В Швейцарии завершил свою работу 53-й Montreux Jazz Festival - самый огромный и авторитетный европейский жанровый хэппенинг Европы. На протяжении двух недель в стенах его залов звучали выступления артистов всех калибров - от молодых талантов Jazz Academy до артистов из "золотой сотни" - Тома Йорка (Thom Yorke), Тома Джонса (Tom Jones), Джанет Джексон (Janet Jackson), Чика Кориа (Chick Corea), The Chemical Brothers, ZZ Top, Кристиана Скотта (Christian Scott), Билли Кобэма (Bill Cobham), Чика Кориа (Chick Corea), Джанель Моне (Janelle Monae), Лорин Хилл (Lauryn Hill), Джорджа Эзры (George Ezra) и множества других. С 28 июня фестиваль посетило почти 250 000 человек. Звуки ведут онлайн фестиваля на протяжении вот уже 16 лет, и самое время рассказать, что же изменилось за это время в его машинерии. Но вначале - короткая ретроспектива лучших концертов года. Не самая простая задача - выбрать самое классное из 250 бесплатных и 47 платных концертов.
Итак, вот 7 самых интересных шоу MJF-2019 - без ранжира по званиям и заслугам.
Elton John
Фестиваль стартовал 28 июня с сольного концерта Стинга (Sting) "My Songs" - ретроспективной программы, охватывающей более 40 лет карьеры господина Самнера. Однако настоящий большой старт состоялся на следующий день, когда впервые в истории Монтре на его сцене появился другой великий сонграйтер - сэр Элтон Джон.
Концерт Элтона Джона стал событием еще до его начала. Первоначальный план включал в себя два выступления певца в главном зале. Однако далее выяснилось, что оборудование певца и сценические декорации, которые были разработаны для шоу, для камерного зала не подходят. Первый концерт к тому моменту был уже распродан. Так что начиная с мая месяца команда Монтре включилась в строительство, приводя в боевую готовность местный стадион. Подготовка самого шоу длилась две недели, на протяжении которых на площадке La Saussaz с видом на Женевское озеро с нуля выстроили арену на 15 тысяч зрителей. Согласно отчету организаторов, в число оборудования вошли экраны общим весом 8 тонн и сцена высотой с семиэтажный дом, а еще на площадке установили барные стойки общей длиной 120 метров, подиумы, киоски с мерчем... Все эти преобразования стали подарком фестиваля городу, так что теперь в Монтре могут проходить концерты мировых "стадионных" звезд, однако сам фестиваль сохранит "камерную" концепцию. "После концерта, в конце этого прекрасного вечера, мы плакали, как дети", - рассказал главный продюсер фестиваля, Матье Жатон, на плечи которого свалилось это счастье.
- Я мечтал сыграть на этом фестивале годами. Я смотрел концерты с него на DVD и по ТВ. Я никогда не думал, что буду играть в Монтрё и для меня большая честь быть здесь, - сказал 72-летний артист, приветствуя слушателей.
Великолепие и масштаб финального шоу "Farewell Yellow Brick Road" можно было оценить с первых секунд: гигантские плазменные экраны были расположены полукругом, демонстрируя и самого героя вечера, и публику. Сэр Элтон, в гигантских очках со стразами и роскошном фраке с лампасами, стартовал с хулиганской "Bennie and the Jets":
"You're gonna hear electric music
Solid walls of sound!"
Ретроспективная программа Элтона сконцентрирована не только вокруг песен с пластинки, давшей название турне (хотя их было большинство). В первой части звучали преимущественно хиты начала 1970-х, включая "Tiny Dancer", "Rocket Man" и “Your Song”. Ближе к финалу прозвучали "Someone Saved My Life Tonight", "Candle in the Wind" и, разумеется, "Goodbye Yellow Brick Road". От соул и блюза до краут-рока - великий сонграйтер продемонстрировал всю палитру своих музыкальных увлечений за годы работы.
Мощный момент - "старт" ракеты в "Rocketman:
2,5-часовое выступление вместило в себя невероятное количество любимых всеми песен, исолненных с энергией и любовью - видно было, как певец стремится не потерять ни одной драгоценной секунды этого уникального шоу, как он смакует каждый миг. В сопровождении своего давнего барабанщика Найджела Олссона (Nigel Olsson) и гитариста Джона Йоргенсона ( John Jorgenson) сэр Джон исполнил 25 композиций, посвятив "Don`t Let The Sun Go Down On Me" почетному арт-директору фестиваля Куинси Джонсу, с которым он встретился перед концертом.
Перед своим выступлением в Монтре Элтон Джон прокомментировал высказывание Владимира Путина о том, что "либеральные ценности устарели" и были отвергнуты большинством людей в западных странах и о том, что Путин "хочет, чтобы все геи были счастливы". Сэр Джон обвинил президента РФ в лицемерии.
Сэр Элтон завершил выступление словами: "Мы должны ценить друг друга, мы должны обнимать всех, даже если мы не согласны друг с другом".
Одно из приятных новшеств MJF - новая сцена на воде, где играют поп-артисты типа Чарли Уинстона (Charlie Winston) или Boulevard des Airs. Но серьезное рубилово в этот момент происходит в Montreux Jazz Lab, где огромную толпу собрал объединенный сет Jungle, Клары Лучиани (Clara Luciani) и Masego. И если Jungle приехали на фестиваль в статусе признанных звезд электроники, а Клара исполняет довольно прямолинейную попсу, то выскочка Masego буквально захватил своим напором и талантом всех на фестивале, включая организаторов, которые бросились расточать ему комплименты в анонсах. Настоящее имя мультиинструменталиста - Мика Дэвис (Micah Davis), он родом с Ямайки. Его импровизированный трек "Tadow", записанный в соавторстве с продюсером FKJ, совершенно неожиданно стал хитом на стриминг-платформах. Спустя два года после выпуска вирусной песни (100 миллионов просмотров на YouTube!), дуэт наконец выпустил дебютный альбом "Lady Lady", а сейчас находится в турне в его поддержку. Незадолго до выступления в Монтре они впервые показали свое шоу на фестивале Гластонбери и вошли в Top 20 лучших шоу. Ну, вот и еще один рейтинг, который не может обойтись без Масего.
То, что делает этот вертлявый парень с прикольной прической, лучше всего описывает (и совершенно не описывает) выражение trap house jazz - микс джаза и трэпа, который артист строит в реалтайм-режиме при помощи саксофона, лупов и битбокса. В дуэте со своим партнером FKJ он плетет тонкую, невесомую ткань, в которую вплетает нежные забавные тексты и мягкие биты. При этом он живой, общительный и лёгкий, как и положено молодой звезде. Из него брызжет энергия и радость.
Участники бесплатной сцены Jazz Talent Award, французские музыканты Notilus, делают этнотронику в духе беззаботных 90-х, ambient и прог-рок крайне нетипичным "живым" способом. Те партии, которые в традиционной клубной электронике обычно появляются в виде сэмплов, в этом квартете живьем исполняют труба, гобой и тромбон/саксофон плюс ударные. А за собственно биты и спецэффекты отвечает DJ. Он играет на Maschine мягкими деликатными касаниями, и его сопровождает чистый, чуть плывущий звук медных инструментов. Все участники квартета активно используют педали, чтобы усилить эффект искажённого пространства. Это - аналоговая музыка со сложным реалтайм-процессингом; при этом самые клевые партии достаются тромбону и саксу, в них много иронии и широты.
В Европе стартовало европейское турне Тома Йорка (Thom Yorke) Tomorrow’s Modern Boxes в поддержку альбома "Anima" - второго за год саундтрека, созданием которых лидер Radiohead внезапно увлекся вместе со своим продюсером Найджелом Голдричем (Nigel Godrich). В Монтре Том сыграл расширенную программу с двумя бисами - довольно редкий случай в его практике. Новые работы разительно отличаются не только от творчества основной группы, но и от прочих сольных проектов Тома - и в первую очередь, именно концептуальной стороной происходящего.
Выступлению Тома в соавторстве с Голдричем и голландским художником Тариком Барри (Tarik Barri), чьи риалтайм-видео на большом экране сопровождали шоу, мы посвятили отдельный большой репортаж, и крайне рекомендуем концерт к просмотру в любой стране или городе.
Мелоди Гардо играет в Монтре во второй раз, и снова - в камерном зале. Однако в этот раз это Jazz Club, самый респектабельный зал фестиваля, который сильно изменился в лучшую сторону, переехав в большой просторный дворец со столиками и баром. Певица не преминула отметить эти изменения, заказав себе бокал вина и заметив: "Да, аудитория играет огромную роль. А также энергия места: я уже давно не играю настолько камерных шоу, чаще всего это 20-тысячные площадки."
Концерт стартовал с "Wayfaring Stranger" - тонкая фигура певицы появилась в конусе света, и сразу стало очевидно, что ее ретро-образ за последние годы был отточен до мелочей. Ее глубокий, томный вокал в "The Rain", 'Goodbye" и "So Long" больше напоминает о Джуди Гарланд или Кэрол Кинг, нежели об Арите Франклин, с которой певицу сравнивали на заре ее карьеры. Она исполняет ведущие партии за роялем, в то время как ее состав обеспечивает богатство джазовых аранжировок и дает передышку между длинными соло - петь в силу состояния здоровья ей трудно (в 19 лет Мелоди попала в аварию и провела несколько лет в инвалидном кресле).
Одно из удивительных свойств Мелоди - она дает всему залу ощутить, как рождается музыка. Она может промурлыкать какую-то мелодию под нос, потом кинуть фразу Сэму Мину (Sam Minae) - и он с восторгом подхватит, и развернет, и Мелоди дирижирует всеми, включая себя - а потом вступит струнный квартет...
- Тут так жарко, что я хочу раздеться, как нудистка, - пожаловалась Гардо через час после начала концерта. - но с годами мне все труднее выступать в амплуа блондинки!
Прекрасные, техничные соло на гитаре выдает Митчелл Лонг (Mitchell Long), который, кажется, откровенно забавляется происходящим. Одним из прекрасных подарков публике стала сравнительно новая песня "Morning Sun", ритм которой был вдохновлён биением сердца ребенка, когда рождался сын Мелоди. Это вещь с сильной инструментальной частью, где гитара берет лидирующую партию. Певица явно устала, однако она по-прежнему поет в полную силу и подбивает зал исполнять для нее партии бэк-вокала.
Но вот и главные хиты: "Baby I'm A Fool", где Мелоди аккомпанирует себе на ритм-гитаре, "Who Will Comfort Me", где прекрасный дуэт образуют контрабас и виолончель. Во время импровизации Гардо отправляется в зал, где целуется со зрителями, не прекращая петь. А на бис она исполняет "Over the Rainbow", еще раз напомнив, что роднит ее с классическими певицами прошлого. Программу этого шоу вы можете услышать на только что вышедшем концертнике "Live in Europe" - сетлист практически идетничен тому, что певица исполняла на MJF.
Легендарный барабанщик и мэтр фьюжн отметил в Монтре свой 75-й день рождения, полностью сыграв программу своего второго сольного альбома "Crosswinds" (1974). Эта пластинка является одним из ключевых этапов карьеры Кобэма: более пяти лет он играл с Майлзом Дэвисом (Miles Davis) в Bitches Brew, основал Mahavishnu Orchestra и запустил бесконечную череду творческих коллабораций. Но публике пришлось ждать более сорока лет, пока Билли Кобэм снова не сыграет Crosswinds полностью на сцене - причем, в состав был приглашен трубач оригинальной записи Рэнди Брекер (Randy Brecker), также артист первого эшелона. Состав был дополнен гитаристом Фаридом Хаком (Fareed Haque), клавишником Скоттом Тиббсом (Scott Tibbs), мультиинструменталистом Полом Хансоном (Paul Hanson) и басистом Тимом Ландерсом (Tim Landers). Кстати, в похожем составе эта компания выступала на фестивале "Триумф джаза" в сопровождении Оркестра Бутмана. Правда, в ходе концерта Билли не пересаживался за электронные барабаны, чтобы напомнить, кто первым начал использовать этот инструмент в джазе, - а стоило бы.
Quincy Jones
Торжественный вечер в честь 70-летия творческой карьеры Куинси - трубача, дирижера, сонграйтера, продюсера, аранжировщика, филантропа и друга всех джазменов мира, - стартовал с видео-ретроспективы творческого пути мэтра. 80-кратный номинант на премию Grammy и ее 28-кратный получатель в течение двух часов деятельно рулил шоу, построенным на хитах, созданных или аранжированных им в 80-х годах - от "Soul Bossa Nova" до "Stomp!", - а под конец рассказал:
На протяжении вечера Куинси совмещал на сцене роли конферансье и дирижера: он руководил оркестром Sinfonietta De Lausanne и объявлял номера своих молодых коллег. При этом причудливости дуэтов можно было только позавидовать: ”Let the Good Times Roll” исполнила соул-певица Sheléa в сопровождении пианиста Джона Батиста (Jon Batiste) и трубача Ибрагима Маалуфа (Ibrahim Maalouf), сольно Маалуф нежно сыграл”Human nature”, мужские партии в "Gimme the Night" и "Ai No Corrida" пел шведский певец Йонас Нильссен (Jonas Nilssen), а трибьют Майклу Джексону роскошно исполнил молодой вокалист Салиф Гэй (Salif Gueye). Шейле тоже достались evergreens: ее версия "Misty”, конечно, совершенно иная, чем у Эллы Фицдждеральд, но тоже достойна внимания.
- Российские дистрибьюторы решили подвергнуть жесткой цензуре мой фильм "Рокетмен", удалив все упоминания о том, как я достиг истинного счастья благодаря 25-летним отношениям с Дэвидом и воспитанию двух прекрасных сыновей, — рассказал певец.
Будем надеяться, когда-нибудь эти слова услышат и в нашей стране.
Masego
А FKJ выступает с сольным сетом во второй раз на той же площадке - и это, скорее, разочаровывающе.
Notilus
Thom Yorke
Melody Gardot
Кстати, о квартете.
В минувшем году Мелоди выступала с гастролями в Ереване по приглашению местного франкофонного общества. Там ей устроили концерт с камерным оркестром, и Мелоди пригласила коллег из Армении принять участие в ее турне, а далее и в записи нового материала. Восхитительные партии, которые создали армянские музыканты, стали украшением этого сета. Соло скрипачки Астхик Варданян и нашего давнего знакомого, виолончелиста Артема Манукяна на "Our Love Is Easy" и 'Les Etoiles" были приняты публикой на ура.
- Мы вернём музыку туда, откуда она начиналась: на улицу, - говорит Мелоди. - Я начинала играть, чтобы прокормить себя. Многие мои коллеги начинают играть, чтобы себя развлечь, и это, согласитесь, большая разница!
Billy Cobham
В этот раз состав настолько же лаконичен, насколько интересен. Здесь все - яркие индивидуальности, и каждому дается пара сольных партий, чтобы поразить всеобщее воображение. Кобэм - в центре внимания, похожий в своем белом одеянии на японского бойца тэквондо. Он играет очень лаконично и утонченно, стремится донести до нас каждый звук во всей его красоте и полноте. И, конечно же, в этот вечер Бобби пришел поздравить другой юбиляр - Куинси Джонс.
Гостями Билли в юбилейном турне по Европе стали трубач Франко Амбросетти (Franco Ambrosetti) и саксофонист Бобби Уотсон (Bobby Watson), но в каждом городе состав может быть расширен за счет других известных музыкантов, оказавшихся неподалеку на гастролях.
- Когда мы планировали этот фестиваль, и до его начала оставалось несколько недель, мы решили, что наилучшим финалом для него будет фейерверк, - говорит руководитель фестиваля Матье Жатон. - И потом мы сразу поняли, что самый лучший способ завершить этот прекрасный фестиваль - это пригласить самого старого и дорого друга Монтре - мистера Куинси Джонса. Я желаю вам самого лучшего вечера сегодня и жду вас в следующем году!
- Вся эта работа, весь этот фестиваль, - он о нас, о нашей общей работе. Когда мне было 30 лет, я встретился в Париже с Надей Буланже, которая была моим ментором. Она играла со Стравинским и обучила множество композиторов и пианистов мирового уровня. И она каждый день говорила мне: "Твоя музыка никогда не станет уроком для человека, пока ты не начнешь работать над человеческим в себе". Она была права.
Невозможно было не обратить внимание на большое количество хитов Джексона в программе вечера - после фильма Neverland это, в своем роде, вызов. Как стала вызовом и его пламенная речь о необходимости импичмента президента Трампа.
Монтрё второй год работает без своего основателя, и его лицо постепенно меняется. Очевидны попытки (и небезуспешные!) обновить и омолодить лицо фестиваля: все больше концертов в программе можно отнести скорее к поп-музыке, нежели к джазу. Закрыта программа "Джаз и классика" в Шильонском замке. Конкурсные программы больше не проходят в режиме открытых концертов - теперь победители объявляются за закрытыми дверями, и из молодежной программы ушли драйв и сопереживание.
Но есть и важные позитивные изменения: для Монтрё стали привычными аншлаги не только на рок-концертах (Slash, ZZ Top, George Ezra, James Blake и Bon Iver все еще получают львиную долю внимания аудитории) - но и сугубо академические джазовые сеты. А на отчетном концерте Montreux Jazz Academy публика стояла за автографами молодых музыкантов и не отпускала их со сцены с ничуть не меньшим энтузиазмом, нежели на следующий день - грандиозного Чика Кориа (Chick Corea). Здесь каждому достается отлично выстроенный звук и внимание аудитории - вне зависимости от масштаба и регалий.
Джаз продолжает жить и развиваться - а это ли не главный итог Montreux Jazz Festival? До встречи в следуюшем году!
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)