МУЗЫКА  Проверка пульса: январь

Squarepusher, Mint Julep, Oval, Aril Brikha и другие электронные новинки января

Squarepusher "Be Up A Hello" (Warp Records)

Том Дженкинсон (Tom Jenkinson) никогда не чурался бодрых рейверских записей, но в "Be Up A Hello" фирменный пушеровский drill'n'bass накачан если и не спидами, то как минимум, четырьмя банками "ред булла". Пулеметные очереди джангловых лупов, захлебывающийся визг TB-303 и хаотическое мелькание синтезаторных рифов – иногда кажется, будто Том для записи этого альбома вдохновлялся прогулками по залам игровых автоматов в Токио, где каждая машина норовит оглушить тебя своим саундтреком, а все вместе сливается в образцовую электронную какофонию. При этом драматургию альбома Дженкинсон-старший выстраивает очень тщательно: начинает с вещей бравурно-мелодичных, затем съезжает в почти Autechre-овский саунд-дизайн (лучшие треки на пластинке, пожалуй, как раз экспериментальные), потом переводит дух спокойной эмбиент-интерлюдией, а затем снова включает турбонаддув. Ко второй половине от этого слегка начинает кружиться голова, но альбом это не портит. Не уверен, что "Be Up A Hello" встанет в списке лучших альбомов Скверпушера где-то рядом с первыми двумя и "Hello Everything", но на третьем десятке карьеры такие пластинки – это, определенно, удача.

Mint Julep "Stray Fantasies" (Western Vinyl)

К четвертому альбому Кит Кеннифф (Keith Kenniff) (Helios, Goldmund) и его жена Холли (Hollie Kenniff) окончательно утвердились в качестве поп-группы и слегка пожертвовали мечтательностью в пользу энергетики. Мечтательности, впрочем, всё равно хватает, но вдобавок к ней появились танцевальные ритмы и шумно-звонкие гитары. Ориентиры для сравнения возникают самые разные – от Шнаусса (Ulrich Schnauss) с Manual'ом, School Of Seven Bells и поздней, более электронной Tamaryn до Electric Youth и Sally Shapiro. Ну и от ассоциаций с M83 времен "Saturdays = Youth" (привет, фильмы Джона Хьюза) отделаться невозможно. Что особенно приятно, на альбоме хороши не только звук и атмосфера (этим Кенниффы всегда славились), но и сами песни. Если раньше лучшим треком Mint Julep всё же считался кавер на When In Rome "Promise", то теперь его с легкостью затмевает примерно каждая вторая вещь с этого диска.

Leandro Fresco & Rafael Anton Irisarri "Una Presencia En La Brisa" (A Strangely Isolated Place)

Фреско и Иризарри – музыканты в хорошем смысле предсказуемые. От них всегда знаешь, чего ожидать, но при этом слушая каждую новую пластинку, будь то дуэт или сольные записи одного или другого, думаешь "ну как же это хорошо". "Una Presencia En La Brisa" (буквальный перевод – "Присутствие на ветру") – печальный и величественный эмбиент, где все события уведены куда-то на задние планы. Все инструменты сливаются в единое полотно, а струнные и рояль едва пробиваются из-за почти неподвижного глубокого баса, долгого эха и кассетного шипения. Это похоже на лесной или горный пейзаж, который едва просматривается за снегопадом – так же завораживающе красиво и так же статично.

Tangerine Dream "Recurring Dreams" (Kscope)

Альбомы ремиксов на самих себя и вообще идея осовременивать собственные треки – это почти наверняка провал. Артистов, которым удавалось сделать это хорошо, можно пересчитать по пальцам одной руки, и первыми здесь идут Kraftwerk. Сами TD пробовали это не однажды и всякий раз терпели неудачу. Но между теми попытками и этой есть одно важное отличие – тогда в составе не было Ульриха Шнаусса. Ульрих (а за эти версии отвечает именно он), как царь Мидас – всему, к чему прикасается, придает мягкости и красоты. В результате "Recurring Dreams", составленный по мотивам концертной программы коллектива в последние год-два, тянет на уровень классических альбомов TD. И если к "Phaedra" добавить особенно нечего, то "Moonlight", "Tangram", "Horizon" и "Stratosphere" в новых версиях просто прекрасны. Есть тут и несколько новых вещей – не шедевральных, но звучащих вполне в классическом духе.

Eedl "Unstored" (Lapsus)

Предыдущий (первый) альбом каталонцев Жоана Дуата (Joan Duat) и Мигеля Анхеля Мартинеса (Miguel Angel Martínez) вышел аж в 2007-м, когда тон в IDM в Барселоне задавал Fibla и его лейбл spa.RK. Теперь их издает тоже местный Lapsus Records, который за последнее время стремительно прорвался в мировой топ – тут и классика типа Secede и Ochre переиздается, и собственные артисты один другого лучше. "Unstored" – современный IDM, где аккуратно выдержан баланс между мелодией и сложным саунд-дизайном. Ближайшая ассоциация – поздние Plaid, но у каталонцев чуть шире стилистическая палитра. Их клонит то в даб, то куда-то к классическому Arovane, то даже в бесчеловечность поздних Autechre.

Aril Brikha "Dance Of A Trillion Stars" (Mule Musiq)

Еще один суперкамбэк с такой же 13-летней паузой. Швед с иранскими корнями раньше играл мелодичную танцевальную музыку где-то между мягким пост-детройтским техно и трансом, а теперь окончательно отключил бит и выпустил на японском лейбле запись еще более красивую и задумчивую. Мелодические ходы вроде бы знакомые, но теперь Брикха звучит не то как спейс-электроника, не то как синтезаторный эмбиент-минимализм, не то как предельно разреженный неотранс по заветам Сэма Баркера (Sam Barker). Драматургия треков развивается так, что кажется вот-вот и включится бит и начнется рейв, но вместо этого швед снова сбавляет обороты. Еще одна особенность "Dance Of A Trillion Stars" в том, что сыграно всё современными тембрами – несколько обезжиренными, но придающими звуку некую необычность.

<

Ruhig "Ruins Of The Marble Garden" (Semantica Records)

Умное и пригодное к домашнему прослушиванию техно – штука редкая, а чтобы еще и не даб-техно – вообще единичная. Тем не менее, итальянцу Луиджи Чикелле (Luigi Cicchella) это удалось. "Руины мраморного сада" – его дебютный лонг-плей, но начинающим музыкантом Луиджи не назовешь, до этого он лет десять издавал синлы и ЕР. Здесь всё как мы любим – мягкий звук, много эха и примат атмосферы над энергетикой. Пахнет лейблом R&S середины девяностых, ранним Plastikman-ом (Чикелла, впрочем, обходится без TB-303) и незаслуженно подзабытой группой Psychick Warriors Ov Gaia.

Oval "Scis" (Thrill Jockey)

Пионер глитча Маркус Попп (Markus Popp) заслуживает восхищения хотя бы тем, что на тридцатом году карьеры не просто продолжает искать новый звук, но и находит его. "Scis" – плотный многослойный коллаж, в котором есть с одной стороны дигитально препарированные фортепиано, струнные и музыкальная шкатулка, с другой – нагромождение шумовых текстур в духе Matmos – шелеста, скрипа, шуршания, жужжания и прочих, казалось бы, немузыкальных, но зачастую тональных звуков, которые будучи сложенными в правильном порядке дают композиции прямо-таки симфоническую мощь. Сведено это нагромождение при этом максимально аккуратно – каждый звук в этом полотне различим, детализация просто фантастическая. Ну и наконец, под весь этот убермаксимализм подложен замысловатый, но не лишенный танцевального грува синтетический бит. Внутри всей этой громадины при этом спрятана вполне яркая доступная музыка, но чтобы до неё докопаться нужно прилагать усилие. Этакий IDM-2020, сделанный так, будто Aphex Twin и Autechre просто не существовало.

RTR "PlanetX" (Analogical Force)

Второй в истории лейбла лонг-плей, на этот раз от совсем уже зашифрованного испанца, о котором не сообщают не то что имени, а даже расшифровки аббревиатуры. Догадки строятся самые разнообразные, начиная с того, что за тремя буквами скрываются Aphex Twin или Squarepusher (на которого RTR более всего похож по звуку), заканчивая версией о том, что RTR – это сам босс лейбла Серхио. Как и почти вся продукция лейбла, "PlanetX" отлично вписывается в рамки брейнденса, но здесь жанр представлен в своей максимально рейверской версии – супербыстрые мелко нарезанные джангловые биты (дух пластинки вообще очень "олдскульный"), суетливое бульканье TB-303, слегка расстроенные лиды и строго дозированные мелодии, не норовящие себя навязывать. "Acygx1" или "Waika4" звучат точь-в-точь как хиты позднего Скверпушера, "Firevolt" – вылитый Люк Вайберт (Luke Vibert), в общем, если оригинальности здесь порой и недостает, то с продолжением дела лейбла Rephlex полный порядок.

Anthony Rother "THE NIGHT / Synthesizer Music Vol.3" (Stahl Industries)

Релиз из конца прошлого года, который всё же хочется отметить в этом. Энтони Ротер в последнее время слегка выпал из поля зрения медиа, а жаль – как выясняется, он вовсю продолжает записывать не только танцевальную музыку, но и эмбиент в духе того, что он когда-то издавал на FAX. "THE NIGHT" – третий в серии синтезаторно-саундтрековых релизов, и на этот раз пластинка и вовсе записана одним дублем на синтезаторе Waldorf XTK. Величественная и несколько суровая хоррор-электроника где-то между Намлуком (Pete Namlook) времен "Silence" и Джоном Карпентером (John Carpenter). История в большой степени про красоту синтезаторного звука как такового, но и к драматургии претензий никаких.

Mick Chillage "Mirrors" (Neotantra)

Мик Чилледж – музыкант чрезвычайно плодовитый, поэтому может позволить себе экспериментировать. В последнее время его клонило то в электроакустику, то в неоклассику, то куда-то в сторону нью-эйджа, то в совсем холодный дрон-эмбиент. "Mirrors" на этом фоне запись абсолютно классическая, если угодно, "возвращение к форме". Если первый трек "Uduzax" еще обдает холодом неуютных гармоний, то дальше уже сплошь комфортный и умиротворяющий космо-эмбиент. Величественные аккорды (тут вспоминаются то саундскейпы Роберта Фриппа, то "An Ending" Брайана Ино), над которыми то и дело в облаке эха пролетают журчащие секвенции. Одна из самых красивых записей в богатой дискографии музыканта.

Θ16 & Myrrman "Solastalgia" (Nen Records)

Альтернативный образ российского техно. Московский кассетный лейбл NEN Records славен скорее экспериментальной музыкой, но от этого его экскурсы в мир клубного звука звучат еще интереснее. "Solastalgia" (сплит-альбом руководителя лейбла Ивана Напреенко с участником трио Reutoff) – пластинка с одной стороны современная (рыхлые текстуры а-ля Fennesz и тревожная неврастения в духе Vatican Shadow), с другой – полная каких-то завуалированных аллюзий, крючков, безошибочно цепляющих людей, выросших на музыке начала девяностых. То олдскульный технорейв вспомнится, то танцевальные треки Фила Вестерна (Phil Western), то нью-бит, то романтические диско-мотивы, тщательно замаскированные под транс-EBM личиной. Трагизм и сарказм под одной обложкой.

03.02.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: