Если вы интересуетесь современной поп-музыкой, вы точно иногда просматриваете Billboard Top 100 - самый известный поп-чарт, публикуемый в одноименном журнале. Показателем популярности песни или альбома в этом рейтинге считаются любые виды продаж, прослушивания на платных музыкальных платформах типа Spotify и просмотры на Youtube и Vevo.
Недавно в Top100 появился новый любопытный номер - "Fake Love" корейской поп-группы BTS. Удивительно это не потому, что группа попала на высокое место: это не первый случай корейского исполнителя в чарте (знаменитый рэпер-мем Psy еще в 2012-м году занял 2 место с хитом "Gangnam Style", а потом еще 2 его песни попадали в Top 20), да и сомнений в качестве группы ни у кого не возникает. Необычно, скорее, то, что в Billboard 100 проникла песня, исполненная не на английском языке (этот чарт полностью англоязычный, с редкими хитами на испанском - из-за соседства с Латинской Америкой). Но еще интереснее, что в десятке BTS уверенно теснят EXO, BlackPink, Girls' Generation и многие, многие другие.
Результаты последних лет показывают: корейская музыкальная индустрия процветает как никогда. В 2016-м году она находилась на 8 месте по объему продаж во всем мире, а в прошлом году объем рынка корейской попсы составлял, по данным The Explained, 5 миллиардов долларов, - и это до того, как BTS выступили вживую на AMA, и до Олимпийских игр в Сеуле 2018 года, которые тоже принесли кучу внимания корейской поп-сцене.
K vs J: борьба за рынок
Пока что k-pop - не лидер рынка, но у него есть все данные чтобы им стать и вытеснить с позиций лидера Восточной Азии, признанного фаворита - j-pop, то есть японский поп.
Одно из важнейших отличий K и J заключается в их маркетинге, что последовательно влияет на их продюсирование. J-pop сфокусирован на японском внутреннем рынке, и, соответственно, сохраняет свой совершенно уникальный аниме-стиль: невероятно эклектичный и очень эмоциональный. K-pop сфокусирован на интернациональный рынок, и ради этого заимствует множество узнаваемых деталей из американской поп-музыки. На практике это означает, что в K-pop куда больше хип-хопа и R'n'B, а J-pop звучит менее привычно привычно для европейского уха: к примеру, здесь популярен высокий вокал, нечто вроде "детского" голоса, задача которого - создать более милую и "розовую" атмосферу; много атональных элементов в композициях, много чудаковатых музыкантов-эксцентриков и т. п.
K-pop следует последним тенденциям в поп-музыке и лучше вписывается в мэйнстрим. Он охотно использует трэп, очень популярный в США. Японская попса куда больше похожа на поп-рок и не спешит переходить к современным жанрам.
Это отличие сказывается и на имидже групп: корейские музыканты больше похожи на американские, с акцентом на сексуальность и c элементами уличного стиля,- в то время как японские группы обычно более милые и "невинные".
Главный вопрос: почему в стране, которая довольно долго была аутсайдером на музыкальной сцене, могла образоваться настолько развитая поп-индустрия? Попробуем найти ответ.
Господдержка и протекционизм
В отличие от многих других жанров, рождение поп-музыки в Корее имеет конкретную дату, от которой все пошло, побежало и замутилось в цветущую музыкальную феерию, которую мы и наблюдаем сейчас.
Где-то в начале 50-х годов прошлого века, после того как Корея приобрела независимость от Японии, новые культуры начали проникать в страну через границу. Вместе с американскими солдатами в Корее появились американские песни, которые сильно повлияли на музыкальную культуру в стране. Но под диктаторством Пак Чон Хи, который тщательно регулировал тексты песен, были созданы корейские "худсоветы", которые решали, появится ли артист на сцене, или останется в ранге "любителя". Это напрямую влияло на доходы, так что большинство музыкантов в песнях либо пропагандировали “здоровый/правильный” образ жизни, либо пели на патриотические темы, как Chung Soo Ra с ее гимном Корее. И даже после смерти президента в 1979 все примерно так и оставалось. Всем, кто родился в СССР, эта ситуация хорошо знакома.
Изменения начались в 1992 году с появлением поп-группы Seo Taiji And Boys. Группа впервые выступила с песней "Nan Arayo" ("Я знаю") на телешоу, где получила самые низшие баллы и была отвергнута жюри. Публика однако, была в восторге: уникальный стиль группы, вдохновленный американской хип-хоп модой, и их совершенно новые для Кореи танцевальные движения сделали "Seo Taiji And Boys" самой популярной группой 90-х (если вообще не во всей истории корейской музыки).
Параллельно Корея открыла для себя хип-хоп: на сцене и улице появились свои New Kids On The Block - Epik High. Они стали законодателями танцевальной моды, хотя их манера выступать в лыжных костюмах слегка удивляла даже самих корейцев.
"Seo Taiji And Boys" породили целую эстетическую революцию, но также привнесли много нового в само содержание песен. Группа пела на такие темы, как разочарование в обществе, тяжесть подросткового возраста и проблемы в системе обучения. Некоторые их песни,- например “Regret of the times”, - были запрещены из за неуважения к старшим (серьезное обвинение в Корее). Несмотря на цензуру, публика обожала группу, которая собственноручно произвела культурный поворот не только в корейской музыке, но и во всем обществе. Группа была безумно рада своему успеху и предполагала, что лучше уже никогда не будет. Но тут чёрт дернул их написать очередную песню о конфликте поколений, здорово разозлив телевизионных боссов. По этой причине "Seo Taiji And Boys" на пике своей карьеры издали прощальный альбом и разошлись - к негодованию и грусти фанатов.
В 1997 году во всей Азии произошел экономический кризис. Одним из решений корейского государства стало целенаправленное спонсирование культурной индустрии: музыка должна была стать лучшей статьей экспорта, нежели сельхозпродукция. Правительство приняло решение выделять 1% всего бюджета страны на развитие культуры, поддерживая продюсерские центры и музыкальные школы по всей стране.
Lee Soo Man - бывший музыкант, ставший бизнесменом,- был согласен с таким подходом. Взяв на вооружение успех "Seo Taiji And Boys", он решил спроектировать собственную группу H.O.T., следуя тому же рецепту. Группа состояла из пяти симпатичных мальчиков, модно одетых и синхронно танцующих так, словно их жизнь зависела от этого. Достигнув огромного успеха, H.O.T. стали эталоном успешной поп группы. И в стране началась продюсерская лихорадка.
Поп-конвейер
Сообразив, что подход явно пользуется успехом, под конец 90-х группы продюсеров создали 3 новых компании, быстренько занявшиеся производством поп-групп "под копирку". Надо заметить, что и сейчас эти фирмы остаются мейджорами рынка, комбинатами по созданию k-pop. Вышеупомянутый Lee Soo Man открыл SM entertainment, JYP был открыт корейским певцом Park Jin-Young, а YG основал Yang Hyun Suk - один из певцов "Seo Taiji And Boys".
Эти компании основали именно ту систему, в соответствии с которой до сих пор создаются корейские поп группы. Процесс начинается с тщательного отбора. Каждый претендент на место в группе проходит около десятка прослушиваний. На этом этапе отбираются самые талантливые певцы раннего возраста. Дальше на протяжении пяти лет детей тренируют петь и танцевать а также дают уроки актерского мастерства, языков (обычно они включают китайский и японский) и того как должны себя вести настоящие поп-звезды. Занятия поддерживаются диетой и каждодневными многочасовыми тренировками в спортзалах. К концу обучения на сцену выходят отполированные поп-группы, обычно состоящие из 4-5 человек, которые подписывают долговременный контракт, позволяющий компании контролировать всю личную и звездную жизнь музыкантов. Конвейер "Idol groups", как их называют в стране, не прекращает работу вот уже 25 лет.
Каждая группа тщательно срежиссирована, все ее участники исполняют роли... и проживают их в жизни. Как в "Мстителях" не может быть пяти Тони Старков, так и в корейских поп-группах каждому создается уникальный имидж и характер, которые тщательно подбираются штатными психологами компаний: лидер-вокалист, танцовщик, рэпер (чаще всего он же - главный хулиган и возмутитель спокойствия), самый молодой (это тоже является ролью) и так далее.
В Корее крайне важно правильное поведение звезд, их соответствие общепринятым нормам и клише. На практике это означает, что у музыкантов практически нет личной свободы. Менеджеры компании пристально следят, чтобы певцы хорошо и вежливо себя вели на публике и не устраивали никаких скандалов, и тем более - никаких злоупотреблений алкоголем и наркотиками. У музыкантов есть общественные представители, которые заставляют их регулярно (и позитивно!) общаться с фанатами в соцсетях. Личная жизнь артистов тоже остается под влиянием компании: певцам в большинстве случаем запрещено встречаться с кем-либо, так как считается, что они принадлежат фанатам! Хотя в большинстве своем, на Западе если группы такого типа и существуют, то они состоят в основном из девочек. В Корее же сфера поп-музыки не подвержена никакой дискриминации: мужские группы проходят ровно через такой же процесс; иногда менеджеры даже больше заботятся о внешнем виде и поведении участников.
Idol groups: жизнь изнутри
Быстрые, четкие, головокружительно сложные танцевальные па. Чистый, богатый оттенками вокал. Смотря на эти группы сейчас, трудно представить, что они вообще когда-то в своей жизни были несовершенны, но это не совсем правда. Члены группы BTS, на данный момент одной из самых популярных корейских групп, выкладывались по-полной еще до того, как попали на прослушивание. Солист Min Yoongi, известный под псевдонимом Suga, был вынужден убежать из своего родного дома в Тэгу, поскольку его родители были против его решения стать музыкантом. Это довольно обычное явление, так как в корейском обществе все еще не принято выбирать креативные профессии в сфере искусства, а родители часто определяют карьерный путь детей.
Мин Йонги рассказывает, что начал создавать собственную рэп музыку и продавать ее на улицах, чтобы заработать хоть сколько-то денег на еду. По его словам, получалось у него довольно плохо: его очень часто "разводили", так что иногда музыканту приходилось выбирать, на что ему придется потратить заработанные деньги - на еду или билет на автобус, чтобы доехать до дома. В итоге Мин Йонги добрался до прослушиваний в Сеуле и стал Suga - одним из самых первых членов BTS.
Вся работа начинается после того, как группа собрана: ежедневные интенсивные танцевальные тренировки и классы вокала не дают юным певцам расслабиться ни на минуту. Suga говорит, что как-то вывихнул плечо, но боялся, что его исключат из группы, так что продолжал все танцевальные тренировки молча, борясь с болью. Лидер-вокалист и главное лицо BTS, JHope, в одном интервью говорил, что в самом начале его напарник Jin так много тренировался, что даже во сне повторял строчки из песен.
Контракт исполнителя обычно подписывается на 15 лет, и предписывает ненормированный рабочий день с кучей выступлений и обязанностей. Продюсеры могут настоять на дополнительных тренировках или даже пластической операции, и отказ равноценен выходу из проекта. В последнее время контракты начали смягчать - из-за прокатившейся по стране волны суицида поп-певцов.
Еще одна неприятная сторона жизни корейского поп-певца - сталкинг. Поклонницы буквально преследуют любимых идолов, и делают это весьма изощренно: вешают на машины GPS-датчики, нанимают такси и подкарауливают при помощи мобильного трекинга, взламывают аккаунты и даже занимаются киднеппингом! Самое мрачное, что, согласно условиям игры, отказать сталкеру в его притязаниях звезде довольно трудно: контракт подразумевает готовность общаться с фанатами буквально 24 часа в сутки и предписывает быть вежливым и радушным. Сумасшедших фанаток в Корее зовут "сасэн", они часто становятся героинями криминальной хроники.
Халлю
Как мы уже говорили, в Корее к культурному экспорту относятся как к одной из основных статей дохода, так что здесь в широком обиходе термин "халлю". Он обозначает проникновение корейской культуры в чужую.
Все корейские группы знают: принятие за океаном - их основная цель. Поэтому название большинства групп - акронимы или простые английские слова/фразы: EXO, BTS, BigBang, Twice, BlackPink, SHINee, AOA, Beast..
Еще один метод, которым пользуются продюсеры,- это подгруппы. Часто в больших поп-группах лидирующие певцы поют на корейском, но в группе обязательно есть китайские или японские певцы, которые исполняют главные вокальные партии в соответствующей иностранной версии той же песни. Например, группа EXO разделена на EXO- K - корейскую версию, - и EXO-M- китайскую версию, ради которой создавались те же песни, которые пели Xiumin и Chen с новым китайским текстом и видеорядом.
А группа Twice, половина которой - из Японии, часто издает японские версии своих песен.
Но не надо думать, что все эти усилия продать музыку за пределами страны значат, что в самой Корее она непопулярна. Напротив, вся Корея очень гордится своими музыкантами и их успехом, горячо любит и поддерживает их. Настолько, что во время путешествия по Корее вы не сможете найти кафе или магазин, в котором не будет играть k-pop. В большинстве рекламных роликов и биллбордов тоже будут красоваться корейские поп-звезды, фирменно улыбающиеся рядом с пакетом чипсов или кремом для лица. Даже на проездных карточках в Корее какое-то время красовались члены группы EXO!
Если вы просмотрели видео, то не могли не заметить, как часто в корейских песнях используются английские слова. Это тоже особая стратегия: привлечь иностранную публику и сделать песни более "залипающими". Кстати, довольно интересно, что очень часто корейские поп песни пишутся за границей,- например, в Америке или Швеции. Безумно популярная песня "Red Flavour" группы Red Velvet была изначально написана на английском, шведами Сeasar & Louie. В ее мелодии даже спрятана маленькая отсылка к группе ABBA и их песне "Dancing Queen", можете попытаться найти ее сами. А хит BTS "Blood Sweet And Tears"не только написан частично на английском, но и снят в интерьерах европейских музеев до того, как это стало модным!
Если что-то однозначно и доказывает успех южнокорейской группы, то это ее представление в Пхеньяне, столице Северной Кореи. На концерте Red Velvet присутствовал сам Ким Чен Ын - он даже поменял свое расписание специально чтобы успеть посмотреть на шоу "Red Velvet". Президент Северной Кореи персонально пожал руку каждой девушке из группы и похвалил их представление, заметив, что, по его мнению, двум странам стоит чаще организовывать мероприятия подобного вида. При этом фанаты группы считают, что этот PR-ход был призван поднять популярность Ким Чен Ына в Южной Корее и показать его "человечную" сторону.
Но есть группы, которые целенаправленно работают на американский рынок. Например, еще до Psy лидером просмотров на YouTube была песня "Gee" группы Girls' Generation. А их композиция "Lion's Heart" вообще заняла первое место в мировом чарте Billboard!
Все мы, конечно, знаем, что по- группы рано или поздно распадаются по разным причинам. К счастью, когда такое происходит в Корее, это не гарантирует конец музыкальной карьеры для всех членов группы. Возьмем, например Wonder Girls: группа была основана в 2007 году с пятью девочками: Hyuna, Yeeun, Sunmi, Sunye и Sohee. К началу 2008 года Нyuna ушла из за проблем со здоровьем и была заменена новой певицей – Yubin. Wonder Girls были первой в истории корейской попсы группой, которая попала в Billboard 100 с песней "Nobody", разогревала Jonas Brothers в США. К 2015 году ушли еще две певицы и финальный состав группы включал Yeeun, Sunmi, Hyelim и Yubin. Звучит как реалити шоу, да? Это так и есть! Все корейские группы обычно живут в общежитиях и очень часто делают телепрограммы про их повседневную жизнь – типа Дом 2.
Уникальность Wonder Girls состоит в том, что четверо из ее участниц: Hyuna, Sunmi, Yubin и Yeeun смогли создать успешную соло карьеру. Hyunа стала одной из самых знаменитых поп певиц в Корее, вернувшись к музыке в 2009 году сначала в группе 4Minute, а потом сольно.
Sunmi тоже не сильно отстает в популярности, заработав 3 место в мировом чарте музыкальных онлайн-продаж за ее синглом "Gashina", который стал хитом лета 2017 в Корее.
Итак, вот рецепт успеха: долгая и качественная тренировка певцов, синхронизация каждого движения, веселые прозападные мелодии, тщательно отобранные по внешнему виду мальчики и девочки плюс совершенно уникальные видео - с кучей красок, сюжетов, костюмов и всего, что только можно представить. Все это делает k-pop мировым лидером в своем жанре.
Даже тех, кто не очень любит попсу, корейский поп увлекает: ведь он использует огромное количество жанров (хип хоп, EDM, софт-рок) в каждой из своих песен, так что может подойти каждому! В качестве примера возьмем песню BTS - "Mic drop".
Вне зависимости от того, что вам нравится, трудно не признать мастерство корейской поп -музыки. Предполагаю, что ее популярность будет только возрастать, если учесть, как усердно работают новички в академиях главных компаний, и то, с какой скоростью каждая новая группа набирает фанатов. Даже за протяжение создания этого текста еще одна корейская группа - Blackpink успела заработать 55 место в списке Billboard с их новой песней «DDU-DU DDU-DU».
После k-pop все остальные музыкальные видео будут казаться вам слишком простыми и скучными. Вы будете себя спрашивать: "Почему в этой песне всего один музыкальный жанр, а не пять, перемешанных друг с другом?" "И как-то мало народу, почему эти музыканты просто стоят, а не танцуют синхронно?" "А почему они не поменяли одежду 10 раз на протяжении всей песни, и где, в конце концов, розовые слоны и овца на воздушном шаре?"
Так что по сравнению с США, где попса, какой мы ее знали, постепенно вымирает, k-pop остается вне конкуренции и задает новый тренд.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)