ТЕХНИКА  2019-й: год клонов и репликантов

Новые аппаратные и программные инструменты, выпущенные в 2019 году. Эпоха поклонения аналогу заканчивается?

Какими разработками и новинками в области музыкальных инструментов запомнится 2019-й год? Пора подводить итоги!
Сейчас будет очень громкое заявление, которое многие сочтут спорным, но всё-таки: аналоговый хайп подходит к концу.

Это не значит, что всеобщее помешательство на аналоговых инструментах (синтезаторах) прекращается. Просто оно становится в меньшей степени помешательством. И в большей степени "всеобщим" - ореол исключительности мало-помалу пропадает. В основном, стараниями предприимчивой фирмы Behringer, благодаря которой 2019-й впору называть годом "клонов" и "репликантов".

А что происходит на софтверном фронте? - Бурное движение: кажется, все мало-мальски крупные разработчики программных синтезаторов что-нибудь да выкатили, и это что-то местами очень вкусно звучит. Насколько - об этом мы предлагаем судить самим читателям. Значительная часть этого материала - демо-ролики с Youtube, позволяющие понять, стоит ли тратить деньги на новую игрушку прямо сейчас, или лучше дождаться следующей "Чёрной пятницы".

Итак, налейте себе кофе, чая или спиртного, в зависимости от времени дня, достаньте лучшие свои наушники или включите стереосистему. И усаживайтесь поудобнее. Слушаем!

Скобяная лавка

Начало года ознаменовалось крутым камбэком на выставке NAMM. На ней случился триумф: компания Gibson, в последние годы очень неважно себя чувствовавшая (вплоть до банкротства и реструктуризации в прошлом году), привезла на выставку новую-старую гитару Gibson Les Paul Standard '50s, которая повторяет наиболее известный дизайн гибсоновских электрогитар, но с некоторым количеством новых дополнений.

А ещё в подборке гитар с NAMM присутствуют как минимум две любопытные модели оригинального дизайна. Это, в первую очередь Framus Stormbender, новая, на этот раз семиструнная гитара имени Девина Таунсенда (Devin Townsend). По форме она напоминает сигнатурную модель, которой Таунсенд пользуется с 2016 года, но за счёт седьмой струны звучит тяжелее.

Любопытно выглядит и пополнение серии Fender Alternate Reality Meteora HH. Форма корпуса напоминает Gibson Explorer, но с повсеместным скруглением. Впервые эти гитары показали в прошлом году. Теперь Meteora обзавелась двумя хамбакерами и некоторыми другими новшествами.

Лучший, по мнению MusicRadar, бас на выставках NAMM показала в этом году компания Dingwall. В принципе, ничего радикально нового в этом инструменте нет. За основу взят форм-фактор Gibson Thunderbird, при этом гитара оснащена сразу тремя звукоснимателями - и пятью струнами.

О клавишных. Если вы ищете новый инструмент, обязательно прочтите подборку из десяти лучших аппаратных синтезаторов этого года.

Во главе списка стоит Moog Matriarch - полумодульный, двухголосный зверь от Самого Главного Бренда:

Следом - Korg Minilogue XD, новый аналоговый инструмент, напичканный функциональностью от предшествовавших ему Prologue и Monologue.

Ничуть не слабее оказались Elektron Digitone - старшая модель прошлогоднего FM-синтезатора, на этот раз с собственной трёхоктавной клавиатурой, и новый флагман Novation Summit - гибридный 16-голосник, разработанный при участии создателя синтезатора OSCar Криса Хаггета (Chris Hugget). По виду - "дизайнерский" аппарат, по звуку - рабочая станция для звукового дизайна:

В номинации "юный и резвый" - дебютант NAMM-2019 Arturia MicroFreak, микросинт с цифровым осциллятором, но аналоговым фильтром a la Oberheim SEM.

Среди лучших синтезаторов нельзя не отметить настольный аппарат Dreadbox NYX 2, два новых аппарата Roland и два агрегата от Behringer. Но о них речь пойдёт отдельно.

Новаторы... да не совсем

Среди интересных новинок года - совершенно новый и даже претендующий на новаторство аппаратный синтезатор Waldorf Kyra. Как утверждает производитель, это первый в мире синтезатор на базе программируемой логической интегральной схемы (FPGA). В розницу синтезатор поступил, правда, только в октябре, так что ещё не успел собрать все заслуженные лавры.

Кстати, помимо Kyra, Waldorf выкатил в этом году свою новую вариацию на тему стринг-синтезатора и вокодера в одном флаконе - STVC.

На самом деле, Waldorf впору ставить памятник за доблесть. С 2009 года они ежегодно выпускают что-то новое - хоть в софте, хоть в "железе". В 2018 году появился их новый флагманский синтезатор - гибридный цифроаналоговый Quantum, в этом - Kyra.

На NAMM также показали "микромодульный" синтезатор Korg Volca Modular, который, как говорят, разработан под влиянием изделий покойного Дона Буклы (Don Buchla); Korg продолжает продвигать свои "микроскопические" гаджеты, которые, однако, претендуют на то, чтобы быть чуть больше, чем игрушками.

Атака клонов

Ещё одним гвоздём программы стал Behringer Crave: аналоговый синтезатор с заявленной изначально ценой 199 долларов. Естественно, на российском рынке - ощутимо дороже (17 тысяч рублей). Но всё равно это очень немного для аппарата такого рода. Подозрительно немного.

Вообще говоря, 2019-й впору называть годом Behringer и его "армии клонов". За этот год компания выкатила целую охапку копий знаменитых аппаратных синтезаторов от разных производителей и анонсировала выпуск ещё нескольких - официально и не очень.
К настоящему времени в продажу поступили:

  • MS-101 (или MS-1-xx), клон Roland SH-101:
  • Behringer Odyssey - это прямая копия ARP Odyssey. Интересно, что ещё четыре года назад Korg произвёл официальный "перезапуск в серию" заслуженного аналогового синтезатора, и с немалым успехом. Behringer нагло вторгся на территорию, которую Korg считал своей... Но когда Behringer боялись скандалов?
  • Poly D, ещё один "клон" MiniMoog, но с клавиатурой и четырёхголосной полифонией. Оригинал, напомним, был одноголосным. Но если есть возможность сделать полифонию, почему нет?
  • VC-340 - аппаратный клон легендарного гибридного вокодера/стринг-синтезатора Roland VP-330:
  • Pro-1, бесклавиатурное подобие Sequential Circuits Pro One:
  • K-2 - "вариация на тему" Korg MS-10 и MS-20 - ещё одно успешное вторжение на суверенную территорию Korg:
  • WASP Deluxe - клон одноимённого инструмента Electronic Dream Plant Wasp Deluxe, выпускавшегося в конце 1970-х и начале 1980-х. Не сказать, чтобы самый популярный в мире синтезатор, но им пользовались кое-кто из "больших имён". А следовательно, интерес гарантирован:

В целом уже понятно, что Behringer нашёл золотую жилу и активно её эксплуатирует. Мода на ретро и аналог никуда не девается, хайп тоже, спрос на классические инструменты был, есть и в ближайшие годы сохранится. А что касается "ореола эксклюзивности", проявляющемся в цифрах на ценниках... то пафос иногда не мешает и ронять об пол. И именно этим Behringer и занимается.
В ближайшие годы мы, скорее всего, увидим ещё немало новых "клонов" с биркой "Behringer", и это, на самом деле, хорошо. Аналоговый синтезатор снова становится просто рабочим инструментом, доступным по относительно демократичной цене, а не экзотикой для богатеньких буратин. Хотя, конечно, насколько такая общедоступность будет благом, - это ещё вопрос.

Новаторы из Калифорнии и Сибири

Как бы там ни было, "репликами" и "клонами" дело не ограничивается. Мировая синтезаторостроительная отрасль производит не только клоны старых аппаратов и не только бесчисленные модули для Eurorack, коим уже нет счёта, но и кое-что новое.

Компания ASM под конец текущего года ещё один wavetable-синтезатор - Hydrasynth, сразу в настольном и клавиатурном исполнении. Хотя в основе - отнюдь не новый принцип синтеза, Hydrasynth явно не пытается “косить под ретро”, ни в плане дизайна, ни в плане звука.

Наши соотечественники, сибирская компания InfraDeep, представили звуковой модуль PVX-800 - синтезатор, архитектурно повторяющий знаменитый "Поливокс".

К сожалению, как и в случае с другими российскими изготовителями таких устройств, таких как Звуковые объекты или даже ELTA Music, речь идёт о штучном ручном производстве. Похоже, потребуется настоящее чудо, чтобы подобные изделия стали изготавливаться серийно без потери качества. Пока же это - "русская экзотика"... Что не означает, что эти аппараты плохи. Господа олигархи, как насчёт инвестиций в хорошее дело, м?

Кстати, настоятельно рекомендуем обратить внимание на Solar 50, новую разработку ELTA. "Пятидесятиосцилляторная десятиголосная эмбиент-машина": пока это ещё лишь прототип, но - очень многообещающий.

Говоря про аппараты, нельзя не упомянуть также “реанимационные” мероприятия, которые продолжает старина Roland. В течение года выпущены “бутиковый” синтезатор JU-06A, комбинирующий функциональность JUNO 6, 60 и 106. Правда, в “цифре”.

Roland Jupiter-X и Jupiter-Xm - новые мегасинтезаторы, в банках которых можно найти звуки не только исторического Jupiter-8, но и целого ряда других аналоговых (Juno-106, SH-101) и цифровых (XV-5080) синтезаторов, а также драм-машин (TR-808, TR-909, CR-78) и цифровых фортепиано. В общем, весь мир и пара коньков впридачу. За серьёзные, естественно, деньги - 1500-2500 долларов.

И раз уж пошла речь о мегаломанских разработках, то вот, пожалуйста: Analogue Solutions Colossus, аналоговый мегасинтезатор с 12 осцилляторами, издали напоминающий, но не дублирующий EMS Synth 100. К сожалению, адекватных демо его звучания на Youtube пока не нашлось, но уже самого его вида - и размеров - достаточно, чтобы проникнуться уважением:

Всё по программе

А что происходило на софтверном фронте? Там, как обычно, жизнь кипит ключом.

Богатый урожай наград и респектов собрал программный инструмент Kilohearts Phase Plant - модульный саунддизайнерский пакет с разбросом цен от 169 до 499 евро, в зависимости от комплектации:

Arturia, доселе выпускавшая по большей части программные эмуляторы классических инструментов, решила, что пора соригинальничать, и выпустила Pigments, свой первый “авторский” программный инструмент, совмещающий виртуальный аналог и wavetable-синтез с возможностью использовать вероятностную машину Тюринга для регулирования любого параметра.
Звучит довольно занятно:

К слову, под самый конец Pigments обновили до второй версии и активно рекламируют.

Без новых программных эмуляторов у Arturia тоже не обошлось: набор Arturia V-Collection 7 теперь включает эмуляторы синтезаторов Casio CZ и EMS Synthi AK, а также новый цифровой меллотрон:

Фирма u-he выкатила весной Hive 2, новую версию своего знаменитого уже VST/AU-плагина с целым рядом улучшений и новыми тембрами:

IK Multimedia выпустили очень интересный эмулятор Memorymoogпод названием Memory V:

Кроме этого, IK выкатили новый эмулятор органа Хаммонда:

Разработка велась в тесном сотрудничестве с Hammond-Suzuki, то есть самыми что ни на есть официальными производителями электроорганов и их цифровых копий; так что этот эмулятор можно считать “авторизованным”.

UVI на протяжении всего года, как и раньше, множила сэмпловые репликанты ретро-инструментов целыми наборами, но не забыла и про свой флагман: виртуальный синтезатор UVI Falcon обновился до версии 2.

Раз уж зашла речь об обновлениях, впервые за многие годы обновилась замечательная разработка GForce - Virtual String Machine, массивная сэмпловая библиотека со звуками от десятков аналоговых/струнных синтезаторов.

Это было шедевром в 2000-е, это остаётся шедевром и сейчас. Ретро или нет, а звучит просто прекрасно.

Reason обновился до 11 версии; его разработчики Propellerhead Software решили переименоваться в Reason Studios и отказаться от протокола обмена данными Rewire, который когда-то давно разрабатывали вместе со Steinberg (создателями VST). Теперь Reason 11 можно будет использовать в виде плагина в любой DAW, даром, что и сам Reason является уже давно полноценной цифровой рабочей станцией. Таким образом, получается матрёшка из DAW, хотя есть ли в чём-то подобном смысл?

Роб Пейпен (Rob Papen) выпустил. в течение 2019 года сразу два новых синтезатора. Это B.I.T., виртуальный аналоговый синтезатор:

И векторный плагин Vectro со звуком, весьма напоминающим Korg Wavestation (и почему же это совсем не удивительно?)

Любопытную разработку представила фирма Klevgrand: VST-плагин/iOS-приложение Hillman представляет собой комбинацию из эмуляторов электрооргана и струнного синтезатора (плюс, эффекты на борту). Звучит это примерно так:

Плагин можно пока урвать за 25 долларов. Со второго января цена подскочит вдвое.

Облачный край

Roland всё более интенсивно расширяет свой программный арсенал в виде подписного сервиса Roland Cloud. За этот год предлагаемые там эмуляторы пополнились несколькими драм-модулями, эмулятором бас-модуля TB-303 в качестве самостоятельных программных тон-генераторов выпущены “в цифре” несколько карт расширений SRX, совместимых с большим количеством разных синтезаторов Roland.

А под самый конец года к эмуляторам Roland D-50 и JV-1080 добавился “широко вожделенный” инструмент из начала 2000-х - XV-5080:

...Сразу с 900 пресетами на борту. Избыточное слюноотделение гарантированно.

Крутые и независимые

Что же касается некоммерческих плагинов, то и здесь есть, о чём поговорить.

Например, о 2gether Audio Cheeze Machine 2, выпущенном в самом начале 2019. По большому счёту, это “ремастер” одноимённого инструмента, выпущенного Big Tick Audio ещё в 2007 году. Но теперь - с расширенной секцией осцилляторов, свёрточным ревербератором на борту, винтажным хорусом, 64-битной совместимостью и поддержкой и VST, и AU, и AAX - в общем, и белки и свистка.

Позднее та же фирма выпустила Pro-версию Cheeze Machine, сильно усовершенствованную и не бесплатную (номинал 69 долларов, 49 - дисконт для студентов, 10% от выплаты идёт на благотворительность).

Компания Full Bucket Music в 2019 году выпустила сразу несколько обновлений для своего модульного синтезатора ModulAir, несмотря на его сложность и продвинутость - официально бесплатного. Несмотря на то, что ещё в марте была выпущена версия 1.0.0, разработчики до сих пор утверждают, что их инструмент находится на бета-стадии.

Плюс к этому Full Bucket порадовали вокодером FBVC, написанным по мотивам Korg VC-10.

Последний экспонат в нашей выставке достижений 2019 года - бесплатный виртуальный синтезатор Surge, про который даже Synth Anatomy пишет, что это must have.

Подобное случается нечасто.

Как можно заметить даже из этой небольшой подборки, никакого застоя в мире аппаратных синтезаторов и плагинов не наблюдается, а полурелигиозное поклонение “аналогу” явно клонится к закату: Behringer активно превращает его из "экзотики не для всех" в массовый продукт.
Может статься, теперь производители синтезаторов задумаются о том, что можно предложить действительно нового?

18.12.2019, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: