Творческий псевдоним Maria Minerva на слуху не только в Европе, но и за океаном. За семь лет с выхода дебютного альбома "Cabaret Cixous" Мария Юур сменила туманный lo-fi на заигрывающий диско-поп, Лондон на Лос-Анджелес, стала защитником окружающей среды, борцом за права человека и продюсером. В родную Эстонию Юур прилетела накануне главного фестиваля Прибалтики – Tallinn Music Week. Звуки встретились с Марией в перерыве между ее выступлениями и семейными встречами.
Звуки:
Ты очень изменилась музыкально. Это следствие внешних, или внутренних факторов?
Мария:
Думаю, что сначала изменилась я, а музыка стала следствием этого. В самом начале я была очень искренней и наивной. Не совсем понимала, как работает музыкальный бизнес – я никогда в нем не вращалась и была в андеграунде. Это, скорее, нельзя было назвать бизнесом в принципе, потому что не приносило никаких денег. У меня не было никаких ожиданий, и все казалось таким новым. Потом ко мне пришел успех – это был некоммерческий успех и прорыв лично для меня. Правда, на первых концертах я чувствовала себя немного нервно. Перемещения в пространстве, путешествия, безусловно, изменили меня. Но, конечно, я стала более цинична в этом мире, где существуют правила "15 минут славы". Сегодня сложно стать долговечным, но, думаю, я научилась чувствовать дух времени.
Звуки: Когда слушаешь твои записи, в особенности ранние альбомы, есть ощущение отчужденности и задумчивой ностальгии.
Мария:
Отчасти место записи влияет на конечный результат. Все свои альбомы я записывала далеко за пределами родной страны. "Cabaret Cixous" был записан в спальне съемной квартиры в Лондоне. "Will Happiness Find Me?" я записала в Лиссабоне. Histrionic – это альбом моего нью-йоркского периода. Мой будущий альбом – первая студийная запись, которую мы запишем в Голливуде. Это так далеко от дома, от того, с чего я начинала, что кажется совершенно нереальным. Но вообще моя музыка очень отличается от меня. На самом деле, я очень социальный человек – веду радиошоу, продолжаю активную общественную деятельность. Мне не хочется казаться загадочной и непостижимой. В моем случае искусство существует отдельно от меня, это не детальное отражение того, кем я являюсь. Но когда я создаю музыку, я словно перемещаюсь в параллельное пространство.
Звуки:
Ты была заявлена на фестивале Tallinn Music Week как продюсер, писатель и защитник окружающей среды. Означает ли это, что музыка сместилась для тебя на второй план?
Мария:
Отчасти это так. Музыка для меня – это способ уйти от мира, а активистская деятельность поддерживает мою связь с ним. Жизненные обстоятельства тоже сыграли свою роль. Когда я приехала в США, мне нужно было зарабатывать на жизнь, и я устроилась в EPA (Environmental Protection Agency – Агентство по охране окружающей среды). Это был непростой момент трансформации, ведь до этого музыка была моим единственным занятием. Однако новая сфера деятельности открыла для меня новые стороны жизни.
Звуки:
На конференции Creative Impact, организованной в рамках Tallinn Music Week, ты стала одним из спикеров в дискуссии о гендерном и расовом равноправии. Во многих странах Европы, в том числе Скандинавии, существуют программы для женщин-музыкантов, которые дают им возможность создавать вместе музыку, избегая мужского давления. Актуальна ли проблема неравенства для музыкальной сцены в США?
Мария:
В сфере инди-музыки, частью которой я являюсь, всегда были женщины. У каждого есть свое мнение на этот счет. Конечно, бывают снобы-звукорежиссеры, которые проявляют особое отношение, но... Я всегда говорила о феминизме. Не все мои знакомые музыканты считают, что это правильно, так как, затрагивая тему неравенства полов, ты принимаешь позицию, в которой тебя и твою музыку начинают оценивать через призму твоей половой сущности. На восприятие некоторых людей накладывает отпечаток не только пол, но и национальность. Тем не менее, все голоса должны быть услышаны. Это не должно зависеть от статуса человека.
Звуки: Ты наверняка читала эссе Элен Сиксу (Hélène Cixous, теоретик феминистского литературоведения прим. ред.) "Хохот медузы". В нем говорится о том, что "женщина должна писать о себе … от своего тела".
Мария:
Я читала ее работы во время учебы в Англии, но Сиксу была не единственной, кто повлиял на меня. Мой первый альбом Cabaret Cixous – это оммаж Элен, группе Cabaret Voltaire, а также одноименному кафе, где зародилось авангардистское движение "дада". Сейчас я пытаюсь абстрагироваться от всего, что вдохновляло меня в студенческие годы. Всегда нужно двигаться дальше. Но тогда я была под большим впечатлением от феминистской теории.
Звуки:
Насколько ты женственна в музыке? Есть ощущение, что альбом Histrionic – твой личный манифест женственности.
Мария:
На 100%. Название альбома "Histrionic" – это отсылка к психическому заболеванию, как правило, у женщин, которые любым способом пытаются добиться внимания. В какой-то степени, это составляющая женской сущности, и я решила вынести ее на поверхность. Каждый сам решает, как ему звучать. Мне всегда была интересна гендерная лингвистика и женский язык в частности. Кроме этого, я одержима поп-музыкой, которая обычно считается жанром для девочек. Мне нравится идея создавать музыку для женщин.
Звуки:
В одном из интервью ты сказала, что сублимируешь сексуальную энергию в своей музыке. Это актуально для многих, но далеко не все могут в этом признаться…
Мария:
Нет ничего странного в том, что ты выражаешь свое либидо через музыку. Мне время от времени говорят о гиперсексуальности в моих песнях, но в этом нет ничего такого. Каждый свободен в выражении своего мнения, также как и в выборе средства для выражения своих переживаний. Когда тебе 20 и чуть больше, ты чувствуешь себя одержимой мальчиками, но, взрослея, становишься более сосредоточенной на себе. Либидо женщины достигает максимума в 30-40 лет, и это время, когда ты ищешь удовольствия для себя и меньше пытаешься угодить другому. Так что, эта тема по прежнему присутствует в моем творчестве, но в другом ракурсе.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)