Альфред ШНИТКЕ  Опальная гордость России

85 лет со дня рождения классика XX века Альфреда Шнитке

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения одного из крупнейших композиторов ХХ столетия, нашего соотечественника Альфреда Шнитке. Теперь, через 21 год после смерти, нужно напомнить, что легендарный композитор входил в тройку опальных и самых известных на Западе советских композиторов второй половины прошлого века – Денисов, Губайдулина, Шнитке.

Шнитке заявил о себе в начале 60-х годов, создав принципиально новый музыкальный язык, причем язык этот менялся на протяжении его жизни несколько раз. То, что делал этот человек было достаточно необычно, а консервативная тоталитарная среда сопротивлялась.

Альфред Шнитке родом из поволжских немцев, родился он в городе Энгельсе близ Саратова, в 1958 году закончил Московскую консерваторию, там же преподавал до 1972 года. Шнитке писал практически во всех музыкальных жанрах, отдавая предпочтение крупным формам: симфониям, концертам, операм, ораториям, балетам. Много и плодотворно он работал в кино. Очень рано пришло к Шнитке международное признание. Премьеры его произведений всегда становились мировым событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США.

Основным методом композиции Шнитке стала полистилистика. Пожалуй, она наиболее точно отвечала запросам времени. Полистилистике были отданы 70-е годы его творчества, которые начались еще раньше – в конце 60-х, когда композитор начал создавать алеаторические произведения, не отвергая более традиционные стили. Важнейшим сочинением, объединившем классику, авангард, древние хоралы, вальсы, польки, марши, и, даже, джаз стала его Первая симфония (1974), посвященная Геннадию Рождественскому. Дирижеру пришлось играть премьеру в Горьком (Нижнем Новгороде), столичные филармонии не решились представить столь необычную музыку. В 1977 году композитор начал грандиозный цикл своих Concerto Grosso, идеи которых вошли частично и в его киномузыку. Богатое творчество Шнитке разделяют на периоды "новой простоты", глобальной хоровой музыки разных времен, разных культур и многие другие.

Музыка его оказалась востребованной и новым поколением слушателей, она звучит теперь во всем мире: в Японии и Мексике, в Финляндии и Австралии. Причем творчество Шнитке воспринимают уже не как авангард, а как мир других измерений, в котором сосуществуют разные стили и времена, трагедия и гротеск, иррациональное и игра.

24.11.2019, Михаил МИТРОПОЛЬСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

Альфред ШНИТКЕ - свежие публикации:

Альфред ШНИТКЕ