Все когда-нибудь случается впервые, и первый за 11 лет монреальский концерт Spiritualized вошел в мою личную историю самым непредвиденным образом. Пойдя на него в основном из-за того, что Джейсона Пирса (Jason Pierce) со товарищи я живьем еще не видел, вынужден признать, что старость - не радость: оказывается, видел - именно что 11 лет назад, на козырявшем тогда куда более рок-н-ролльными лайнапами фестивале Osheaga. Как бы то ни было, в последние годы Spiritualized преследует нарратив о том, что следующий их альбом или тур запросто может оказаться прощальным, поэтому повод лишний раз увидеть группу есть всегда, безотносительно деталей.
А детали в этот раз сводились к тому, что прошлой осенью у Spiritualized вышел новый, непривычно скупой на струнные альбом "And Nothing Hurt", исполняющийся целиком на каждой остановке тура в его поддержку. Его сетлисты, как это теперь принято, более или менее идентичны: предварительно угодив аудитории золотыми стандартами разных лет (от "Shine a Light" и несколько укороченной "Come Together" до "Soul on Fire"), группа играет все девять песен с "And Nothing Hurt" в альбомном порядке, чтобы исполнить еще несколько канонических ("Out of Sight", "Oh Happy Day") номеров на бис.
Впрочем, самым характерным украшением сетлиста стала все же "Hold On" - сыгранная сначала как вступление, а затем как кода и давшая понять, что струнные (или там духовые) приходят и уходят, но госпел в репертуаре Пирса будет всегда. Как и 11 лет назад, ему аккомпанировали не только полдюжины музыкантов, но и женское госпел-трио, исправно приближавшее лучшие песни Spiritualized (а такие есть и среди классики, и среди новинок) к религиозному опыту. Сам J. Spaceman, не раз заглянув в лицо смерти, источает совершеннейший дзен: за время концерта в Corona Theatre он ни разу не привстал со стула и не проронил ни слова.
Выглядело все - особенно во время посвященного "And Nothing Hurt" второго отделения - подобающе: почти весь видеоряд сводился к мерцавшей за спинами музыкантов азбуке Морзе - с отдельным акцентом на сигнал S.O.S. И хотя это не напоминало сеанс коллективного гипноза, которого можно было ожидать от автора неопсиходелического шедевра "Ladies and Gentlemen We Are Floating in Space", и без песен Spacemen 3 в итоге, увы, обошлось, в одскульном формате тщательно отрепетированного двухчасового рок-спектакля и у сегодняшних Spiritualized, думается, немного равных.
Ошибиться в расчетах в случае с Моррисси (Morrissey) было куда сложнее - к нему теперешнему можно относиться по-разному, но примерно все, что он говорит или делает, выходит по-своему запоминающимся. К тому же, в Канаду я переехал через считанные месяцы после сделанного Мозом обещания больше не играть там концертов (в знак протеста против белькового промысла), а традиционно угрожающий коэффициент отмены его шоу делал выезд на одно из них куда-нибудь еще, мягко говоря, рискованным (притом что, явно понимая нелепость собственного решения, Моррисси не раз оказывался в крохотных, но пограничных с Канадой городах вплоть до американской половины Ниагара-Фолс).
Так или иначе, 13 лет спустя Моррисси сменил гнев на милость, признавшись, что "от его позиции не было никакой пользы", и объявив первые с 2004 года концерты в Канаде, после чего, оставаясь верным себе, разнес в пух и перья производящую пуховики компанию Canada Goose, а перед самым началом тура перенес большую его часть с весны на осень. Удачи вам, Ванкувер с Виннипегом, ну а главный итог шоу Моза в Монреале (все билеты в MTELUS разлетелись, конечно же, за несколько минут) - это положительное разрешение интриги "будет / не будет". Оно все-таки состоялось - и, в общем, вышло на ура.
Обойдясь без разогрева и подготовив освежающе аналоговое интро (вместо плейлиста из Spotify зрителям включили затейливый видеоряд, где кадры из старых фильмов соседствовали со стендапом Ленни Брюса, а речь Джеймса Болдуина - с концертным видео певицы LP), Моррисси вышел на сцену со словами "Чего вы сюда пришли?" (да, первой прозвучала "Suedehead") и довольно скоро доказал, что если разум Моза постепенно покидает, то зычный, повелительный голос по-прежнему при нем. Практически не трогая каталог The Smiths (исключениями стали "Is It Really So Strange?", "What She Said", почему-то "Girl Afraid" и обязательная "How Soon Is Now?"), Моррисси предпочитал ему собственные песни, особенно преуспев с би-сайдами.
Связка из "If You Don't Like Me, Don't Look at Me" и "Munich Air Disaster 1958" (под нарезку памяти жертв этого самого disaster, разбившихся в мюнхенском аэропорту футболистов "Манчестер Юнайтед") оказалась первым эмоциональным пиком шоу, ну а окончательно напоминать триумф происходящее стало где-то в районе "Life is a Pigsty" - возможно, лучшей песни Моррисси в этом веке. Исполняя свои и чужие хиты разных лет (от "Alma Matter" и "Everyday Is Like Sunday" до "Morning Starship" с нового альбома каверов) и избегая резких высказываний, рассмешил Моз лишь однажды - долго и мучительно надевая снятую незадолго до этого рубаху. Зато после финальной песни ("First of the Gang to Die") он порвал на себе еще и майку - уйдя со сцены полуголым, гордым и непобежденным.
С победным кругом нагрянули в Монреаль и Metric, сделавшие в том же MTELUS 104-ю (и последнюю) остановку мирового тура в поддержку пластинки "Art of Doubt", начавшегося прошлым летом с выступлений на разогреве у The Smashing Pumpkins и успевшего заглянуть в Россию. Перебрав за это время некоторое количество записанных ими за 15 лет песен, последние недели турне онтарийцы провели на автопилоте - упрямо играя один и тот же сетлист, в котором не нашлось место ни моей любимой песне прошлого года ("Seven Rules"), ни другим недавним без чего-то хитам вроде "Youth Without Youth" или "The Governess", но сертифицированных краудплизеров все равно было никак не меньше дюжины.
К этому выводу подталкивали случавшиеся на каждой второй песни истерики аудитории, большая часть которой находилась в зале уже третий или четвертый час: шоу рекламировалось как дабл-билл с July Talk (еще одними базирующимися в Торонто дважды лауреатами Juno в категории "Лучший альтернативный альбом") и предварялось коротким акустическим сетом фронтмена The Dears Маррея Лайтберна (Murray A. Lightburn), у которого недавно вышла вторая сольная пластинка. Солистка Metric и эпизодическая участница Broken Social Scene Эмили Хейнс (Emily Haines) не забыла воздать должное коллегам - вспомнив, в частности, как когда-то ездила в Монреаль на концерты The Dears.
Миниатюрная, атлетичная и неутомимая Хейнс пела хит за хитом ("Breathing Underwater", "Gimme Sympathy", "Dark Saturday", "Help I'm Alive"), прыгала по сцене (лишь изредка задерживаясь за клавишными), делилась воспоминаниями и заражала позитивом, пока ведомая ею группа наяривала свой напористый синти-рок - местами грешащий самоповторами, но щедрый и на стадионного калибра хуки. Характерно, что до этого я видел Metric исключительно под сводами хоккейной арены, где играют местные "Канадиенс", или на главном монреальском фестивале Osheaga - который они, судя по шоу в MTELUS, с легкостью поднимут на уши и будущим летом. До скорого!
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и более или менее исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)