Opycham  Opycham

Новая запись барабанщика и перкуссиониста группы Yat-Kha Евгения Ткачева.

Духовные стихи были не в чести у официальной российской фольклористики вплоть до 80-х годов прошлого века. Оно и понятно: основное содержание этих удивительных произведений глубинной славянской культуры – духовные подвиги, сказания о святых и самозабвенные славословия бесплотному миру. Даже в столь схожих со всем, казалось бы, известными былинами "старших" также духовных стихах описываются битвы и сражения – но не с татарами или многоголовой летающей нечистью, а с чудовищами метафизического порядка.

Культурная реабилитация этого древнего жанра в сфере современной музыки идёт сегодня достаточно активно – чего стоят одни "Душеполезные песни на каждый день" Сергея Старостина со товарищи, проект, ставший яркой вехой для русской фолк-музыки, и до сих пор временами с успехом представляемый в лучших залах. Обладатель роскошной бороды Евгений Ткачёв, русская душа и барабанщик группы Ят- Ха, начал историю своего проекта Opycham в2012 году, издав на том же Sketis первый диск "S.T.I.H.I.", содержавший всего лишь три трека-стиха – "Жизнь Плачевну", "Содом и Гоморра" и "Время Радости", – но произведший локальный фурор среди любителей глубинного русского фолка. Все три трека (они настолько хороши, что вошли и в новый альбом) представляют из себя одухотворённые, но лишённые и тени матрёшечности перепевки старинных русских духовных стихов. К ним был добавлен известный по творчеству ансамбля Октай стих "Что ты спишь, душа моя" в исполнении Марии Ахпашевой.

Впрочем, новый диск не столь целостен, как дебютный, однако же более разнообразный и в содержании, и в реализации. К духу староверов и бродячих калик ныне добавлена весомая толика буддистской экзотики ("Верхний монастырь") и ориентализма ("Мантра"), что затачивает конкретную народную традицию под некий "общемировой" формат вынесенного в заголовок нью-эйджа. Возможно, это не сильно добавляет музыке убедительности, однако точно расширит аудиторию этого, в лучшем смысле слова, пока подпольного проекта. Из минусов упомяну и про непритязательное оформление диска. Впрочем, альбом всё-таки очень хорош, и имеет почти равное отношение как к традиционной, так и к экспериментальной музыке. Выделяется почти 17-тиминутный трек "Шаман", заканчивающийся суровым барабанным трансом и горловым пением. Одним словом, в чистом виде ритмы Евразии, а тема "инок и шаман" раскрыта в своей этнической ипостаси.

Диск не имеет смысла случать «на перемотке», или пытаться включать треки в середине, чтобы за 10 секунд понять, что это за музыка. Слушать пластинку стоит от начала до конца, и не один раз, чтобы ощутить всю её мощь. При всём минимализме использованных звуковых средств – здесь и есть, что мужской и женский голоса, перкуссия, звуки природы, чуток виолончели и гитары – скучным диск не становится. Более чем достойное камерно-ритуальное alter ego Ят-Хи, Opycham стал проектом с собственной уникальной колористикой и духом. Музыка, очень хорошо вписывающаяся во внутренний ритм жизни Великим постом.

12.04.2016, Алексей ШЕПТУНОВ (ЗВУКИ РУ)