МУЗЫКА  Проверка пульса: март

Underworld, Fennesz, Matmos, британский дебютант Pushkin и другие электронные новинки марта

Underworld "DRIFT Episode 2 ATOM" (Smith Hyde Productions)

Первая часть проекта DRIFT, 6-трековая ЕР, звучала весьма интересно, но оставляла ощущение совсем уж лоскутного одеяла. Полуторачасовой "ATOM" звучит уже куда более целостно – с одной стороны, к нам возвращается фирменная Underworld-овская техно-меланхолия, где с одной стороны бодрые клубные ритмы Рика Смита (Rick Smith), с другой – отстраненный, будто скучающий голос Карла Хайда (Karl Hyde). Но разумеется, главная удача альбома – дилогия "Appleshine", в особенности 47-минутная "Appleshine Continuum", записанная при участии австралийского трио The Necks и звучащая как совершенно самостоятельное произведение на грани техно, психоделического рока и академического минимализма.

Fennesz "Agora" (Touch)

Первый за пять лет соло-альбом Кристиана Феннеса (Christian Fennesz) оказался самым гармоничным и умиротворенным в его уже довольно долгой карьере. Если поначалу стройные величественные аккорды еще как-то маскируются его фирменным абразивным звуком (будто бы в звуковой поток подсыпали каменной крошки), то к заглавной пьесе это уже становится похоже на лейбл FAX периода расцвета, а точнее – на Тецу Инуэ (Tetsu Inoue). Пэды тонут в километровом ревере, а звук становится мягким и обволакивающим как пуховое одеяло. Пластинка хороша еще и тем, что каждый из четырех (а я японском издании – из пяти) треков – это совершенно самостоятельное произведение со своим сюжетом, в результате повествование вышло максимально насыщенным. Тут нет ни филлеров, ни интерлюдий, ни однотонных гуделок, которыми порой грешат эмбиент-музыканты.

Pushkin "Sertra Line" (Touched - Music For Macmillan Cancer Support)

Британский электронщик с русским псевдонимом – пока еще не наше всё, но дебют получился сверхуспешный. Музыка Пушкина – смесь электро и IDM в правильных пропорциях. Слегка похрустывающий бит (в кои-то веки вполне пригодный для танцев), не слишком акцентированные, но яркие мелодии и появляющиеся время от времени (и всегда к месту) эйсидные секвенции. Похоже не то на Lusine его лучших времен (но чуть более поп), не то на продукцию Analogical Force (но чуть более IDM, у Пушкина нет такого культа винтажного звука), не то на ранние релизы лейбла Pyramid Transmissions, где в своё время тоже очень преуспели в деле скрещивания IDM с динамичным электро.

Apparat "LP5" (Mute Records)

Первая за восемь (!) лет (если всё же не считать номерным релизом саундтрек к театральной постановке "Война и мир") сольная пластинка Саши Ринга (Sascha Ring) настолько далеко ушла от его ранних IDM-альбомов, что об авторе "Duplex" напоминают разве что редкие синтезаторные партии с глитч-эффектом. Высокий хрупкий голос, гитара, струнные, духовые, маримба, суховатый бит, похожий не то на деконструированный R&B, не то на поздний Radiohead времен "King of Limbs", не то на модератовские техно-ритмы, пущенные не на той скорости. По звуку "LP5" более всего напоминает воображаемую коллаборацию Four Tet и Джеймса Блейка (James Blake). Но главное, по сравнению даже с "Devil's Walk" совершенно изменился сонграйтинг. Если вещи вроде "Black Water", "Song Of Los" или "Violent Sky" – это был в первую очередь хорошо замаскированный power-pop (эти песни идеально вписались бы в репертуар к Depeche Mode или Keane), то новый диск – уже совсем надломленная и хрупкая музыка без намека на хиты. Сами песни оставляют противоречивое впечатление, но звук всё же чертовски хорош, да и какая-то в меру новаторская идея за всем этим определенно стоит, так что есть шанс со временем втянуться.

RX-101 "Dopamine" (Suction Records)

Третий (и первый, формально не являющийся компиляцией) альбом голландского ретрограда Эрика Йонга (Erik Jong), изданный под крылом у канадцев Solvent и Lowfish, тоже помешанных на звуке старых аналоговых синтезаторов. Ориентиры для сравнения всё те же, что и на первых двух альбомах RX-101: Aphex Twin времен "Selected Ambient Works 85-92" и Bochum Welt. Эрик по-прежнему сочиняет наивно-мелодичную музыку с почти кассетным ретро-звуком, но если на предыдущих дисках он гулял где-то между IDM и техно, то и дело заглядывая куда-то на рейверскую территорию Aphex Twin "Classics", то "Dopamine" – уже совсем расслабуха. Чиллаутное электро, эмбиент-хаус и совсем уже неожиданные в этом контексте секвенсорные опусы в духе старого доброго лейбла Instinct Ambient.

Xeno & Oaklander "Hypnos" (Dais Records)

С каждой новой пластинкой бруклинский дуэт, когда-то начинавший с довольно рыхлого минимал-вейва, звучал чище и стройнее, в результате к пятому альбому Лиз Вендельбо (Liz Wendelbo) и Шон Макбрайд (Sean McBride) пришли к рафинированному синти-попу с лёгким декадентским флёром. Часть песен Лиз исполняет на французском, что придает группе сходство не то с полузабытой (но от этого не менее яркой) группой La Floa Maldita, не то с коллективом Nouvele Phenomene из обоймы диско-лейбла Bordello A Parigi. Чистый звук к лицу далеко не всем (особенно если группа сделала себе имя, ставя на сырую энергетику), но "Hypnos" – тот случай, когда "и нашим, и вашим". Минимал-вейв, при всей моде, всё же продукт узкопрофильный, а тут – изящный поп с человеческим лицом без привязки к жанровой тусовке.

Matmos "Plastic Anniversary" (Thrill Jockey)

Пластинка, приуроченная к 25-летию группы (первый, самиздатный альбом Дрю и Мартина датирован 1994-м), посвящена теме пластика в нашей жизни. Как обычно, все или почти все звуки извлекаются из пластиковых объектов – в дело идет всё от пластмассовых музыкальных инструментов до бутылок, вёдер и даже силиконовых грудных имплантов. В качестве приглашенной звезды в записи участвовал барабанщик Deerhoof Грег Сонье (Greg Saunier), выстукивающий замысловатые ритмы на пластиковых предметах. Пластинка и впрямь очень перкуссионная – замысловатые ритмы, местами похожие на этакий "акустический IDM" – это, очевидно, главная сюжетная линия "Plastic Anniversary". Но по сравнению с "Ultimate Care II" этот альбом можно назвать мелодичным, если не сказать "попсовым" – Дрю и Мартин снова включают фирменное чувство юмора и отрываются по части наивно-шизофренических мотивов. Чего уж тут, именно за такие записи мы их и любим.

96 Back "Excitable, Girl" (Central Processing Unit)

Лейбл Central Processing Unit подтверждает репутацию фабрики талантов – очередной дебют, и снова очень яркий. За псевдонимом 96 Back скрывается шеффилдский музыкант Эван Мажумдар-Свифт (Evan Majumdar-Swift). Его отец, Мэтт Свифт, был в 80-е заметным промоутером, а Шеффилд, как известно, на карте британской электроники место важное – отсюда вышло немало музыкантов от Cabaret Voltaire и Human League до первых питомцев Warp Records. Всё это наследие Свифт-младший впитывает и переосмысляет. Ему примерно одинаково хорошо удаются электро-классицизм в духе DMX Krew (именно электро, пожалуй, главный жанровый тэг этой пластинки), синт-диско в духе молодого Legowelt или Raiders Of The Lost Arp, рыхловатый докомпьютерный IDM (издатели сравнивают 96 Back с Plaid, но тут скорее слышатся LFO и ранний Афекс) и даже амбиетные зарисовки с очень жирным звучанием. Единственное, чего Эвану пока недостает – мелодических талантов. Местами перебор нот выходит каким-то совершенно шизофреническим, но чёрт его знает, может в этой кривизне и кроется почерк Свифта.

Rian Treanor "ATAXIA" (Planet Mu)

Райан Трейнор - еще один сын знаменитого отца, а именно Марка Фелла (Mark Fell). До этого Райан выпустил несколько ЕР на лейбле Death Of Rave (подразделении Boomkat, где также отметился его отец), а теперь дорос до альбома и дебютирует на престижном Planet Mu. Музыка Райана – рваная и алогичная смесь техно, нарубленного неровными кусками, бас-музыки и экспериментальных коллажей в духе Editions Mego. С одной стороны, здесь есть тяжелая бочка и мощный техно-драйв, с другой – сколько-нибудь стройная картина решительно не складывается. Ни чётного ритма, которому можно было бы следовать телом, ни какой-то выстроенной мелодической линии, ни даже ровного тона. Экспериментальная электроника как она есть, полшага до поздних Autechre.

Placid Angles "First Blue Sky" (Magicwire)

Джон Белтран (John Beltran) в последнее время особенно активен: в одном только марте он выпустил под своим именем вторую часть серии "времена года", а параллельно возродил проект, выпустивший единственный (но очень яркий) альбом 22 года назад. Историю Джон продолжает с того же места, где в прошлый раз прервался. "First Blue Sky" вполне мог быть записан в девяностые: максимально мягкое пост-детройтское техно (а Джон даже живет неподалеку в Мичигане, так что по праву может считаться продолжателем славной традиции), дип-хаус, джангл и броукен-бит – всё это Белтран сочиняет в очень легко узнаваемой манере. Приджазованные клавиши с портаменто, минорные пэды, а главное – накатывающее время от времени ощущение какой-то щемящей грусти.

MO-DU "MOD02-03" (Fantasy Enhancing)

Напоследок, позволю себе похвалить коллегу по лейблу. Чешская электроника, как оказывается, не ограничивается Томашем Дворжаком (Tomas Dvorak) aka Floex. Ян Йискра (Jan Jiskra) сочиняет музыку с начала нулевых. Под именем Moduretik он выпустил несколько пластинок в духе мрачноватого минимал-вейва (сейчас эта музыка вполне вписалась бы в формат лейбла Suction), а под именем MO-DU записывает минималистичные синтезаторные пьесы, по духу близкие не то к ISAN, не то к Стиву Муру (Steve Moore) и его лейблу VCO. Ритма почти нет (в редких случаях его задает простейший паттерн), все синтезаторные тембры звучат максимально просто и в то же время максимально породисто – этакая электроника семидесятых минус прог-составляющая. С одной стороны – красота ретро-звука 70-х и лаконичность раннего IDM, c другой – приятная рыхлость современной модульной сцены с поправкой на то, что Ян все же предпочитает стройные гармонии.

02.04.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: