ТЕХНИКА  Аудиокристалл

Этот подарок вы оставите себе. Astell&Kern A&Norma SR15 - великолепно звучащий плеер для аудиофилов.

Продолжаем рассказ о южно-восточных аудиофильских брендах, которые агрессивно захватывают рынок портативных устройств. Astell&Kern - относительно новое подразделение южно-корейского производителя потребительской электроники iriver, созданное в 2013 году, чтобы выпускать брендовую аудиотехнику - медиаплееры, ушные мониторы, наушники, аудиосистемы. Брендовую, аудиофильскую и весьма дорогостоящую.

Предметом нашего нового обзора станет стильный аудиофильский плеер A&Norma SR15, новый представитель "стандартной" линейки - то есть, по версии Astell&Kern, нижнего ценового диапазона. SR15 стоит 700 долларов. Можно сравнить его с представителем топовой линейки - A&ultima SP1000, который стоит 3499 долларов.

SR15 невелик размером - 57,5 x 99,7 x 16,1 мм; корпус изготовлен из тёмно-серого алюминия. Плеер до странного тяжёл (159 г), так что при первом прикосновении кажется, будто в руку ложится цельный кусок металла. И на фронтальной, и на тыловой панелях обнаруживается то ли стекло, то ли высококачественный пластик. На фронтальной панели также располагается сенсорный 3,3-дюймовый дисплей, с помощью которого в основном и производится управление плеером. Его программные меню на первый момент показались несколько необычными, но с навигацией легко разобраться и без залезания в мануал.

К слову сам мануал запрятан в недрах плеера в виде PDF-файлов, но прочитать их с дисплея устройства возможности нет - только через подключение к компьютеру. Довольно загадочное решение со стороны разработчиков.

Дисплей эстетски наклонён на несколько градусов относительно вертикальной оси корпуса устройства; скошенные грани сообщают плееру сходство с кристаллом.

Сверху располагается кнопка включения и сразу два разъёма на наушники или динамики, 3,5 мм и 2,5 мм. Кнопкой включения приходится пользоваться часто и много, поэтому она хорошо заметна.

На правой стороне - ручка громкости (естественно, её функции можно дублировать с дисплея), на левой - навигационная панель из трёх кнопок и разъём для карт microSD, что дает возможность подключения внешней медиатеки.

Снизу обнаруживается разъём USB Micro-B, используемый для зарядки устройства и подключения его к компьютеру.

Разработчики учли давно наметившуюся тенденцию избавлять ноутбуки от каких-либо разъёмов в угоду беспроводным соединениям, поэтому, кроме подключения по USB, плеер поддерживает подключения через Wi-Fi и Bluetooth. Хороший ход: при подключении по USB к компьютеру плеер автоматически начинает заряжаться.

Немаловажная деталь: Windows распознаёт плеер как внешнее устройство только в том случае, если перед подключением по USB он включён и загружен, как и любой гаджет.

Интересно, что плеер способен функционировать в качестве своего рода внешнего аудиоустройства для компьютера. Причём ничего устанавливать для этого специально не нужно: достаточно в интерфейсе самого плеера переключить режим USB - и весь звук с компьютера перенаправляется на SR15.

Тут, правда, есть свои ограничения: устройство поддерживает только операционные системы Windows и Mac OS X/macOS, начиная с Windows 7 и OS X 10.7. Воспроизвести аудиофайлы разрядностью больше 24 бит и частотой дискретизации выше 96кГц не получится - притом, что сам по себе плеер поддерживает дискретизацию до 192 кГц.

Забегая вперёд, отметим, что даже музыка в ВК (да простят нам читатели это кощунство) звучит заметно лучше и чётче, и даже в давно знакомых и тысячи раз переслушанных записях обнаруживаются "мелкие детали", на менее дорогостоящей технике не слышимые.

Говоря о внешних подключениях, нужно отметить также AK Connect - сервис потокового воспроизведения на основе стандарта DLNA, который позволяет подключать плеер к мобильным устройствам в качестве внешнего ЦАП. Иными словами, ваша музыка может храниться на смартфоне (или на ПК, или на сетевом хранилище - их тоже можно использовать с AK Connect), но цифровой файл можно передавать по беспроводной связи на плеер, где он будет преобразован в аудиосигнал куда более высокого качества, чем выдают собственные - потребительские - ЦАПы смартфонов. Разница в звуке почувствуется сразу.

Единственное, что потребуется от пользователя, это установить на смартфон соответствующее приложение (AK Connect 2.0 для Android или AK Connect HD для iOS) и настроить соединение - иными словами, удостовериться, что смартфон и плеер находятся в одной локальной сети.

Кроме того, AK Connect позволяет прослушивать стримы с музыкальных сервисов типа Tidal (при условии, что мобильное устройство подключено к ним). Впрочем, в настройках предоставленного на обзор устройства нашлись установки для прямого подключения к Tidal, Deezer и даже профессионального сервиса Groovers+. Правда, из этих трёх сервисов официально присутствует в России пока только Deezer, но вы люди взрослые и знаете, как пользоваться анонимайзерами.

Встроенная память позволяет загружать до 56 гигабайт музыкального материала. В мануале заявлен объём внутренней памяти 64 Гбайт, но, по-видимому, восемь гигабайт выделено под операционную систему и служебные файлы.

56 гигабайт - это довольно прилично для MP3 и других lossy-форматов, но для поддерживаемых плеером несжатых или сжатых без потерь аудиоданных это явно "на два укуса". Однако плеер поддерживает microSD-карты объёмом до 400 гигабайт, и вряд ли будет ошибкой сказать, что использование таких карт - наиболее безболезненный способ "заряжать" плеер музыкой.

С этой microSD у меня произошел забавный казус: по умолчанию слот SD-карты закрыт защёлкивающейся заглушкой, которую, если она вытащена, может быть не так просто заправить обратно. У меня при первой такой попытке она соскользнула с ногтя и спружинила через половину комнаты. Прямо тайное оружие, наподобие сяринкена!

Основу плеера составляет двойной цифро-аналоговый преобразователь Cirrus Logic CS43198 (который позволяет отдельно обрабатывать левый и правый каналы) и четырёхъядерный центральный процессор. Плеер обеспечивает воспроизведение аудиозаписей с разрядностью 24-бит, частотой дискретизации от 44,1 до 192кГц, в форматах "с потерями" (MP3, AAC, WMA и OGG) и без - WAV, AIFF, FLAC, ALAC, APE, а также DFF и DSF. Сигнал с более высокими показателями (32-бит/384кГц) будет сконвертирован до 24/192 - без заметного ущерба.

Плеер также позволяет воспроизводить звук в формате DSD64. DSD128 будет сконвертирован в формат PCM 24-бит/176кГц.

Во что все эти показатели "конвертируются" на практике? В звук из серии "почувствуйте разницу".

Во-первых, это бесподобная панорама. Каждый инструмент читается чётко в записях всех жанров. На удивление внятно читается и акустическое пространство, особенно это заметно на записях классической музыки.

В качестве "тестовых" записей использовались "Вальс цветов" П. И. Чайковского в исполнении австрийского оркестра Брукнера в Линце (формат FLAC 24-бит/96 кГц) и сюита "Метель" Георгия Свиридова в записи фирмы "Мелодия" (FLAC 16-бит/44.1 кГц). На записи "Метели" чувствовался небольшой недостаток низов, но это явно особенность исходного аудиоматериала - характерные для "Метели" мощные партии низких струнных "прослушивались" везде и всегда. Мы использовали самые простые наушники dk-3001

Также для проверки использовалась запись композиции "First Light" калифорнийских прогрессивных стоунер-думстеров Ancestors с альбома 2012 года "In Dreams and Time". Эта работа интересна тем, что группа финансировала альбом через краудфандинг с конкретной целью записать всё "как есть", вживую, c винтажными аналоговыми синтезаторами, электроорганом, фортепиано и струнными. При этом звук оставлен подчёркнуто "сырым", без каких-либо признаков запродюсированности и с кучей мелких дефектов и шероховатостей.

При прослушивании на SR15 звуковая картина начинает "дышать" всем своим объёмом, и относительная сырость звука оказывается его плюсом, а не минусом.

У чёткости, правда, возникают курьёзные "побочки". Например, при прослушивании винил-рипа альбома Enya "Shepherd Moons" шуршание статики и пыли на пластинке стали слишком уж "самостоятельным элементом антуража".

Отдельной похвалы заслуживает внятность панорамы, ощущаемая даже на довольно кустарно исполненных записях, таких, как композиция E-Tiero, выпущенная в 1998 году ныне давно забытым проектом Stella Maris Дирка Шлёмера (Dirk Schlömer) и Рафаэлы Эрмес (Raphaela Hermes). При всех её достоинствах она отдаёт "наколеночностью", особенно засэмплированные барабаны, из-под которых лезут лишние шумы - сразу слышно, где начинается и где заканчивается луп.

Ну, а на более профессионально исполненных записях, таких как полуакустическая баллада "Destin" Scorpions, стереопанорама и вовсе воспринимается как нечто грандиозное - даже в MP3-варианте.

"Чистый и мощный бас" - распространённый маркетинговый штамп, который в случае с SR15 превращается из банальности в предельно точное определение.

В качестве "тестового стенда" мы использовали альбом группы Paradise Lost "Host" 1999 года - разовый эксперимент команды с электронным, подчёркнуто "депешмод-образным" звучанием. Как бы на него не ругались, объективно говоря, это очень высококачественная, профессионально выполненная запись, которую, как говорится, сам бог велел слушать на хорошей технике.

На SR15 электронные басы оставляют "сейсмическое" ощущение даже в наушниках; в композиции "Before It's Too Late" струнный оркестр, довольно крепко нависает над всем остальным, но бас остаётся каучуково плотным при любой громкости.

Общее субъективное ощущение: многовато "верхов". Однако весьма вероятно, что ощущение это связано не с особенностями самого плеера, а с наушниками (или даже с физиологическими свойствами слухового аппарата), - уже просто потому, что ни в одном отзыве в Сети упоминаний "задранных верхов" нет. А вот чёткость и разборчивость звука в целом хвалят все в один голос.

И есть за что.

Единственным отмеченным "узким местом" плеера является то, что из-за малых размеров дисплея оказывается очень легко промахнуться мимо элемента управления, и он с первого раза не сработает. Плюс дисплей плеер не любит слишком лёгкого и быстрого прикосновения. Приноровиться можно, но поначалу возникает впечатление, что дисплей мог бы быть поотзывчивей.

Суммируя вышесказанное, это великолепное по звуку устройство, позволяющее почувствовать разницу даже при использовании не самых дорогостоящих наушников или акустики. Устройство критикуют за высокую цену, но тут уже каждому следует определиться самостоятельно, готов ли он платить за такое качество звука или нет.

29.12.2018, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: