The Chemical Brothers "No Geography" (Virgin EMI)
Эд Саймонс (Ed Simons) и Том Роулендс (Tom Rowlands) – пожалуй, единственные среди танцевальных ветеранов, кто стабильно держит марку и не портится с годами (окей, можно еще добавить сюда Underworld, но тех даже танцевальными ветеранами не назовёшь, они еще старше и родом из нью-вейва). Их девятый по счету студийный альбом – это электронный мейнстрим из альтернативной вселенной, где не случилось ни взлета цифрового R&B, ни EDM-помешательства. Пластинка вроде бы и не звучит как ретроградство, но при этом насквозь пропитана влиянием девяностых – биг-бит перемежается со стадионным хаусом, а электро – с тем, что когда-то называлось эйсид брейкс и хард-хоп. Жирные вокальные сэмплы, ритмические сбивки всех мастей, качающая бас-гитара – всё как мы любим. Но главное, на альбоме есть один абсолютно гигантский хит, над которым невозможно не залипнуть на репите. Заглавный трек "No Geography" – крайне редкий для Chemical Brothers (с ходу вспоминается "Swoon"), но как всегда удачный рейд на территорию рейв-эйфории. По звучанию вещь может и слишком похожа на Orbital, но кто сказал, что это плохо?
Caterina Barbieri "Ecstatic Computation" (Editions Mego)
Итальянка Катерина Барбьери входит в довольно узкий круг электронщиков, которые записывает очень далекую от мейнстрима музыку, но при этом заметны далеко за пределами сообщества любителей синтезаторных экспериментов. Она играет на фестивалях калибра "Примаверы" и получает восторженные рецензии от широкорофильных изданий типа Pitchfork Media, и это тот редкий случай, когда весь хайп совершенно по делу. Её четвертый (и первый для Editions Mego) альбом – симфония арпеджиаторов. Сырой и нерафинированный аналоговый звук во всем великолепии. Свои треки она не перегружает продакшеном (никакого нью-эйджа, никаких аналогий с Tangerine Dream), но очень тщательно выстраивает их с композиционной точки зрения. В отличие от большого количества экспериментальной "арпеджиатроники", которая порой оставляет ощущение набора лупов без начала и конца, у Катерины всё в порядке с развитием сюжета и драматургией, 37 минут пролетают буквально на одном дыхании.
Proem "Until Here for Years" (n5MD)
Лейбл n5MD решил не оставаться в стороне от IDM ренессанса и сделал несколько уверенных шагов по направлению к собственным корням. Сначала отличный дебют от бельгийцев Suumhow, теперь камбэк одного из своих резидентов, успевшего издаться на n5MD еще в те славные времена, когда лейбл в самом деле выпускал минидиски. "Until Here for Years" – стопроцентный, прямо-таки дистиллированный IDM, но совсем не ретро. Точеный, с обилием микроскопических деталей HD-звук, нарочито сложная ударная секция и сентиментальные мелодии, которые существуют в этом полотне на равных с саунд-дизайнерскими экспериментами – ничего подобного в начале нулевых выйти не могло. Идеально сбалансированная "умная электроника", где навороченность не переходит в заумь, а мелодизм в наивность.
Tiger & Woods "A.O.D." (Running Back)
После выхода второго альбома Тайгер и Вудс наконец сняли надвинутые на лоб бейсболки, и под одной из них обнаружилась до боли знакомая лысина Марко Пассарани (Marco Passarani). После этого итальянцев окончательно попустило, и они решили устроить проекту музыкальный ребрендинг. "A.O.D" – это по-прежнему диско, но уже не сэмплерное (в явном виде или нет, но раньше Tiger & Woods занимались в основном ре-эдитами), а синтезаторное. Больше всего это похоже на Raiders Of The Lost Arp, но изрядно замедленных и с диско-бочкой. Пульсирующий бас, итальянская мелодика и чуточку ностальгии – назовём этот коктейль "Космос зовёт!".
Prins Thomas "Ambitions" (Smalltown Supersound)
Шестой (если не считать совместных и ремиксовых) альбом Принса Томаса начинается с настолько вальяжного балеарика, что не вполне получается даже подвигать в такт головой, не поднимая тела с шезлонга. Дальше утомленный солнцем норвежец всё же включает диско-бит и клэпы, но назвать эту музыку танцевальной язык по-прежнему не поворачивается – идеальный саундтрек для пляжной вечеринки, на которую ты смотришь издалека, потягивая коктейль, потому что подняться и дойти до танцующих тебе попросту лень. Дальше всё же происходит неожиданный поворот – в заглавном треке, запрятанном ровно в середину альбома, Принс Томас включает африканскую перкуссию, заодно приглушив всё остальное. Минималистичный афро-трайбал становится кульминацией пластинки, а дальше обороты снижаются примерно в той же последовательности – отстраненное транквилизаторное диско, а затем ибицианская психоделия в духе ранних Studio и замедление до полной остановки. "I'm so lazy that I've almost stopped", как пел когда-то Дэвид Бирн (David Byrne). Немного жаль, что тему эмбиент-хауса образца "Principe Del Norte" норвежец так и не продолжил, но и так неплохо – запись вышла весьма атмосферная.
Amon Tobin "Fear In A Handful Of Dust" (Nomark)
Пройдя с альбомом "ISAM" (2011) через имперскую фазу (хедлайнерские слоты на больших фестивалях, аншлаги в клубах и восторженные рецензии), Амон Тобин взял паузу аж на 8 лет и вернулся с пластинкой, которую проще всего описать как полную противоположность "ISAM". "Fear In A Handful Of Dust" – запись тихая и задумчивая, здесь примерно в равных долях сочетаются эмбиент, саунд-дизайнерские эксперименты (которые сейчас чаще всего метят тэгом "modular", хотя записываются они далеко не всегда на модульных синтезаторах) и старой доброй индитроники. Ближайшая аналогия среди релизов Тобина – "Foley Room". То же обилие микроскопических деталей и "дизайнерский" подход и композиции, но "Fear" звучит куда мягче и человечнее.
Antonio Mendez "Step Jump" (Not On Label)
Загадочный американец заявил о себе год назад прекрасным альбомом "Highland Drive", который уже успел удалить с бендкемпа (очень хочется надеяться, для того чтобы переиздать), а теперь выложил на ту же страничку получасовой шеститрековый "миньон". Мендес по-прежнему ходит вокруг мелодичной IDM-классики, но теперь его тянет скорее не к Plaid и Squarepusher, а куда-то в епархию ранних Mouse On Mars. Как минимум, "Amp EG", главный хит с этого альбома, отсылает куда-то к "Autoditacker", да и всплыающие то тут, то там иронический тон и чавкающие звуки тоже недвусмысленно намекают на влияние "Мышей". В остальном Мендес куда больший консерватор – музыка у него скорее красивая, чем умная, но айдиэмщикам такой подход не вредил никогда.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)