THE SMASHING PUMPKINS  Unplugged in Toronto

Звуки - о странном, но по-своему прекрасном концерте Билли Коргана и примкнувших.

Предыдущую попытку формально ужаться в габаритах Билли Корган (Billy Corgan) предпринял восемь лет назад, выбрав для буйных торжеств по случаю 20-летия The Smashing Pumpkins камерные даже по их тогдашним меркам театральные залы - вроде легендарного, возведенного в сердце Торонто в конце XIX века Massey Hall. Легендарными, хочется напомнить, вышли и концерты: два вечера, шесть часов, полсотни песен в диапазоне от главнейших хитов до дичайших кавер-версий и Билли, с гордостью сообщающий оглушенному, измотанному и счастливому залу, что новым президентом США только что стал его земляк Барак Обама.

Восемь лет спустя поводов для торжеств стало меньше: в президенты США всерьез метит Дональд Трамп, а интерес к много играющим и регулярно записывающимся The Smashing Pumpkins практически сошел на нет, сведясь к спорадическому любопытству по адресу Коргана - любителя котиков, рестлинга, модулярных синтезаторов и откровенных интервью. Когда у "тыкв" выходили массивные бокс-сеты по мотивам их ранних альбомов, Билли принаряжал их автографом и продавал в своем чайном магазине - в комплекте с сенчами и джемами. Когда он решал отправиться в турне с программой типа the best of, в компанию к себе он брал Мэрилина Мэнсона.

Ну а когда The Smashing Pumpkins вернулись в Massey Hall с "электро-акустической" программой "In Plainsong", их фронтмен два с лишним часа демонстрировал упоительную, феноменальную концертную симметрию с собственным публичным образом: от кое-как сидевшего на нем серого костюма на ослепительно вишневом фоне леса сакур до прозвучавшей на бис не столько дрянной, сколько нелепой перелицовки "Angie" The Rolling Stones. И, как и в случае с самим Билли, в крупнокалиберный зазор между экстремальными полюсами уместилось немало интересного.

Строго говоря, интересное началось еще раньше, с разогрева в исполнении Лиз Фэр (Liz Phair) - 23 года назад дебютировавшей с пластинкой, угодившей в составленный Rolling Stone список 500 лучших альбомов всех времен, а ныне оплачивающий счета, сочиняя музыку к телесериалу "Сотня". Фэр вышла на сцену с акустической гитарой и выдала бойкий сет с явным акцентом на ту самую дебютную пластинку "Exile in Guyville" ("Mesmerizing", "Fuck and Run", "Divorce Song"), а потом еще и вернулась, чтобы обняться с Корганом, подпев ему во время "Thirty-Three" (на память о знаменательном для обоих 1993-м, не иначе).

Билли к этому моменту успел спеть и соло (еще пару песен с "Mellon Collie and the Infinite Sadness" и пару неизданных вещей), и в компании гитариста Джеффа Шредера (Jeff Schroeder), но лучшее было, конечно, впереди. Совсем скоро The Smashing Pumpkins оказались на сцене в своем теперешнем полном составе, включающем барабанщика Джимми Чемберлена (Jimmy Chamberlin), и исполнили так называемый "Siamese Suite" - блок изобретательно притихших песен с понятно какого альбома, на котором сидячий зал, не вставая с кресел, заходил ходуном.

Не менее запоминающейся вышла и дремучая связка из "Eye" и "Saturnine", на которой Корган заменил Чемберлена драм-машиной, а во время "1979", где никакой акустикой и уже не пахло, все встали, наконец, на ноги и составили эффектный хор. Где-то между "Mayonaise" и "Stand Inside Your Love" стало ясно, что как минимум песни с "Siamese Dreams" и "Mellon Collie..." Корган мог бы исполнять, как Федор Чистяков - "Человека и кошку": на баяне и молча. Тем более странным был выбор того, что заполняло время между очевидными вершками (сетлисты всех концертов тура "In Plainsong" более-менее идентичны).

Невероятно, но fuck: благодарную аудиторию тотемной для альтернативного рока 1990-х группы (неистовее всего отреагировавшую не какую-то там песню, а на первое появление Чемберлена) ее лидер решил проводить по домам не "Thru the Eyes of Ruby" или "Starla", а ударными номерами вроде написанной им для Натали Имбрульи (Natalie Imbruglia) "Identify" и "Malibu" Hole ("Я, кажется, был соавтором этой пластинки, - уточнил Билли. - Но я тогда увлекался пейотом, так что всякое могло случиться").

Репертуар The Smashing Pumpkins полон песен, которыми отчаянно хотелось заменить решительно все выбранные Корганом кавер-версии (была еще неминуемая "Space Oddity"), а также избранные фрагменты его единственного сольника и недолгой истории супергруппы Zwan. Но живому классику, вероятно, виднее - а теперешнему Билли милее "Jesus, I" и "Angie". Ах да, и сакуры: по окончании шоу из динамиков зазвучала "Alone in Kyoto" Air из соответствующей сцены "Трудностей перевода".

15.04.2016, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

THE SMASHING PUMPKINS - свежие публикации: