Текущее турне The Cure, первое столь масштабное за последние четыре года, номинально ни к чему приурочено не было. Не раз обещанное продолжение пластинки 2008 года "4:13 Dream" так до сих пор и не вышло, каких-либо иных официальных релизов тоже давненько не было. Спрос на The Cure, впрочем, за это время не упал нисколько. Во всяком случае билет в действительно небольшую фан-зону нужно было брать за 11 месяцев до концерта - лучшие билеты на любой из концертов европейского тура сейчас только у запасливых фанатов и перекупщиков. Кроме того, группа практически отказалась от фестивальных сетов и вместо них играла летом сольники в Америке, Австралии и Океании. Это даёт повод надеяться, что следующий фестивальный сезон без The Cure не обойдется, но это пока только догадки.
В отсутствие повода Роберт Смит (Robert Smith) тасует сетлисты так, что только в 2016 году The Cure сыграли больше 80 своих песен, включая совсем уж позабытые бисайды. Как правило, в качестве ориентира группа выбирает тот или иной знаковый альбом: на одном концерте почти целиком звучит "Disintrgration", на другом - хайлайты "Wish", иногда в фокус попадал "The Head at the Door", а несколько выступлений - совсем уж неожиданно - The Cure посвящали своей великой (без оговорок) пластинке "Bloodflowers", песен с которой они толком не играли дюжину лет. Проскакивали и раритеты, в том числе те, что прежде живьем не исполнялись вообще никогда. Сетлист концерта The Cure в 2016 году - лотерейный билет: у вас одни ожидания, у соседа-фаната, весь концерт истошно кричащего названия нескольких песен - другие, а группа сделала по-своему, не угодив ни вам, ни надорвавшему голос мужчине, но наверняка ублажив кого-то третьего.
На разогреве у The Cure выступали шотландцы The Twilight Sad, не так давно выпустившие семидюймовый сплит со Смитом (тот был в таком восторге от группы, что записал кавер на их песню), но выбор саппорта был бы оправдан, даже если бы хедлайнеры вечера не знали о них ничего. У Twilight Sad и влияние The Cure прослеживается, и своё лицо несомненно имеется. Группа попеременно вспоминает вещи со своего последнего диска "Nobody Wants To Be Here And Nobody Wants To Leave" и памятного дебютника "Fourteen Autumns & Fifteen Winters" (немногословность явно не их конёк). Джеймс Грэм (James Graham) мечется по сцене будто бы в припадке, в том время как сама группа подчеркнуто сосредоточена и скупа на эмоции. Зрители больше увлечены выпивкой в холле десятитысячной O2 Arena, но те, кто уже в зале, встречают группу довольно благосклонно. Более камерное, минималистичное представление на Primavera Sound два года назад впечатляло сильнее, но и нынешний сет прошёл на достойном уровне.
К финалу разогрева становится ясно, насколько разнородная публика собралась в зале: и совсем ещё девчонки в панк-готическом прикиде, и мужчины среднего возраста с подведёнными глазами и совсем уже не молодые люди, которых в Москве на подобных концерты увидишь крайне редко. Все признаки группы великой, авторитетной, той, чьи песни вечно молоды.
На экране вертится гипнотическая спираль, и звучат первые аккорды "Open". Звук на редкость чистый и довольно громкий - к середине концерта начнёт закладывать уши. Где "Open", там и "High" - по сцене, как обычно, носится не по годам крепкий соратник Смита, басист Саймон Гэллап (Simon Gallup), пока за спинами группы пролетают облака. Видеоряд, к слову, был простым, но к каждой песен был подобран отдельно и смотрелся уместно. Иногда в ход шли и расставленные по всей сцене камеры GoPro - именно с них шла картина для экранов, позволявших следить за происходящим на сцене зрителям с дальних трибун.
Тема альбома "The Head On The Door" закрывается почти сразу суперсвязкой из "A Night Like This", "Push" и "In Between Days", дальше вперемешку идут "Lovesong", лид-синглы из пластинок, вышедших в нулевых, и архивная "The Walk". Редкостей зрителям достается не так уж много, если сравнивать с другими концертами тура, но без эксклюзивов не обходится: динамичная "Primary" с пластинки "Faith" и расслабленная, из-за своей минорной неги многими незамеченная, трогательная вещица "Trust" с альбома "Wish". Но, пожалуй, самым сильным моментом основного сета стала "A Hundred Years": под сопровождение черно-белых знаковых кадров военного и послевоенного времени, в утяжеленной аранжировке - как говорится, mind-blowing. После нее только и оставалось, что завершить основную часть сета композицией "End".
На бисах становится ясно, что концерт The Cure - это, на самом деле, несколько концертов в одном. После тягучей "Step Into The Light" и киношно-торжественной "Burn" из фильма "Ворон" звучит неизбежная "A Forest", растянутая до неприличия гитарной импровизацией от Смита - и это одна точка. Крепко сбитые софт-рок шлягеры "Never Enough" и "Wrong Number" - вторая точка. А на третий бис выходит совсем другая группа - с набором всем известных хитов. У Смита к этому времени (идет третий час концерта) подсаживается голос, но зал накрывает эйфория: "The Lovecats", "Friday I'm in Love", "Boys Don't Cry"... И какая, в общем, разница, сыграли твои любимые бисайды, или нет, когда звучит рифф из "Why Can't I Be You"?
После 2,5-часового сета можно, при желании, попридираться - и к тому что вместо 45 песен The Cure играют "всего-то" 30, и к тому, что обойдены вниманием последние альбомы группы, и к тому, временами действо напоминает ностальгическую дискотеку. Но тогда стоит отметить и то, что нынешние концерты The Cure отвечают сразу нескольким запросам - и подумать, и поплакать, и потанцевать, и послушать хиты, и насладиться мощью и техничностью. Остается визуальная часть: после шоу Coldplay или Radiohead стадионные сеты патриархов готик-рока кажутся чуть ли не камерными. Но и это вполне можно засчитать за плюс.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)