Thomas BEECHAM  Баронет, дирижер и абсолютный татарин

140 со дня рожденияТомаса Бичема - дирижера симфонического оркестра, который прославился как популяризатор профессии и автор музыкальных мемов

29 апреля исполняется 140 лет со дня рождения сэра Томаса Бичема (Thomas Beecham) - одного из тех людей, которые придали фигуре дирижера симфонического оркестра современное значение и место в мире музыки. Бичем одним из первых сочетал работу дирижера с продюсерской и антрепренерской деятельностью. Был выдающимся оперным дирижером. А еще - автором множества музыкальных анекдотов и мемов.

Делать подробный анализ вклада сэра Томаса в дирижерское искусство пришлось бы долго – достаточно просто послушать любое произведение в исполнении оркестра под его управлением. Оно всегда будет оригинальным и удивительно тонким. В музыкальной истории Бичем останется как язвительный и веселый человек с безупречным вкусом и слухом, обожаемый тиран в своих оркестрах, образец изящества и манер, сноб и аристократ, коммерсант и продюсер. Великий дирижер. Только вот именно дирижерскому мастерству он никогда не учился... Впрочем, это не единственный парадокс в его биографии. Истории из жизни Бичема издаются в качестве сборников, его цитаты до сих пор широко расходятся по соцсетям - настолько неординарным человеком был сэр Томас.

Именно Томас Бичем одним из первых разрушил недоверие симфонических музыкантов к грамзаписи. Первые записи оркестра под его управлением сделаны в 1910 году. Тогда записывали только минимальную струнную и духовую группы, причём солисты должны были занимать места прямо перед "микрофоном" - рупором с мембраной ("консервной банкой"). Сэр Томас - также один из пионеров симфонических стереозаписей. В экспериментальной студии, в начале тридцатых годов ХХ века записал 41-ю симфонию Моцарта. В начале 50-х при нем расхвастался изобретениями и новинками выдающийся инженер звуковой техники Гилберт Артур Бриггс. Тогда сэр Томас сказал: "Жаль, что за сорок лет инженерная мысль почти не принесла прогресса в запись музыки и голоса".

Уинстон Черчилль несколько раз говорил, что предпочел бы всему на свете стоять за пультом симфонического оркестра. Но однажды продолжил, что слишком уж это трудное и хлопотливое занятие - объединять в работе людей с разными темпераментами и характерами. "Это поле деятельности я готов предоставить сэру Томасу Бичему", - сказал Черчилль.

И в области звукозаписи Томас Бичем стал не только дирижером, но и успешным музыкальным продюсером. Его студийные проекты всегда выходили за традиционные рамки. Он со своими оркестрами записывал в том числе и репетиции. В записи вышли фрагменты его бесед с музыкантами, рабочие указания оркестру, интервью.
Например, на одной из репетиций гобоист Леон Гуссенс (Léon Goossens) дал оркестру ноту ля для настройки, сыграв ее в своей манере – с широким, размашистым вибрато. Тогда сэр Томас с деликатной улыбкой обратился к оркестру: "Выбирайте, джентльмены!"

Как-то во время репетиции Сэр Томас счел, что качество игры солистки не соответствует качеству ее старинной итальянской виолончели. Он остановил оркестр и съязвил: "Мадам, у вас между ног инструмент, способный доставить удовольствие тысячам людей, а вы только и можете, что чесать его!"

Сэр Томас говорил: "Есть два золотых правила для оркестра: одновременно начинать и одновременно заканчивать. Что делается в середине, публике ни черта не важно".

Сэр Томас Бичем сделал немало для популяризации русского искусства. В 1911 и 1912 годах Сэр Томас Бичем дирижировал оркестром на спектаклях Русского балета Сергея Дягилева в Ковент-Гардене и Кроль-опере в Берлине. Эти спектакли, кстати, заложили основу музыкального реноме самого Бичема - критики признали оркестр и дирижера выдающимся явлением. Именно сэр Томас дирижировал на первых спектаклях с участием Шаляпина в британской столице. Это было в 1913 году в театре Друри Лейн. Всего до первой мировой войны Бичем в качестве импресарио организовал и в качестве дирижера исполнял шесть русских опер и 17 балетов. Кстати, это принесло ему совсем неплохие деньги. Да, его манеру дирижировать уже тогда музыканты прозвали "самодержавной". А Ричард Уолтон (Richard "Bob" Walton), трубач Лондонского и Королевского филармонических оркестров, говорил: "На репетициях он мог быть абсолютным татарином. Балерины пожаловались, что оркестр играет слишком быстро. Весь день мы репетировали чтобы... еще увеличить темп".

Сэр Томас подбирал своим оркестрам репертуар исходя исключительно из собственного вкуса. Он вообще не играл британских композиторов, считая их недостаточно интересными. Исключением был только композитор Фредерик Делиус (Frederick Delius), о котором сэр Томас даже написал книгу. Когда его упрекнули в отсутствии музыкального патриотизма он заметил: "Британцам нравится любая музыка. Нужно только играть погромче». Еще он говорил: "Британцы могут вообще не любить музыку, но обожают создаваемый ею шум".

В день своего семидесятилетия сэр Томас дал интервью поэту Осберну Ситуэллу. В числе прочего тот спросил об отношении сэра Томаса к государственной поддержке искусства. Юбиляр ответил, что это достойно восхищения, но кончается всегда "негодными руководителями и вопиюще неудовлетворительными результатами".

Министр культуры СССР Е. Фурцева сказала сэру Томасу: "Зря вы упрекаете нас в антисемитизме! В наших оркестрах 30 процентов – евреи! А в вашем сколько?" Тогда сэр Томас усмехнулся: 'Вот уж не думал, что это требует подсчета!"

Отец Бичема был успешным бизнесменом и одним из самых богатых людей в Британии. После его смерти в 1916 году осталось поместье и сложный контракт подписанный для приобретения недвижимости в Ковент-Гарден, включая пять театров, у герцога Бедфорда - потребовалось около шести лет, чтобы разобраться с юридическим крючкотворством. Его адвокат спросил: "Так все же это вы должны, или вам должны два миллиона фунтов?" Сэр Томас отозвался: "Ответ утвердительный - в обоих случаях". Сэр Томас и сам был весьма неглупым дельцом. Но иногда ему приходилось содержать то один, то другой оркестр. "Что делать, это дорогие инструменты", - говорил он в таких случаях.

28.04.2019, Андрей ЦУНСКИЙ (ЗВУКИ РУ)