ИЗ ЖИЗНИ  Где деньги, Большой Лебовски?

Spotify считает, что переплатил издателям в 2018 году, и желает вернуть свои деньги.

Руководство Spotify считает, что сервис переплатил исполнителям в 2018 году и хочет вернуть свои деньги. Учитывая, насколько ничтожные суммы сервис выплачивает авторам и исполнителям, это можно было бы счесть запоздалой первоапрельской шуткой, однако ничего комичного в ситуации нет.

Суть в следующем. Управление по сбору выплат авторских гонораров США (US Copyright Royalty Board - CRB) недавно постановило, что операторы крупнейших платформ по распространению контента должны увеличить авторские выплаты на 44%. Четыре компании - Amazon, Google, Pandora и Spotify - дружно выступили против этого решения. Spotify при этом ещё и пытается воспользоваться этим решением для извлечения дополнительной выгоды.

Новые правила CRB предписывают, что для определения размеров выплат в США в период между 2018 и 2022 годами будут использоваться три разные модели отчислений; в конечном счёте, роялти будут выплачиваться по той модели, которая предусматривает максимальный доход для артистов.

Между тем, одна из этих моделей - это единая ставка по количеству подписчиков. И вот тут как раз начинаются разночтения, которыми пытается воспользоваться Spotify. Дело в том, что он предлагает разные форматы аккаунтов - для индивидуальных пользователей, для семей и для учащихся. Максимальное количество одновременных пользователей "семейных" аккаунтов может составлять до шести человек.

CRB, однако, предписывает рассматривать каждый "семейный" аккаунт как "полтора ежемесячных пользователя", а аккаунт для студентов - как половину полноценного пользовательского аккаунта.

Посчитав, что к чему, Spotify заявил, что в таком случае выплаты от сервиса издателям в 2018 году уже всерьёз превысили положенные по новым ставкам CRB объёмы. Поэтому, с точки зрения руководства компании, в данном случае правообладатели оказываются должниками сервиса, а не наоборот.

Издатели этим новостям не обрадовались совершенно. Особенно ввиду того, что Spotify пытается новые ставки оспаривать.

"Мне кажется чрезвычайным лицемерием со стороны цифрового сервиса, который пытается оспаривать постановление CRB, использовать отдельные его части к своей выгоде", - заявил Дэвид Изрэилит (David Israelite), исполнительный директор Национальной ассоциации музыкальных издателей США. - "Впрочем, едва ли нам следует тут удивляться чему-либо".

Spotify, со своей стороны, не собирается требовать немедленного возврата средств от издателей. Вместо этого компания планирует уменьшать свои выплаты правообладателям за 2019 год пропорционально "задолженности".

Захотят ли Pandora, Google и Amazon производить аналогичный перерасчёт, неизвестно.

Учитывая, что отношения между правообладателями и стриминговыми сервисами - в особенности Spotify - и без того натянутые, подобное выкручивание рук едва ли принесёт кому-либо призовые очки.

В наихудшем положении, однако, остаются те, без кого бизнес и Spotify, и его конкурентов, и издателей не существовал бы вовсе, - сами артисты. Spotify может бодро рапортовать о выплате правообладателям круглых сумм по общему зачёту: в начале 2018 года, например, была озвучена сумма 9,76 млрд. долларов. Но это - за весь период существования сервиса с 2006 года.

Сегодня за один стрим (то есть, за одно проигрывание одной композиции) сервис выплачивает самим артистам около 0,00437 доллара. Прочие сервисы предлагают не намного больше: лидером по объёму выплат оказался сервис Rhapsody, в 2016 году переименованный в Napster (никакого отношения к оригинальной пиринговой сети). Napster платит 0,019 доллара за стрим. Следом идёт Pandora - 0,017 доллара.

Таким образом, говорить о каком-то заработке для артистов от стриминга можно только в порядке издевательства.

Пользователи этих сервисов, в свою очередь, платят в месяц столько же, сколько раньше платили за один компакт-диск (и даже меньше), получая, при этом, возможность прослушивать любое количество записей.

Количество платных пользователей Spotify на данный момент составляет около 100 млн человек - больше, чем у любого из его конкурентов. В четвёртом квартале 2018 года компания, через 13 лет после запуска, впервые за всю свою историю вышла в плюс. При этом в Spotify считают, что по итогам 2019 года его бизнес опять станет скорее убыточным.

Экономическая эффективность самой модели стримингой доставки контента таким образом начинает вызывать вопросы.

25.06.2019, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: