ОБЕ ДВЕ  Мы стояли на плоскости

Обе Две устроили мини-турне без нового материала, но зато с декорациями, спецэффектами и режиссурой.

Екатеринбургская группа Обе Две устроила мини-турне "Блажь" - "рождественские концерты для драм-машины со скрипками". Без особого нового материала, но зато с декорациями, спецэффектами и режиссурой. Запланировано всего три концерта: в музее современного искусства "Эрарта" в Петербурге; в центре Мейерхольда в Москве и в Доме Печати в Екатеринбурге.

Московский концерт ожидался самым театральным из прочих театральных, учитывая локацию. Увы, центр Мейерхольда, при всём к нему уважении, оказался не готов к рок-концерту. Проблемы сопровождали зрителей прямо с момента входа. Сначала оказалось, что пуфиков, на которые многие специально приобретали билеты, не будет. Потом была долгая задержка начала. Потом всех пропустили наконец к большому залу, но там сначала пускали только тех, у кого были билеты с местами, а остальные стояли в очереди. В итоге оказалось, что всех загонят на обычные сидячие места: организаторы торговали воздухом, а вся разница в цене была в том, кто первый в зал протиснется.

Rогда фоновую музыку выключили, свет погас, а проектор начал проецировать на занавес размытые образы, группа по-прежнему не спешила выйти на сцену. Наконец из какой-то боковой двери вышла вокалистка Екатерина Павлова в длинной и чрезвычайно необычной белой тунике. Театрально прошла, села и начала петь а капелла первую композицию. Но и тут что-то пошло не так. На середине песни на сцену вышел гитарист, чтобы подыграть Кате. И, проходя мимо, неловко развернулся и сшиб микрофонную стойку.
Микрофон улетел от вокалистки, совершил кульбит в воздухе и приземлился со звуком ЧПОК!

"Это Даниил", - сказала Екатерина, хотя стоило сказать, как в анекдоте, "Добрый вечер!". Зрители дали выход напряженному из-за задержек состоянию и стали хохотать.

Как ни странно, дальше всё пошло лучше.

Я не очень поддерживаю идею некоторых коллег относительно того, что «Обе Две» - главная надежда российской инди-музыки. Не знаю уж, на что тут надеяться. Группа всё-таки еще молодая,- пусть первый альбом вышел уже пять лет назад. Ей сейчас надо было постараться выйти из плоскости, и это в целом получилось. Катя сказала, что это их первый полностью сидячий концерт, "но если вам что-то такое захочется, вам вряд ли кто-нибудь запретит".

Однако ожидания, что поклонники бросятся танцевать к сцене, не оправдались. Во многом причиной тому был и достаточно необычный сет-лист. В анонсах группа грозилась каверами и выполнила обещание: "Всего лишь быть" Наутилуса была исполнена очень удачно, вообще эта песня как будто создана для "Обе Две"; одну композицию Александра Вертинского - вслед за Наадей - еще одна яркая версия Вертинского; и совсем неожиданно - "Заезжий музыкант целуется с трубою..." Булата Окуджавы, которая прозвучала необычно.

"Мне часто хочется петь чужие красивые песни. К примеру, "Извозчика" Александра Розенбаума. Мне надо! Правда, никак не могу в этом убедить своих ребят, так что она под большим вопросом", - некогда утверждала Катя. Похоже, ребят она в этот раз всё-таки не убедила.

Но и из своих песен были сыграны далеко не все "танцевальные" хиты. Неожиданно пролетел мимо сета "Кореец" - и, что особенно обидно, прекрасная "Тачка" с бесстыдно-очаровательной стилизацией под King Crimson 1984 года. "Концерт без "Тачки" - деньги на ветер", - метко заметил кто-то из зрителей.

В такой ситуации на первый план вышли атмосферные и неспешные вещи. Лучшей песней концерта стал великолепно исполненный "Сэлинджер". Вообще, начало второго отделения, когда Катя сняла тунику и быстро переоделась за сценой в очень откровенное платье - как будто бы из магазина для взрослых - было чрезвычайно удачным.

"Обе Две" - чуть ли не единственная группа, которую в России можно сравнить со шведской группой Kent. Не то чтобы они сильно похожи, но хотя бы играют на одном поле. Шведы круче – но "Обе Две" стараются не отставать. Об этом напомнили и необычные декорации - ванная с хвостом дракона внутри; музыкальные решения: в частности, активное использование в нескольких песнях громкого синтезаторного баса (как очень круто когда-то сделали Kent в песне Ensamheten).

Увы, не очень сработала в Москве идея со струнной группой: двумя скрипками и альтом. Их было тупо плохо слышно, хотя местами музыкантам давали пространство для сольных фрагментов. Но, надеюсь, эксперименты в этом направлении продолжатся.

Концовка концерта снова выдалась достаточно медитативной и на этот раз трогательной. Из зала показалось, что Катя Павлова расплакалась на песне «Моряки», хотя сложно это утверждать со стопроцентной уверенностью. Но и без этого её дуэт на рояле с Ксенией Васильевой был отличной находкой.

Зрители предвкушали на бис "Корейца", рубку и фейерверк. Но нет. Группа сыграла всего лишь один короткий кавер – «У тебя такие глаза», впрочем, уже засветившийся на альбоме "Дочь Рыбака". Удивительно психоделичная для советских времен (1961 год!) песня Майи Кристалинской в исполнении "Обе Две" звучит очень актуально; другой вопрос, что никто не ожидал, что больше сегодня ничего сыграно уже не будет.

Я тут немного критиковал Катю Павлову, но она достойна слов поддержки. "Обе Две" - это такая игра вдолгую. Несмотря на то, что песни пестрят словечками, модными именно сегодня, в этом есть некоторое лукавство. Эти песни точно не только про 2015-й, и наличие редких каверов как раз показывает эти вневременные устремления группы. Вот запишут они десять альбомов, и по итогам будет достойнейшая подборка, в которой не будет ни одного слабого места. Правда, если писать один альбом в четыре года, то этот сборник через сорок лет выйдет непонятно на каком носителе (будет закачиваться в мозг, видимо) и вообще большой вопрос, останутся ли к тому времени люди, которым всё это будет интересно.

Но должно ли это волновать Катю Павлову как настоящего артиста и человека искусства?

Не должно.

16.12.2015, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

ОБЕ ДВЕ - свежие публикации:

Сайт: obedve.ru

ОБЕ ДВЕ