Сегодня мы говорим об одном из самых спорных вопросов аудиоиндустрии – о кабелях и их влиянии на звук. Все меломаны делятся на два непримиримых лагеря – на «физиков» и «слухачей». Первые начинают рассказывать про проводимость материалов, про розетки с дешевым медным проводом и километрами соединений до электростанции, про электроны в проводнике – все это, как вы можете догадаться, очень веские аргументы в стане физиков не в пользу «кабельной теории» улучшения звука.
Второй лагерь состоит, как правило, из аудиофилов, которые слышат в звучании разных кабелей бархат, цвет и свет, эмоциональную окраску, расширение панорамы сцены и другие возвышенные материи. Одна из самых популярных теорий улучшения звука среди стана «слухачей» – это прогрев проводов. Польза от такого прогрева (на деле являющегося обычной работой всего акустического тракта) проявляется за счет возникновения через какое-то время шумов в области ультразвуковых частот, возникающих благодаря выталкиванию магнитным полем проводника свободных электронов на его поверхность и маскировке этими электронами изъянов изоляции (забудьте то, что сейчас прочитали – вам оно не надо). Такой прогрев позволяет, по мнению фанатов этого дела, добавить детализации и «воздуха» в звучание музыки. Важным условием правильного прогрева проводов является корректное движение сигнала (согласно стрелкам на проводе) – тогда диполи (совокупность зарядов и действий внешнего поля) атомов проводника выстраиваются в одном направлении (т.е. поляризуются) и сохраняют это состояние примерно на то же время, что и осуществлялся прогрев (а это, минимум, неделя, а лучше дней 10).
Другая заморочка лагеря «слухачей» - это материал самих проводов. "Чем чище металл, тем лучше звучание", – как мантру твердят многие из них. "Разный металл (проводник) имеет разную "окраску" звучания", - вторят им коллеги по цеху. Медь звучит нейтрально, серебро — более резко. Хотите получить лучшие характеристики от обоих материалов – берите провода из биметаллов.
А вот еще один совет от специалистов: "Длинные кабели должны обладать маленькой электрической ёмкостью". Кстати, зависимость качества сигнала от длины проводов в свое время на практике подтвердил Майк Фрейзер (Mike Fraser) – звукорежиссер альбомов Ballbreaker и Black Ice группы AC/DC. Подробно об этом можно прочитать в специальной статье Звуков, посвященной записи альбома Black Ice.
…Чтобы там не говорили «слухачи» – а истина, как всегда, посередине.
Чтоб лучше разобраться в вопросе, мы обратились к главному инженеру The Chord Company Найджелу Финну – одному из самых известных в мире разработчиков кабелей для hi-fi. Найджел – тот еще физик и с большим юмором относится к себе и своему увлечению:
"Я делаю кабели, это моя работа. Я гик или ботан, называйте, как хотите. Я, конечно, так не считаю, но вы легко можете попробовать меня в этом переубедить. На самом деле я просто очень люблю музыку, это моя жизнь, а hi-fi – это просто средство достижения цели. Цели этой я никогда не достигну, потому что совершенства достичь нельзя, а значит и бояться этого не надо".
Звуки: Найджел, а зачем людям вообще hi-fi-оборудование и высокотехнологичные акустические кабели? Оправдывает ли это себя?
Найджел: Основная причина покупки hi-fi только одна – так ты сможешь добиться наилучшего качества воспроизведения своей любимой музыки. Независимо от того, какую музыку ты любишь, впечатления от первого ее прослушивания на приличном hi-fi всегда фантастические. Ты обязательно услышишь много нового, того, чего никогда не слышал раньше - даже в тех песнях, которые знаешь и слушаешь годами. Это новый взгляд на то, что казалось хорошо знакомым.
Звуки: Наверное, придется раскошелиться на хороший комплект?
Найджел: Да, хороший hi-fi сейчас дорого стоит, хотя и не должен. Но посмотри внимательнее на то, что есть на рынке, и ты сможешь собрать очень приличный комплект для прослушивания CD (CD-плеер, усилитель и колонки) меньше чем за £500. Гарантирую, что уже от такой системы ты получишь гораздо больше удовольствия, чем от прослушивания музыки через масс-маркет системы. Hi-fi дает больше вовлеченности, больше эмоций и впечатлений. Здесь больше деталей и нюансов в той музыке, которую ты привык слушать и знал. Правда, клево?
Звуки: Ок, а какие критерии для выбора оборудования? С кем стоит посоветоваться перед покупкой?
Найджел: В какой бы стране ты ни находился, наверняка, там есть много любителей hi-fi, много продавцов в салонах этой техники. Поверь, большинство из них не стремятся просто содрать с тебя денег, большинство из них такие же фанатики качественного звука.
Гарантирую, что любой продавец hi-fi с радостью позволит тебе просто прийти и послушать то, что тебе нравится. Поэтому возьми парочку своих любимых композиций (на каком бы носителе они ни были), отправляйся в ближайший шоурум и слушай. Судить о системе можно только одним способом – лучше или хуже она звучит. Не знаешь, куда пойти – обратись к нам, мы найдем ближайший к тебе салон, и тебя там встретят как родного. Бери любимые диски, смартфон или ноутбук, выбирай место. А потом расслабься и получай удовольствие.
Послушать любимую музыку, узнать о ценах, уточнить технические характеристики оборудования вы можете в офисе дистрибьюторов бренда Chord в России – компании Next Hi-Fi.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)