Montreux Jazz Festival завершил работу. Подводя итоги фестиваля, его директор Матье Жатон радовался: все планы организаторов удалось реализовать, с погодой повезло, а новая площадка "House of Jazz" пользовалась огромным успехом у публики и принесла в архив Фонда Монтре несколько замечательных концертов.
Среди выдающихся шоу господин Жатон особенно отметил вечер с Nick Cave and the Bad Seeds, сказав, что этот концерт входит в его личный “Montreux top 10”.
Nick Cave and The bad Seeds
Ник Кейв - черт из табакерки: смотрит в глаза, дает каждой руке дотронуться до себя, сводит с ума близостью уже на первой песне "Jesus Alone".
Песня-проповедь, песня-исповедь. Вкрадчиво залезает к каждому в душу. Просит аудиторию выбрать, что играть - "Loverman" или
"The Mercy Seat", и с явным удовольствием исполняет "Loveman". На экранах - черно-белое видео, минимум цвета и на сцене.
Как заведено у Кейва, каждая песня в программе - маленький спектакль. И только в спектаклях Кейва бывают неожиданности для самого Кейва. Во время "Higgs Boson Blues" кто-то из первого ряда пускает ему в лицо мыльные пузыри. Музыкант начинает улыбаться, драматичность момента потеряна. "И я вас люблю!" - откликается на каждую реплику из зала его бархатный голос.
Конечно же, Ник спел все, о чем мы мечтали, - "Shoot Me Down", "Into My Arms", "The Weeping Song", - концерт по динамике был похож на американские горки c обязательным катарсисом в финале.
Последними прозвучали "Stagger Lee" и "Push the Sky Away", во время исполнения которых Кейв начал вытаскивать зрителей на сцену, одного за одним, а когда место закончилось, сам спустился в зал и просто предложил всем сесть всех на пол, чтобы его было лучше видно. И вот уже поверженный зал Stravinsky стоит на коленях перед этим чертом, три тысячи в партере! А балкон завидует, потому что нет в этот момент ничего сильнее желания спуститься вниз.
Это был лучший фестивальный концерт из возможных. Кейв дал своим слушателям все - и сам остался в плюсе. Даже две песни на бис: "City of Refuge" и "Rings of Saturn", - во время которых многие в первых рядах утирали слезы и шмыгали носом.
Jack White
Второй концерт, который в своем выступлении отметил месье Жатон, - выступление Джека Уайта. Специально ради него в Монтре приехали толпы поклонников. Шоу "Boarding House Reach" многие отметили как главное событие фестиваля, однако по итогу оно, скорее, разочаровало рядового зрителя. Джек в основном играл программу с нового альбома, по звучанию весьма жесткого и резкого - особенно это чувствовалось, когда новые композиции - например, “Connected by Love” и “Over and Over and Over”, - перемежались старыми хитами . Редкие треки времен The White Stripes - "Hotel Yorba", "I Cut Like a Buffalo", "My Doorbell" и "The Same Boy You've Always Known", "Ball and Biscuit", - концерт не вытянули и звучали искусственными имплантами. Зато неожиданно свежо прозвучала на бис песня из репертуара The Raconteurs "Steady, As She Goes".
Уайт - легендарный гитарист, и уже давно имеет право говорить с публикой только нотами, даже одной. Но почему-то в новой версии его сольный состав делает акцент на синтезаторы. Их много, даже очень много. За барабанами - опять девушка, Карла Азар (Carla Azar ); кажется, девушки за ударными – болезненная страсть гитариста. Однако Карле позволено многое, не в пример Мэг: так, "Respect Commander" она начала с закольцованного лупа, и вообще электроники в ее партиях было куда больше аналогового звука. Концерт создал впечатление "рваного". Главное разочарование: фестиваль, а особенно фестиваль в Монтре, - это ожидание праздника, но Уайт не сделал ничего, чтобы эти ожидания оправдать.
Jamie Cullum
Джейми Каллэм свободно микшировал классику с собственными хитами, не забыв поведать публике, что он счастлив оказаться вдали от Лондона во время визита президента США Дональда Трампа. Каллэм, которому в августе исполняется 39 лет, начал с того, сто сиганул на сцену с рояля во время вступительного номера "Get Your Way" - отличное начало двухчасового шоу! В таком духе и темпе Джейми и продолжил свой искрометный по-джазовый сет: много трюков, много юмора, много evergreens, красотки на бэк-вокале и потрясающее единение с залом.
Это было пятое появление Каллэма на MJF с 2004 года - впервые он появился здесь в ранге дебютанта, презентуя альбом "Twentysomething", который стал самым продаваемым джазовым альбомом года. Тогда его тепло принимал и опекал основатель фестиваля, Клод Ноббс. В этот раз Джейми отдавал долги.
- Быть здесь - мечта многих. Я возвращаюсь в Монтре в пятый раз, и считаю, что это один из величайших фестивалей мира. Мне нелегко каждый раз играть здесь, - ведь на этих площадках выступали многие из моих героев, - сказал Джейми, добавив: - Монтре всегда поддерживает музыкантов в их творческой деятельности; они не говорят вам, когда вам нужно закончить сет, они говорят: "Иди, делайте то, что хочешь, и получай удовольствие.
В ходе шоу Джейми сыграл треки из своего репертуара, включая "All At Sea" и "These are the Days", а также знаменитый кавер "What a Diff'rence a Day Made", который он почти прошептал интимно в микрофон. Несколько неожиданным дополнением программы прозвучал кавер на Рианну (Rihanna) "Don't Stop The Music".
И, конечно же, эксклюзив! Специально для Монтре Джейми исполнил новые треки, в том числе "Taller" и "Mankind", попросив аудиторию не публиковать их на YouTube.
- Я уже записал альбом, но пока не знаю, когда он выйдет. Я все еще с ним вожусь, ведь у меня двое маленьких детей, - признался певец.
Напоследок Джейми спрыгнул со сцены, чтобы потанцевать в толпе, затем вернулся к фортепияно, посвятив Клоду Ноббсу кавер на “High and Dry” Radiohead, а на бис исполнил знаменитый хит Синатры (Frank Sinatra) “Under My Skin”. Это был эталонный концерт, и даже последующий взрывной Jamiroquai не смог его затмить.
Немного цифр и фактов
52-й фестиваль в Монтре собрал на своих площадках 240,000 тысяч слушателей, - на 10 тысяч больше, чем в предыдущем году и на 10 тысяч меньше, чем в 2016-м. Жатон винит во всем Чемпионат мира по футболу, хотя мы подозреваем, что аудитории этих двух событий все же мало пересекаются.
Montreux Jazz Festival продолжает оставаться крупнейшим культурным событием Швейцарии и главным длжазовым фестивалем Европы; однако чтобы взять планку следующего года, всей команде придется поработать над "новыми легендами", - признал Матье Жатон.
В 2019 году фетиваль пройдет с 28 июня по 13 июля, и уже известно, что хедлайнером двух дней станет уходящий на покой Элтон Джон (Elton John).
Встретимся в Монтре!
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)