, почему Адам решил не издавать его в своё время) и удивляет в первую очередь своей эклектичностью. Здесь есть и фирменный сенсовский мягкий и чуть наивный IDM начала нулевых, и эмбиент-пьесы, и одна скоростная и сентиментальная вещь "Fancy" в духе раннего Secede, и этакий электронный вальс на 20 минут, и даже (вот уж чего не ждали) спейс-диско! Если чего-то и не хватает в треке "777072", так это вокала Салли Шапиро (Sally Shapiro), но вещь (да и вся подборка) и без того сногсшибательная.

Daniel Avery & Alessandro Cortini "Illusion Of Time" (Phantasy Sound)

Эйвери и Кортини – типичная "странная парочка". Первый – звезда клубного тех-хауса (в графике Дэниела по 60 сетов в год в разных точках мира), нашедшая утешение в уютной домашней электронике. Второй – помешанный на модульных синтезаторах гик, успевший недолго побыть клавишником в Nine Inch Nails. В "Illusion Of Time" чётко слышно обоих, но Кортини – заметно больше. Такое ощущение, что Алессандро здесь выступал в роли саунд-продюсера (с первых же нот узнается его шумный и рыхлый звук, будто все партии он тщательно обрабатывает всевозможными ухудшайзерами как крупнозернистым наждаком), а сочинительские роли они делили примерно поровну. В умиротворенных "СС Pad", "Space Channel" или заглавной вещи "Illusion Of Time" чётко слышен мелодизм Эйвери, а, скажем, тревожно-атональная "Inside The Ruins", отдающая Беном Фростом (Ben Frost), равно как и еще половина треков – скорее всего дело рук Кортини.

Arovane "Gestalt" (Puremagnetik)

Вернувшись в музыку после 10-летней паузы, Уве Цан (Uwe Zahn) заметно расширил музыкальную палитру. Теперь он играет не только IDM и даб-техно, но и эмбиент, неоклассику и даже электроакустику, а еще очень тяготеет к коллаборациям, так что сольные записи для него стали редкостью. В "Gestalt" довольно много параллелей с замечательным прошлогодним диском "Ypsilon" – те же эмбиентные текстуры, насыщенные мелкими деталями, спрятанными на второй и третий план, та же холодность и спокойная отстраненность, те же тембры, шуршащие и позвякивающие как неваляшка. В общем, узнать за этим Уве несложно (что для эмбиента уже само по себе достижение). Но в отличие от "Ypsilon", здесь совсем нет бита, но есть (пусть и строго дозированные) откровенно мелодичные и позитивные пьесы.

Kettel "Dwingeloo Life Extension" (Kettel music)

Голландец Реймер Эйзинг (Reimer Eising) после очень бодрого, почти клубного альбома "Wingtip" (2016) и последовавшей за ним пластинки для Analogical Force переключился на музыку к воображаемому кино. И если в миниальбоме "Lawless Place" по мотивам публикации журналиста-расследователя Яна Урбины было уж слишком много оркестровых саундтрековых клише, то на "Dwingeloo Life Extension" Реймер эти ловушки успешно обходит. Диск похож одновременно на нью-эйджевый "When Can" и эмбиентный "Volleyed Iron". Журчание воды, полевые записи, фортепиано, духовые, море реверберации, заглушенный "из-под асфальта" хор и коллажи голосовых сэмплов. Есть даже трек под названием "Oblomov" c записями технических переговоров на русском.

Nicolas Jaar "Cenizas" (Other People)

Крен в сторону амбиентной синематики сделал и Николас Хаар, который, похоже, просто вынес всю танцевальную музыку в отдельный проект Against All Logic. В первом же треке – хор и почти баховский религиозный минор. Дальше – препарированный испаноязычный фолк, фортепиано с духовыми, снова хор и чуть ли не барочный клавесин. И все эти красоты – будто бы из-за стены, вторым планом. А на первом – скрип, скрежет, лязг железа и прочий саунд-дизайн, то и дело образующий некое подобие грува. Ну а к концу пластинки Николас и вовсе уходит куда-то во владения поздних Radiohead. "Cenizas" – как говорят в таких случаях, "работа очень личная". Это точно не то достижение, за которое чилиец удостоится хедлайнерских слотов на фестивалях (которые, будем надеяться, всё же возобновятся), но запись несомненно интересная и заслуживающая того, чтобы в неё вслушаться. Благо, с технической точки зрения вся "картинка" прописана настолько интересно и необычно, что внимание часто фиксируется не на содержании, а на тех самых деталях – панораме, пространстве, звучании отдельных инструментов и так далее.

Pantha du Prince "Conference of Trees" (Modern Recordings)

Выход из плоскости, из собственного синтетического мира, дается электронщикам непросто. Стоит записать пластинку с оркестром или даже просто использовать живые инструменты, как магия тут же исчезает. В случае с Хендриком Вебером (Hendrik Weber), к счастью, всё происходит ровно наоборот – техно у него выходит довольно ординарное, но стоит немцу выйти за рамки электроники, например, объединиться с ансамблем Bell Laboratory, как случается чудо. "Конференция деревьев", концептуальный альбом посвященный лесу – как раз такая история. В этот раз для записи альбома использованы звучащие объекты (куски дерева, металла и камня), хитроумные инструменты вроде "русских поющих колоколов" (толстых металлических листов, висящих на деревянной раме), а также виолончель, маримба и вибрафон. Всё это записано живым ансамблем, а небольшое количество электроники составляет здесь лишь едва заметный хребет, "матрицу", как определяет это сам Вебер. В результате "Conference of Trees" более всего похож на сочинения современных академических композиторов, а особенно хороши в нем более ритмичные треки со сложными "неевропейскими" рисунками. Это, конечно, еще не произведения Брайана Феринхоу для ударных, но вектор уже заметен.

Fila Brazillia "MMXX" (FBRA)

Камбэк британского дуэта, слывшего на рубеже девяностых-нулевых флагманами мировой даунтемпо-сцены. Выдержав паузу в 11 лет с момента последнего релиза (а с момента их последнего альбома так и вовсе минуло 16), Дейв Макрерри (Dave McSherry) и Стив Кобби (Steve Cobby) вернулись свежими и отдохнувшими. "MMXX" идеально попадает под характеристику удачного возвращения – и почерк авторов узнается, и как ретро совсем не звучит. 27-минутный миниальбом "MMXX" – на удивление добротный диско-балеарик скандинавского разлива с сочным слап-басом и солнечными синтезаторными аккордами. Очень светлая, весенняя музыка.

Saphileaum "Samosi" (Constellation Tatsu)

Тбилисец Андро Гогибедашвили издает музыку уже года четыре и за это время успел даже засветиться на канадском Silent Season в компании ASC и Mind Over Midi, но в поле зрения "проверки" попадает впервые. Записывает Андро музыку нарочито медленную и спокойную, так что в афишах "Бассиани" вы его не встретите. "Samosi" – пластинка (точнее, кассета) совершенно дзенская, классический эмбиент по заветам Vidna Obmana или Майкла Стернса (Michael Stearns). Здесь есть толика нью-эйджа, но совершенно без характерной для жанра пластиковой легковесности. История про умиротворение и погружение в себя.

Steve Moore "Frame Dragging" (Kompakt)

Рейд нью-йоркского электронщика-ретрограда на территорию танцевальной музыки. Строго говоря, от привычной муровской спейс-электроники "Frame Dragging" не то, чтобы радикально отличается – всё те же таинственные космические аккорды, пульсирующий бас, невероятной красоты аналоговый звук и дух подросткового научно-фантастического кино семидесятых, только к этому еще добавляется не слишком навязчивый, но увесистый прямой бит. Получается скорее нью-диско, то есть музыка не столько для ночи, сколько для вечера или утра, но с содержательной точки зрения эта ЕР будет даже поубедительней предыдущего лонг-плея Мура "Beloved Exile".

Atom TM & Jacek Sienkiewicz "STAL" (More Music Agency, Recognition and NN)

Чтобы как-то уравновесить слишком уж мирный и добрый тон мартовской "проверки" – пластинка по-настоящему экспериментальная. Час абстрактного техно, шумового авангарда и синтетического саунд-дизайна от Уве Шмита (Uwe Schmidt) и Яцека Синкевича. Это уж совсем "музыка фабрик и заводов" ("STAL" по-польски – не что иное как "Сталь"), чуждая всего человеческого – механический ритм, шум, лязг, эхо и никаких вам мелодий и гармоний.

Ну и напоследок, несколько переизданий архивного материала, которые в наше нелегкое время звучат как откровение.

VA "Join The Future. UK Bleep & Bass 1988-91" (Cease & Desist)

Блип – недолговечное, но яркое чисто британское (в первую очередь шеффилдское) музыкальное течение, по звучанию напоминающее что-то средне между эйсид-хаусом и детройтским техно тех лет с характерной чертой в виде мощной сверхнизкой, почти ультразвуковой бас-линии (которая потом в слегка видоизмененном виде перекочует в джангл). С блипа начинали, например, LFO и Nightmares on Wax, да и вообще этот жанр составлял существенную долю раннего каталога Warp Records. В последнее время его регулярно вспоминают, в том числе клиенты лейбла CPU, но до полноценного возрождения дело так и не доходит. "Join The Future" – еще одна попытка ревизии блип-наследия. Тут собраны и относительные звезды (Nightmares On Wax, Unique 3, Nexus 21 – более ранее альтер-эго UK-hardcore дуэта Altern8 и даже внезапные Cabaret Voltaire), и публика на данный момент совсем малоизвестная. На выходе получился отличный сборник – и дух раннего рейва присутствует, и заезженных хитов практически нет.

Higher Intelligence Agency "Preform" (Not On Label)

Бирмингемский музыкант Бобби Бёрд (Bobby Bird), один из зачинателей чиллаутной сцены девяностых, в последнее время постепенно возвращается к активной деятельности: играет концерты и переиздает старый материал, того и глядишь сочинит что-нибудь новое. Но пока снова архивы: "Preform" – сборник композиций, записанных примерно во времена альбома "Colourform" (то есть в период 1992-1993) и мелькавших на сборниках. Здесь Бёрд даже не пренебрегает танцевальной музыкой (этаким небыстрым технотрансом), но по большей части предпочитает всё же танцы "горизонтальные" – эмбиент-хаус, эмбиент-даб и абстрактное электро. Бальзам на душу не только старым фанатам HIA, но и всем, кто соскучился по сырому докомпьютерному звуку начала девяностых.

VA "Still In My Arms. Compiled by Bayu and Moopie" (A Colourful Storm)

Заботливо собранная ди-джеями, коллекционерами и подкастерами из Австралии краткая антология мелодичного IDM "второй волны", т.е. самого начала нулевых. Все треки не просто ранее изданные, но и довольно известные, на роль "потаенного бриллианта" тянет разве что Boc Scadet, но и тот фанатам неплохо известен. В остальном – нетленная классика: Gimmik в разных вариациях, Plod, Bauri, MD, Lackluster и тому подобное. Но чёрт возьми, как же всё это хорошо звучит!

30.03.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: