ИЗ ЖИЗНИ  Импортозамещённые рояли

Госучреждения и детские школы искусств обяжут закупать музыкальные инструменты только у российских производителей?

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов РФ - главном ресурсе, где публикуются законопроекты, обнаружился очень странный документ, согласно которому предлагается жёстко ограничить поставки музыкальных инструментов и звукового оборудования для нужд "государственного сектора".

В пояснительной записке отдельно оговаривается, что под категорию "государственного сектора" подпадают "детские школы искусств и иные образовательные и культурно-досуговые учреждения".

Полное название проекта - "Об ограничениях допуска музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, а также о требованиях к формированию лотов для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд ‎за исключением закупок, проводимых подведомственными Министерству культуры Российской Федерации учреждениями культуры".

Проект предлагает утвердить перечень "отдельных видов музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (за исключением закупок, проводимых подведомственными Министерству культуры Российской Федерации учреждениями культуры)".

Документ предписывает заказчикам отклонять заявки на поставку музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств - за исключением членов Евразийского экономического союза.

В ЕАЭС, помимо России, входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

В пояснительной записке к законопроекту говорится:

"Согласно данным реестра контрактов, заключенных заказчиками, Единой информационной системы в сфере закупок более 95 процентов объема... закупок музыкальных инструментов для государственных и муниципальных нужд в 2018 г... приходится на поставщиков, не являющихся производителями, большую часть государственных контрактов на поставку отечественных музыкальных инструментов исполняют перекупщики."

Поэтому, предполагают авторы проекта, ограничение доступа товаров из иностранных государств приведёт "только к изменению номенклатуры поставляемых перекупщиками товаров, увеличению доли продукции российского происхождения".

В целом же, утверждают авторы проекта, предлагаемые преференции "обеспечивают соблюдение баланса интересов локальных производителей и системы дополнительного образования детей в Российской Федерации и, в том числе, стимулирует увеличение производства отечественных музыкальных инструментов и звукового оборудования".

Иными словами, в качестве поощрения российских производителей музыкальных инструментов и оборудования предлагается ввести очередные протекционистские меры. Притом, что в той же пояснительной записке авторы фактически признают, что как таковой российской отрасли по производству инструментов и оборудования и не существует:

"По данным Росстата и ФТС России за 2018 год объем российского рынка музыкальных инструментов составил около 6 млрд рублей, - говорится в записке, - на нём представлено ‎75 отечественных производителей, на долю которых приходится менее 10 процентов объема рынка. Российский рынок звукового оборудования по итогам 2018 года достиг объема более 54 млрд рублей, менее 5 процентов которого приходится на 120 отечественных производителей. Большая часть российских производителей является субъектами малого и среднего предпринимательства".

В конце документа приводится аналитическая справка - таблица российских производителей музыкальных инструментов с указанием их производственных мощностей (шт. в год). И действительно они изобилуют всевозможными ИП, производящими, по большей части, штучный товар.

При этом в разделе "Ударные инструменты" лидирует, например, ООО "Городские рюкзаки", которые выпускает 14000 единиц продукции в год, - и это явно не инструменты, а чехлы и кофры.

Есть основания предполагать, что три ИП из той же категории с производственными мощностями 3-5 тысяч единиц в год также выпускают не сами ударные инструменты, а всякие аксессуары к ним.

Подобная же несуразица наблюдается в категории "Гитары", где один ИП умудряется производить 3600 единиц продукции в год (очень сомнительно, чтобы это были, собственно, гитары).

Однако в целом суммарные мощности российских производителей выглядят не самым завидным образом: в год в стране выпускается чуть более 3000 акустических фортепиано, несколько сотен различных смычковых и духовых инструментов; категория "Ударные инструменты" насчитывает более 50 тысяч единиц в год, но, судя по тому, что 14 тысяч из них приходится на "Городские рюкзаки" и ещё 8 тысяч - на два ИП, здесь в общую статистическую кучу свалено всё, и инструменты, и аксессуары. То же самое, скорее всего, касается акустических гитар (25,5 тысяч единиц в год). Речь явно не об одних только инструментах.

Может ли российская отрасль с такими производственными мощностями всерьёз конкурировать с иностранными поставщиками?

Безусловно, муниципальные учреждения не будут покупать десятки тысяч инструментов ежегодно (за весь 2018 год госучреждения закупили, например, менее 700 фортепиано по всей стране, и всего 4 альта). Однако с такими оборотами и объёмами закупок осмысленность протекционистских мер тем более вызывает вопросы. Но если запретительно-импортозаместительный раж докатился до сферы музыкальных инструментов, где гарантии, что и коммерческий сектор не будет рано или поздно затронут?

Полный текст законопроекта доступен здесь.

На данный момент он проходит независимую антикоррупционную экспертизу.

16.05.2019, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: