SZIGET  Обитаемый остров. Часть 2

В Будапеште завершился фестиваль Sziget. Foo Fighters, Том Оделл, Roosevelt, Иван Дорн и другие лучшие сеты фестиваля - в репортаже с любимого Острова

В Будапеште завершился Фестиваль Sziget. В этом году по подсчетам организаторов Фестиваль за 7 дней посетили в общей сложности 530 000 человек. Цифра впечатляющая!
Учитывая жаркие споры вокруг методологии подобных расчетов, особенно в свете последних событий, хочется внести некоторые уточнения: во-первых, речь идет о 7 днях. Фестиваль проходит в центре Будапешта, на ночь многие посетители разъезжаются по отелям, а не остаются в палаточных городках. Поэтому в свое следующее посещение Сигета, сканируя свой билет, вы попадаете в базу как "новый посетитель". Во-вторых, Sziget отличается богатой ночной жизнью: площадки здесь продолжают свою работу до 4-5 утра, так что очень большое число посетителей подтягивается к Острову уже ближе к полуночи, чтобы остаться здесь на ночь. Но много и таких, кто приходит на Фестиваль каждый или почти каждый день. В итоге, цифра 530 000 посетителей – это, скорее, число просканированных билетов, в то время как реальное количество уникальных посетителей ниже и в среднем может составлять, по субъективным ощущениям, до 100 000 – 150 000 человек в день. На Glastonbury, для сравнения, единовременно находится до 250 000 человек вместе с обслуживающим персоналом - и это на самом деле огромнейшая толпа людей, что особенно заметно, когда на главной сцене кто-то из хедлайненров.

Тем не менее, полмиллиона проданных билетов позволяют Sziget занять свое место в ТОП5 музыкальных Фестивалей мира и стать по-настоящему международным. Количество стран, из которых в этом году приехали посетители – более 100! Ко всему прочему, фестиваль очень доступен в прямом и переносном смысле слова: стоимость абонемента на 7 дней в сравнении с другими европейскими open air гораздо ниже, в среднем до 50 евро в 1 день. А при покупке трехдневного билета 1 день обойдется вам примерно в 80 евро. Кроме того, можно купить билет не на все дни, а только на те, на которые заявлен любимый артист, что тоже позволяет существенно сократить расходы. В случае с тем же Гласто билет обойдется почти в 250 фунтов на все дни без возможности выбора. Технически на Sziget купить билет довольно легко и вокруг Фестиваля пока нет того ажиотажа, как вокруг Glastonbury, билеты на который расходятся в течение 40 минут, при том, что лайн-ап Sziget ничуть не хуже.


Лучшие сеты. Часть 2

Мы уже рассказывали о самых ярких событиях первой части Sziget-2019, это наша вторая часть отчета.

Years & Years

Years & Years выступили в пятый фестивальный день. Они не первый раз играют на Sziget, кроме того, группа много раз появлялась на Glastonbury, умудряясь собирать аншлаговые концерты, в том числе на сцене John Peel Stage, площадке, посвященной молодым (и малоизвестным) артистам. Стилистически Years & Years – это электропоп с сильным влиянием R&B.

С группой за эти годы, определенно, произошли метаморфозы. Ранее Years & Years делали акцент на немного детский, но при этом довольно сильный вокал солиста со странными и угловатыми танцевальными движениями, всегда выступающего в смешных штанах. Сейчас солист команды Олли Александр (Olly Alexander) подрос, голос его окреп, но при этом сохранил свою силу, смешные штаны ушли в прошлое, теперь Олли носит короткие, сексуальные шорты, а само трио (изначально Years & Years – это трио) превратилось в довольно большую команду, которое ко всему прочему показывает еще и отличное шоу.

Ставка сделана на, само собой вокал, а также на открытую сексуальность и некоторую фриковатость, но в разумных пределах, где черта пошлости не переступается. Years & Years вышли на новый профессиональный уровень и теперь, без преувеличений, это команда из разряда must have.

В конце своего очень успешного выступления на Sziget Олли примерил диадему - видимо, намекая на то, что звезда родилась.

Catfish and the Bottlemen

Безусловным открытием Sziget 2019 стали Catfish and the Bottlemen. Команда играет довольно качественную смесь из альтернативного рока, постпанка и гаражного рока. Парни звучат довольно олдскульно и одинаково драйвово на всем протяжении сета, без каких бы то ни было лирических отступлений (чем, кстати, грешат многие, а у кого-то это еще и не всегда получается). Учитывая все это, в сете Catfish and the Bottlemen, довольно сложно выделить какие-то особенно запоминающиеся композиции, живьем их все же лучше слушать "без дробления". Нельзя не отметить блестящую работу фронтмена Эвана Макканна (Evan McCann): на протяжении всего почти полуторачасового сета Эван без труда удерживает внимание публики и кажется, что просто живет тем, что происходит на сцене прямо здесь и прямо сейчас, получая удовольствие от каждого прожитого момента. При этом команда не показывает шоу, все сконцентрировано на музыке, а единственное украшение сцены – статичный тукан с трубочкой, сидящий на алюминиевой банке (оформление третьей студийной пластинки группы, The Balance, релиз 2019 года). Однозначно, в Catfish and the Bottlemen фронтмен на своем месте, а показанный на Sziget live – один из лучших концертов прошедшего фестиваля.

В России Catfish and the Bottlemen выступили в 2017 году в рамках Ahmad Tea 2017

Parcels

Parcels – еще одна команда из числа тех, кто сумел собрать овации и влюбить в себя, кажется, каждого посетителя А38 в пятый фестивальный день. Парни играют инди-/ синтипоп, стилистически приближая свое звучание к звучанию конца 80-х. Скорее всего, Parcels придутся по вкусу тем, кто без ума от Jungle, с той лишь разницей, что в звучании Parcels присутствует все же чуть больший акцент на гитары (но при этом сильны и клавишные партии) и отсутствует причудливый тропический оттенок, как у их британских коллег. В Parcels четыре вокалиста, одновременно отвечающих за клавишные, бас и гитары.

Roosevelt

Немецкий электронный / синтипоп проект Roosevelt – еще одни герои сцены А38. Roosevelt считается сольным проектом Мариуса Лобера (Marius Lauber). Для живых же выступлений привлекаются сессионные музыканты – в частности, мы получаем живые ударные, басс и т.д., отчего звучание обрастает гораздо большим количеством оттенков и приобретает глубину.


Masego

Любителям качественно R&B и jazz-fusion точно придется по душе американский музыкант ямайского происхождения Masego - мультиинструменталист, битбоксер и невероятный харизматик. Разумеется, место рождения музыканта оказывает влияние на общее звучание, поэтому, в материале Masego ко всему прочему присутствует и регги, но не в доминирующем формате. Вишенка на торте – саксофон, на котором играет сам музыкант. Звучит неожиданно, но при этом очень органично.

Idles

Панк-рокеры Idles – зажгли не по-детски в последний фестивальный день собрав внушительных размеров аудиторию под крышей А38.

Кажется, что на зажигательные звуки сбежалась вся округа. Idles уже 10 лет и традиционно группу стилистически относят к панк-року, постпанку и хардкор-панку, хотя фронтмен команды Джо Тэлбот (Joe Talbot) и отрицает любую причастность к указанным стилям. Впрочем, какая разница, если окружающие в восторге, а в это время по сцене бегает мужик в трусах известного бренда, устраивая крутые запилы на гитаре?


Tom Odell

Ставший уже завсегдатаем всех известных фестивалей мира, любимец публики Том Оделл отыграл сет в шестой фестивальный день. В своей музыке Том делает акцент на клавишные, используя для этих целей не бездушный электронный синтезатор, а самый настоящий рояль. При этом, Том умудряется добавиться запредельного уровня экспрессивности: по сцене летают табуреты, а сам музыкант лезет на рояль. Хотя, и лиричные ноты в сете Оделла, конечно же, присутствуют. В ходе своего сета на Sziget музыкант даже исполнил несколько классических рок-боевиков, а также "Imagine" Джона Леннона (John Lennon).

Не обошлось без хулиганства: сходив в народ и пообщавшись с публикой, в какой-то момент Том позаимствовал у одного из поклонников плетеную летную шляпу, в которой и отыграл весь остаток программы. Правда, после завершения выступления, шляпу вернул, хотя, судя по реакции публики (и самого владельца шляпы), никто на это особо не рассчитывал.

Почти в конце сета последовало признание в том, что Sziget – один из лучших фестивалей мира. Но, мы-то помним, что лучший фестиваль в мире, по признанию того же Тома Оделла – Glastonbury. И все же, Том дело говорит – Sziget отличный и, определенно, один из лучших.

После исполнения своего главного хита Another Day, музыкант покинул сцену в насквозь мокром пиджаке. Тут, конечно, и 35-градусная жара свою роль сыграла, но и Том, как обычно, выложился по полной. Все-таки, музыкант играет очень крутые живые концерты.

Иван Дорн

Радостно видеть, что европейская публика открыла для себя Ивана Дорна. Иван выступил в пятый фестивальный день на Europe Stage, где познакомил аудиторию с "украинским трансом" и, очевидно, такое стилистическое прочтение пришлось всем по вкусу.

И даже стоящий рядом коллега-фотограф, периодически не забывал показывать класс в адрес Ивана, при этом, еще 10 минут назад, не имея ни малейшего представления, кто это.

Поддержать музыканта пришли в русские и украинские поклонники, но чуть позже на звуки «украинского транса» сбежалась и англоговорящая аудитория.

Johnny Marr

В финальный день фестиваля на главной сцене показал свою программу Джонни Марр – экс-гитарист британских The Smiths. Поэтому, наряду с сольной программой музыкант исполнил несколько композиций, ставший на сегодняшний день золотым британским наследием. Среди них – Bigmouth Strikes Again, How Soon Is Now (вот это вообще полная неожиданность, т.к. даже кавер-группы не всегда ее исполняют), This Charming Man и There Is a Light That Never Goes Out. Совершенно неожиданно прозвучала I Feel You Depeche Mode, которую тут же подхватила вся поляна.

Foo Fighters

Фестиваль завершился фееричных выступлением Foo Fighters, которые показали отличное шоу и отыграли программу продолжительностью в 2,5 часа. Не секрет, что успех Foo Fighters во многом обусловлен личностью фронтмена: Дэйв Грол (Dave Grohl) - в прошлом барабанщик Nirvana. Несмотря на громкое имя и прошлое, которое вряд ли бы удалось переплюнуть, музыкант создал стилистически совершенно другую группу, уйдя в сторону классического рока / альтернативного рока и сделав акцент на драйв, в противовес Nirvana - на хорошее настроение, а также на «поговорить с аудиторией».

В Foo Fighters все на своем месте: они очень драйвовые, у них круто и мощно звучат гитары, а барабанщику группу Тейлору Хокинсу (Taylor Howkins) впору делать самостоятельное шоу. Последнего, кстати, в ходе выступления успевают поднять над сценой вместе со всей установкой и даже разрешают исполнить сольно композицию Queen Under Pressure. Вокальные данные Тэйлора, конечно, далеки от Фредди, но, как говорится, если душа требует, то почему бы и нет. Кстати, во время исполнения этой композиции, Дэйв под всеобщие аплодисменты занимает место Тейлора за барабанами, напоминая всем, кто он по "первому образованию". На бэк-вокале – дочь Дэйва, надевшая в тот вечер майку с Nirvana.

Во время выступления Дэйв много говорит и шутит. В какой-то момент он предлагает исполнить одну из композиций без света на сцене, сконцентрировавшись на самой композиции и "матери-природе", после чего признается, что очень любит свою работу (еще бы! тебе не нужно каждый день ходить в офис!), потому что у него есть такая отличная возможность выступать на таком классном фестивале, добиваясь единения и с окружающим миром и с фанатами.

На протяжении всего концерта публика держала парня-инвалида в коляске на руках. В конце программы Дэйв попросил, чтобы парень добрался на сцену, в результате чего многотысячная публика просто передает кресло через головы собравшихся. Параллельно с этим музыкант попросил подняться на сцену девушку с мыльными пузырями, которую заприметил еще в середине программы, и попросил выдувать как можно больше пузырей. Забегая вперед отметим, что барышня с поставленной задачей справилась на отлично, и вот она уже счастливая стоит рядом с Тейлором и дует эти пузыри с двойным усердием.

Последнюю композицию парень в инвалидном кресле слушает прямо на сцене, и во время выхода всех музыкантов на поклон Дэйв предлагает ему разбить свою гитару. В легком оцепенении и ужасом в глазах парень переспрашивает, правильно ли он все понял, на что получает утвердительный кивок от Дейва. Разбить не разбили, но поваляли знатно. В общем, тру-рок-н-рольщик, это не только про алкоголь и разбитые гитары. Это еще и возможность сделать кого-то счастливее и с этим у Дейва точно нет проблем.

Sziget 2019 закончился, но впереди Sziget 2020, который также обещает много интересного

15.08.2019, Анна Панцирева, Ольга Богунова (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: