ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2019: братья и сестры

Джанель Моне, The Chemical Brothers и другие украшения монреальского лета.

Проводящийся с 2006 года (и украсивший таким образом мое 14-е монреальское лето подряд), Osheaga Music and Arts Festival официально вступил в трудный возраст - получив новую (вернее - расширенную и улучшенную старую) комнату в виде пережившего 70-миллионную реконструкцию острова Святой Елены, но столкнувшись с первым реальным кризисом самоидентификации. Когда-то позиционировавшаяся как торжественный смотр лучшего в инди-роке, Osheaga окончательно отказалась от привычки держаться корней, посвятив подавляющее большинство лайнапа EDM, хип-хопу и - в лучшем случае - новому R&B.

То, что осталось от рока, довольно четко делилось на три основные категории: букинг в силу инерции (Metric, Interpol), арена-фолк (Хозиер, City and Colour) и притворяющийся инди-роком поп с гитарами (Kodaline, Сэм Фендер). Первый день Osheaga №14 начался для меня с последнего - сентиментального сета австралийца Дина Льюиса (Dean Lewis), оказавшегося кем-то вроде Эда Ширана (Ed Sheeran) с человеческим лицом - достаточно мейнстримового, чтобы его самой известной песне "Be Alright" подпевали даже компании bros в идентичных аутфитах, но способного вспомнить, сыграть - и не испортить - "When You Were Young" со второго альбома The Killers.

На глазах прибавляют вчерашние дебютанты TEKE::TEKE. Молодая монреальская супергруппа с уклоном во все японское (от источников вдохновения до сценических костюмов) записывает свой первый альбом, у которого есть все шансы пополнить каталог одного из главных американских инди-лейблов, а ее играющиеся живьем третий год песни вроде "Jikaku" или "Rashomon" звучат теперь как вполне себе хиты. Одну из их вещей дополнило продолжительное интро точь-в-точь как в "Напои меня водой" И.И. Сукачева, а их все чаще солирующая фронтвумен освоила ряд танцевальных па вполне в духе О.А. Гаркуши.

Удивительное дело, но игравшие вскоре после полудня на шестой по величине сцене под тентом TEKE::TEKE чуть было не остались единственным пятничным пиком. Поспешившие начать со своей безоговорочно лучшей песни "Follow Your Fire" Kodaline (солист которой выглядит и ведет себе так, как будто числится в бойз-бенде) усыпляли бесконечными балладами. Bob Moses, хоть и были определены на EDM-сцену, приехали в полном составе, но играли на автопилоте. Сет рэпера Gucci Mane погряз в технических неполадках, а звезда латино-попа J Balvin и вовсе застрял в нью-йоркском аэропорту.

Выручать фестиваль в этих условиях были призваны его старожилы и другие делегаты впавшего в немилость инди-рока. Когда-то игравшие на Osheaga вторыми с конца Interpol выдали крепкий сет с ностальгическим акцентом на материал альбома "Antics". Планирующаяся взять продолжительную паузу Mitski оказалась миниатюрной версией St. Vincent - знающей толк в дедпане ("где-то сейчас идет вечеринка - но не здесь"; "знаете, почему все артисты хотят на Osheaga? тут лучший в мире кейтеринг") и декорациях (почти все шоу она провела либо за вынесенным на сцену столом, либо на нем) инди-дивой с 10-балльным stage presence.

Наконец, приятно порадовали Курт Вайл (Kurt Vile) и его The Violators, играющие крайне специфическую разновидность "папиного рока" (The War on Drugs в Сиэтле 1990-х?): поначалу казалось, что их самозабвенным джемам отчаянно не хватает комментария Бивиса и Баттхеда, но чем меньше зрителей становилось у сцены, тем сильнее затягивало происходящее тех, кто остался. Что же касается The Lumineers, то у меня вопрос к организаторам: ЗА ЧТО? Почему, располагая бесценными кадрами вроде Tame Impala и Джанель Моне (Janelle Monáe), в хедлайнеры они определили распевный, но заурядный фолк-рок, в день инаугурации которого Osheaga оказалась как никогда далека от солдаута?

В свою очередь, субботний лайнап заставил меня приехать на фестиваль как никогда рано - к по сути утренним сетам интересных канадских артистов вроде Munya, Braids, U.S. Girls и Anemone. Как и ожидалось, наибольшее впечатление произвели последние - авторы одной из лучших дебютных пластинок года, психоделик-поп-опуса "Beat My Distance", чей барабанщик отвлекал похожестью на Дейва Грола (Dave Grohl), а басист - на музыканта группы "Дюна". За главную тут, впрочем, была солистка - щебетавшая на французском и задававшая расслабленное, солнечное настроение на день.

Главной героиней которого оказалась, конечно, Джанель Моне - разносторонне одаренное сокровище афрофутуризма и современной культуры, чей безупречный часовой сет оказался лучшим не только в субботу, но и, может статься, за все три дня фестиваля. Поменяв за отведенное ей время больше костюмов, чем Мадонна (Madonna) успевает за вечер, Джанель не сбавляла ритм шоу ни на мгновение - то выпуская на передний план гитариста с соло из "Purple Rain", то скрещивая того же Принса (Prince) с той же St. Vincent по случаю исполнения "Make Me Feel", то участвуя в провокационных танцах во время неальбомной "Yoga".

Не забывая делать программные заявления - вроде любовного послания таким же, как она, прекрасным чудакам или страстного призыва помнить о правах меньшинств и организовать уже, наконец, импичмент Трампа (Канада тут была упомянута как американская "кузина"), - Моне в буквальном смысле поминутно заставляла задуматься о том, как бы все это (трон, танцы, трибьют Принсу) смотрелось в темноте и без особых ограничений по времени. Даже безотносительно того, что это первая за пять лет Osheaga, где не было женщины-хедлайнера, Джанель подобную честь заслужила как мало кто еще.

В итоге же хедлайнерами второго дня были The Chemical Brothers - и, справедливости ради, ветераны вовсе не оказались чужими на этом преимущественно молодежном празднике. Начав в разгар сета Beach House (еще одних обычных подозреваемых, закрывавших программу вечера в глубине острова и порадовавших звуком и светом - но не сетлистом), англичане разошлись к моменту, когда к главным сценам (их на Osheaga две и они располагаются по соседству) вернулся я - из динамиков как раз загремела "Hey Boy Hey Girl".

Ни для кого не секрет, что больше всего организаторы любого фестиваля на свете грезят о хедлайнерах в лице Daft Punk (это и шоу экстра-класса, и живые легенды, и почва, из которой растут ноги вездесущего ныне EDM), ну а The Chemical Brothers в таком случае - лучшая из доступных альтернатив неуловимым французам: подобно, допустим, "Парку Юрского периода", их эстетика остается востребованной и через четверть века после выхода на творческий пик; не верите - посмотрите на концертное видео с Гластонбери.

На Osheaga было не хуже - особенно учитывая, что непосредственно перед "Galvanize" прозвучал роскошный ремикс на "Wide Open", а вскоре после - монументальная "Block Rockin' Beats". Ни в какое сравнение с Джанель это, конечно, не шло - но все (или почти все), чего The Chemical Brothers недоставало в артистизме, они компенсировали техникой - оглушительным звуком, ослепительным светом и эффектными, порой устраивавшими автономное шоу 3D-проекциями.

Во второй части репортажа - эпический Childish Gambino, спасительные Tame Impala и автор лучшего альбома года.

11.08.2019, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: