Mikko JOENSUU  В шуме рождается истина

Лидер Joensuu 1685 - о том, как теряется вера в бога и приобретаются новые отношения с миром

“Дубу не следует ругать сосну за шум ее игл во время ветра” - гласит корейская поговорка. Несмотря на то, что в финском языке нет аналогичного высказывания, северные музыканты ее оценили: ведь их музыка тяготеет к традициям нойза. После длительного перерыва финское трио Joensuu 1685, захватившее слушателей шумовым штормом живых выступлений в 2008 году, вышло из сумрака, чтобы отметить десятилетие своего дебютного альбома. Группа выступила на фестивале Flow Festival 2018, и сейчас работает над материалом для следующей записи. Звуки встретились с Микко Йоэнсуу (Mikko Joensuu) - одним из создателей Joensuu 1685, который до реюниона успел выпустить сольную трилогию Amen, впечатляющую своей глубиной и разнообразием музыкальных текстур. Три альбома объединяет тема отречения от религиозных догматов, поиска и обретения внутренней гармонии и свободы.

Звуки: Микко, в вашей группе три Йоэнсуу, но, насколько мне известно, только двое - ты и Маркус (барабанщик Joensuu 1685 - прим. ред.) - братья. Третий участник - ваш однофамилец?
Микко Йоэнсуу: Да, это чистое совпадение. Мой брат и Ристо (басист группы - прим. ред.) служили вместе в армии и стали хорошими друзьями. Мы уже знали друг друга три года до того, как начали играть вместе.

Звуки: В одном из интервью ты говорил, что название группы связано с началом фамильного древа Йоэнсуу.
Микко: Да, но я не уверен, что этот год - действительно начало моего фамильного древа. Просто когда я изучал его, обнаружил человека, который родился в 1685 году. Напротив его имени была только дата рождения, а вместо даты смерти вопросительный знак. Это меня заинтриговало. К тому же, сочетание цифр показалось хорошим для названия. Но, в любом случае, не думаю, что многие запоминают его точно и с первого раза, и это вполне объяснимо.

Звуки: На дебютном альбоме Joensuu 1685 уже появляется мотив, связанный с твоей духовной жизнью. Особенно сильно это ощущается в композиции Electric Ocean Sailor, где звучат эти глубокие строки:
I will sink in this sea / I hope the Lord is looking down on me / I have sailed in these waters far too long / And I would cry, but I can't find my tears. Было ли это началом кризиса твоей веры?
Микко: Я думаю, это был длительный процесс, который начался даже раньше, чем я мог бы сказать. Не уверен, что я бы назвал это словом кризис. Конечно, я много думал о своей вере в тот момент, когда мы записывали альбом, но у меня не было цели выразить это в песнях. Это получилось естественно. Я даже не могу описать как. Сейчас, вспоминая тексты этих песен, я понимаю, что да - действительно, это то, о чем я думал длительное время. Если говорить в целом о религиозной теме в творчестве, то для меня это скорее метафора. Говоря о Боге или о чем-то другом, во что я еще возможно верю, я выражаю другие чувства и эмоции. Иными словами, это способ сказать о других вещах и передать ощущения через образы. То, что я исполняю сейчас, могло быть наделено совсем другим смыслом тогда, когда я это писал. Но это звучит искренне. И для меня этого достаточно.

Звуки: В рецензиях на твою сольную работу - трилогию Amen - часто пишут, что все три альбома объединяет тема потери веры в Бога. Тем не менее, духовная сторона ощущается в этой музыке очень сильно. Что для тебя Бог сейчас?
Микко: Когда я начал работу над Amen, для меня это было чем-то вроде концепции, которую люди создали, чтобы лучше объяснить для себя окружающие явления. Но это ничего не объясняет. Однако отстраняясь от религиозного мировоззрения, я не перестаю погружаться в вопросы, почему мы создаем эти концепции. Каждый из нас, живущих на планете, обладает духовным миром, глубину которого нам сложно осознать. Жизнь сама по себе настолько больше того, что мы под ней понимаем. С присутствием Бога мы стараемся сделать ее более осознанной, мы стремимся найти смысл и находить конкретные ответы на поставленные вопросы, поскольку это важно. При этом не важно, что для тебя Бог. Если тебе это помогает, значит ты воспринимаешь мир более осознанно и можешь сказать “Да, это действительно устроено так”. И я рад, что не знаю ничего об этом.

Звуки: Многие люди живут с привычными для них установками и очень боятся, что их представления о мире могут быть разрушены. Не было ли тебе страшно?
Микко: Этот процесс отдаления от мировоззрения общины пятидесятников и среды, в которой я вырос, продолжался длительное время. К счастью, у меня не было опыта столкновения или критики со стороны моих родных и друзей детства. Но я знаю, что есть довольно тесные коммуны, в которых такой подход могли бы воспринять агрессивно. Думаю, мне было бы сложнее прийти к такому осознанию и музыке, если бы я до сих пор жил в прежнем окружении. Эти перемены внутри меня происходили в течение десяти лет, когда я уже жил в Хельсинки, и в итоге я пришел к выводу, что больше не должен думать так, как привык, и верить в то, во что верил раньше. Но ключевой вопрос веры заключается в том, что она приносит лично тебе - во благо это тебе или нет. Наш мир довольно хаотичен. Если есть концепция или идея, которая помогает тебе чувствовать гармонию внутри себя, это постепенно приводит к осознанию, что для тебя Бог. Но это не дает ответ на вопрос - существует Он или нет. Это скорее говорит о том, что Он значит для тебя, как Его присутствие в твоей жизни воздействует на тебя и твои чувства. Музыка с детства была для меня важным духовным средством выражения. С тех пор, как религиозная составляющая ушла на второй план, музыка помогает лучше узнать мой внутренний мир, понять то, что раньше казалось неочевидным. Это универсальный способ выражения, и всегда есть множество вещей, о которых можно сказать.

Звуки: Недавно тебя номинировали на премию Nordic Council Music Prize, которую, как правило, присуждают музыкантам и композиторам из сферы академической музыки. Повлияло ли это на твое отношение к своему творчеству?
Микко: Безусловно, это странно и в то же время очень приятно, что меня номинировали. Но я всегда создаю то, что мне хотелось бы услышать в настоящий момент. Конечно, все вещи взаимосвязаны, но я не думаю, что номинация сильно на что-то влияет. Честно говоря, я не думаю, что заслуживаю эту награду больше, чем кто-либо еще. Поэтому мне сложно пока представить свою реакцию, если бы я ее получил. Хотя, конечно, это бы помогло разрешить некоторые проблемы в повседневной жизни.

Звуки: Было ли у тебя когда-нибудь желание покинуть Финляндию?
Микко: Когда я был чуть моложе - конечно. Но сейчас у меня есть четырехлетний сын, и мы живем здесь. Это не единственная причина, почему мне так нравится Хельсинки. Это мой дом, который мне не хочется покидать.

Звуки: На мой взгляд, финская сцена отличается своим особым подходом к музыке. Здесь появилось множество групп, которые сейчас причислены к музыкальному мейнстриму, но в то же время существует огромное количество исполнителей, создающих прежде всего творческую идею, а не коммерческий продукт. Эта чистота сознания отличает финских музыкантов от артистов в других скандинавских странах.
Микко: Да, очень важно поддерживать связь со своим внутренним миром, быть честным с самим собой. Каждый человек уникален, и самое важное в искусстве - это выражение в нем себя, так как это единственное, что у тебя есть. Правда, в любом искусстве ты начинаешь обращать внимание на вещи, которые не имеют значения - что делают другие, где твое место в этом мире, какой музыкальный жанр лучше выбрать. Все это может нанести вред, поэтому очень важно осознать, что есть внутри тебя. И я заметил, что чем более личными являются твои песни, тем больше они резонируют с внутренним миром других людей. Несмотря на то, что все мы уникальны, у нас очень много общего, у нас те же эмоции и чувства. Это удивительно, когда ты понимаешь, что то, что когда-то было личным только для тебя, объединяет и многих других. Так личное становится общим. И это прекрасно. Я думаю, что личное в моих песнях это то, через что проходят другие, и даже если это не в точности то же самое, нас объединяет очень многое и этот обмен опытом необходим для нас. Ты ощущаешь себя здорово, когда общаясь с другим человеком, понимаешь что ваши мысли совпадают и вы находитесь на одной волне. То же самое - в музыке. Ты выражаешь мысль или идею, которая становится близкой, подобной родному дому, для того, кто ее слушает. Это объединяющая идея.

07.09.2018, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)