Грачи Прилетели — ансамбль философии и пляски, участники которого живут в Петербурге и Москве. Группа дебютировала в 2015 году панк-оперой "Игра", известна своим участием в рок-фестивалях, совмещает социальную лирику с виолончелью и губную гармонику с сэмплами природных шумов. Недавно музыканты выпустили клип на песню "Пусть" с участием людей, которые живут на улицах. О работе над клипом, а также о том, как писать песни из двух городов и о музыкальной свободе Звукам рассказали Саша Сараева и Ана Колесникова.
Звуки: музыку "Грачей" нередко относят к русскому року, чуть ли не к городскому фолку, а вы говорите, что ваши песни — философский панк. Что вы на самом деле играете?
Ана: Философский панк — это не о звуках, а, скорее, о взглядах: песни у нас разные по темам и звучанию, но они все об одном — о свободе. В этом смысле песня о большой и чистой любви "Снег", страшная сказка "Томатный Тыквер" и социалка "Мария" об одном и том же. Когда вышел наш дебютный альбом "Игра", а потом несколько синглов примерно в том же звуке, никто особенно не сомневался в жанре: простые ритмы и мелодии, массивные гитары, конфронтационные тексты. Но дальше мы записали поющие чаши в песне "Мурари" — после такого про панк, наверное, сложновато говорить. А между тем и "Мурари" — про свободу. Как называют музыку — не суть. Русский рок? Ок. Это когда пишут лирику на русском и играют на электромузыкальных инструментах? Тогда это про "Грачей". Я пишу на русском, а у Сани есть электровиолончель.
Саша: Да, у меня есть электровиолончель. Еще есть электрогитара, - правда, в "Грачах" я на ней больше не играю. Мы в какой-то момент решили уходить от типичного гитарного звучания, сейчас экспериментируем в области электронной музыки. Еще наш барабанщик Миша Ефимов играет на губной гармонике — может, поэтому о "Грачах" стали поговаривать как о фолк-роке. Я думаю, что наши музыкальные эксперименты прекрасно вписываются в изначальную концепцию уважения к свободе: хотим — рубим в "Стороже брата" панк с виолончелью, хотим — после соло на губной гармонике в "Тихо" читаем философский рэп, хотим — с бездомными хором поем.
Звуки: Расскажите об этом проекте подробнее, пожалуйста! Вы записали песню с хором нищих и сняли клип с участием бездомных Москвы и Петербурга. Кто это придумал?
Ана: Сначала были Сашины мелодия и желание написать петербургскую песню с эпиграфом из "Братьев Карамазовых": "Пусть я проклят, пусть я низок и подл…". Достоевский — бедные люди — бездомные. Цепочка мыслей простая, а вот с текстом мне было непросто. Такой уровень печали не по мне, поэтому после первых двух куплетов, где все очень грустно и даже есть слово "плакали", мозг выдал спасительный образ: стена, у которой в темноте стоят люди, смотрят на гуляющих по ночному городу и чего-то ждут. Потом из-за стены выкатывает солнце и те, кто беспечно гулял, наконец-то замечают тех, кому было мало света фонарей. Этот образ меня примирил с песней "Пусть", появился речитатив "В мире саннисайда".
Саша: Мелодия была написана давно, но, как это случается, отправилась в стол ждать смыслового подтверждения. Потом я перечитывала "Братьев Карамазовых" - и отозвалось. Для меня это песня о нелюбимых, неудобных, брошенных детях страны, до которых никому нет дела, кроме пары активистов. Кому пришла мысль снимать клип именно с бездомными, я уже не помню, но думаю, что Ане — она как арт-терапевт много работала в социальной сфере. Договорились с благотворительным фондом "Дом Друзей" и с режиссером-документалистом Иваном Бортниковым. С кем бы ни общались — все нашу идею воспринимали очень хорошо, очень неравнодушно. И на самих съемках тоже сложилось: почти все бездомные шли на контакт, рассказывали о себе, о своей жизни на улице. Очень запомнились их глаза. Такой неуверенный, потерянный взгляд. Наш оператор Николай Резниченко поймал все эти взгляды, теперь они в клипе.
Ана: Меня трек и клип "Пусть" радуют тем, что получилось соединить документальное и художественное. В начале ролика — ликбез по работе с бездомными от директора "Дома Друзей" Ланы Журкиной, в финале — философский монолог бродяги Лехи, в середину довольно органично, как мне кажется, встроился хор нищих. При этом многослойная история, которую хотелось рассказать, вроде бы тоже не потерялась. Меня давно впечатляет синтез фикшна и документальности: вербатим в театре, "Концерт для птиц с оркестром" Эйноюхани Раутаваара, эксперименты с природными шумами и голосовыми сэмплами в дарк-эмбиенте, в частности, у Романа Сидорова из "Старухи Мха". Всегда хотелось попробовать сделать что-то подобное.
Саша: И будем делать дальше. Договорились с Командорским резерватом — это крупнейший в России морской заповедник. Теперь у нас в облаке — куча тихоокеанских звуков: вода, разные птицы, морские котики и кашалоты. Мы шутим, что хотим стать первой группой, спевшей с ушастным тюленем и чернозобиком. А если серьезно — есть несколько природно-философских песен, в некоторых из которых хочется расставить экозащитные акценты. Другие, как нам кажется, от документальных сэмплов станут правдивее. Например, "Камчатка". Эта песня для меня особенно важна. Я родом с Камчатки и прекрасно помню, как она звучит. Хочется, чтобы трек прозвучал так же мощно, как тамошние небо, ветер, океан.
Звуки: Понятно, природа, родные края, экологические и социальные вопросы. А что еще вас вдохновляет?
Саша: Мое вдохновение — это послесловие, которое следует за яркими впечатлениями. Вдохновляет многое, особенно живопись. Могу часами разглядывать полотна импрессионистов — Моне, Ренуара, Дега. Стараюсь слушать много разной музыки — от классики и джаза до современной экспериментальной. Среди тех, чья музыка воодушевляет с первых звуков — исландский мультиинструменталист Оулавюр Арнольдс (Ólafur Arnalds), шведская инди-группа Amason, из российских — Fogh Depot с их электронным джазом.
Ана: Для меня вдохновение — это такое ровное состояние, когда ты знаешь, что делаешь что-то хорошее, примерно представляешь, как это сделать красиво, и у тебя есть на это силы. Надо уйти в работу, но видеть горизонты, много делать, при этом уметь расслабляться, одобрять и ободрять себя, но не жалеть и не захваливать. Вдохновляют природа и добрые умные люди. Хотя глупый хейтер меня тоже вдохновит, особенно если хоть немного поменяется. Люблю эмбиент, нордик-фолк, индийскую классическую музыку. Играю на бансури — стараюсь слышать всю эту микрохроматику. Очень уважаю рэп — тот, что со смелыми сложными текстами. Осваиваю кларнет — поэтому сейчас слушаю много джаза. Саунд-арт впечатляет, звуковая поэзия — да мало ли на свете удивительного.
Звуки: Ана живет в Москве, Саша — в Петербурге. Как вам работается на расстоянии?
Ана: Особых проблем с этим нет. Когда мы придумали "Грачей", я жила в деревне под Пушкинскими Горами, и сложностей было больше — там прекрасная природа, но отвратительная связь. Зато Саша ко мне часто приезжала, мы бродили по лесам и музейным паркам, сидели на Савкиной горке или просто на завалинке, наблюдая аистов. Вот где вдохновение. Сейчас ежедневно созваниваемся, списываемся, поем по скайпу, играем по вотсапу. Ну и перед важными концертами съезжаемся за пару недель, ходим вместе на вокал, репетируем.
Звуки: Вы сказали, что в песне «Пусть» сначала была мелодия, а потом идея и текст — так всегда?
Саша: Когда как. Бывает, я играю на гитаре, появляется мелодия, а к ней — идея песни. Или наоборот: у кого-то есть какая-то мысль — за ней приходит музыка. Бывает, придумаю виолончельное соло, а потом мы вместе решаем, что это за настроение такое, как его развить. Бывает, у Ани уже есть черновик песни — мелодически, идейно-текстово. Тогда мы работаем с этим черновиком — что-то упрощаем, усложняем, думаем над аранжировками. У нас есть песня о войне «Седьмая», практически симфония Шостаковича, так вот ее ритмически и мелодически придумал наш барабанщик. Так что правил нет, есть свобода и сотворчество.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)