Roger WATERS  Внешняя отделка

Звуки о концертном фильме "Roger Waters The Wall".

В России прошли показы концертного фильма "Roger Waters The Wall", хроники тура, в котором экс-басист Pink Floyd преобразовал психотерапевтическую исповедь в социальный манифест.

"Это не то, что ты ждал увидеть?"

Фильм начинается с предисловия актёра Лайама Нисона (Liam Neeson), рассказывающего о том, как он впервые столкнулся с "The Wall". Только что перебравшийся из Северной Ирландии, где потоками лилась кровь, в Лондон, он вместе с подругой попал на историческое выступление Pink Floyd в Эрлс-Корт. По словам актёра, у него было ощущение, что он "побывал у психиатра" и что центральный образ "внутренней" стены отозвался в нём с удивительной силой. Спустя тридцать лет Нисон, по его словам, с удивлением обнаружил, что "The Wall" по-прежнему вызывает у него ту же реакцию.

"Живущий лишь в воспоминаниях..."

За прологом следуют документальные съёмки, посвящённые путешествию ключевого автора "The Wall" Роджера Уотерса во Францию и Италию - к могилам его деда и отца. Дед погиб во время Первой Мировой войны, отец - во время Второй. Как отметил один из спутников Уотерса в его путешествии, две войны отняли у двух поколений подряд прямые воспоминания об отцах.

Антивоенная тема и является тем самым элементом, который объединяет концертную составляющую фильма и кадры с путешествием, притом, что по существу это два очень разных фильма в одном. Документальная часть - интимна, цвета приглушены, в качестве музыкального сопровождения - тихий и довольно мрачный эмбиент (за авторством самого Уотерса). Но в какой-то момент эти умиротворённо-блёклые кадры вдруг резко прерываются первым аккордом "In The Flesh?" и алыми фейерверками - начинается, собственно, концертная часть. Она будет чередоваться с кадрами путешествий, но чем дальше, тем реже.

"А теперь мы выясним, на какой вы стороне..."

Простой факт: "The Wall", несмотря на то, что в прошлом году рок-опере исполнилось 35 лет, остаётся актуальным произведением, которое по-прежнему производит сильнейшее впечатление на слушателей. Никаких мыслей о том, что звук или аранжировки устарели, при прослушивании альбома сегодня не возникает. Не возникало их и при просмотре концертного фильма.

В шоу, с которым Уотерс колесил по миру с 2010 по 2013 годы, исходный материал не претерпел существенных изменений - в музыкальном плане автор почти ничего не менял, разве что добавил (как минимум) одну музыкальную композицию, да и то довольно короткую. Но благодаря смещению ряда акцентов, общий смысл - или, точнее сказать, общий посыл, - изменился, и довольно сильно. "The Wall" едва ли нуждается в "пластических операциях" и "подтяжках лица", но её автор счёл необходимым сделать постановку максимально злободневной.

"Видел ли ты тех страшных тварей? Видел ли ты, как падают бомбы?"

Визуальная составляющая фильма, пожалуй, вне всяких похвал. Исполинская стена, строящаяся в буквальном смысле по ходу представления, исполинские же проекции на неё (часть взята непосредственно из легендарного фильма Алана Паркера, часть - стилизована под него); великолепный свет, - обо всём этом можно говорить только в превосходной степени. Ощущения присутствия в зале не возникает, но это, в общем-то, и не нужно. Благодаря операторской работе мы объективно видим куда больше, чем могли бы разглядеть даже из первых рядов.

Не обошлось без огромных надувных кукол - кошмарьёзных Учителя, Матери, Чёрного Свина, изукрашенного всякой недоброй символикой (и снабжённого теперь торчащими вперёд клыками) - элементы шоу из прошлого, подчёркивающие преемственность. Преемственность подчёркивается и на исполнении композиции "Mother", где Уотерс на сцене поёт и играет одновременно с собственным изображением 30-летней давности: на фон пускается видеозапись с гастролей "The Wall" 1980-1981 годов.

Но было и многое другое, что заставляет взглянуть на постановку иначе. Например, приезжающий поезд метро, в одном из вагонов затем вдруг разражается бешеная стрельба. Уотерс со сцены поясняет, что имеется в виду гибель Жана Шарля де Менезеса, гражданина Бразилии, которого британская полиция расстреляла в лондонском метро. Его приняли за одного из террористов, пытавшихся взорвать метро 21 июля 2005 года. Один из концертов, записи которого вошли в фильм, Уотерс посвятил памяти де Менезеса и других жертв государственного террора во всём мире. На "Goodbye Blue Sky" нарисованные самолёты заваливают землю вместо бомб символикой - крестами, серпами и молотами, полумесяцами со звёздами (эмблема Турции), звёздами Давида, эмблемами корпорации Shell. Досталось и Apple: чего только стоит портрет Гитлера с белыми проводками от наушников, торчащими из ушей, с подписью iPaint...

В последней части "The Wall", где главный герой - Пинк - превращается в подобие нацистского вожака ("In the Flesh", "Run Like Hell"), Уотерс получает в руки немецкий автомат MP40 ("Шмайссер"), и палит из него холостыми во всех направлениях - в том числе, по зрителям. В свою очередь, в документальных кадрах с путешествием Уотерс в какой-то момент обнаруживает себя сидящим в машине, которую ведёт нацистский офицер, и из окна видит, как у обочины другой нацист убивает кого-то выстрелом в висок... Всего лишь "мимолётное виденье". Или напоминание о том, что от происходившего с Германией перед Второй Мировой и во время её, не застрахован ни один народ.

"Разрушить Стену"

Стена рушится, на самом деле, дважды. Первый раз - во время "Comfortably Numb" проекция на экране демонстрирует, как рассыпаются нарисованные бетонные блоки, а за ними - психоделичный, выполненный в кричащих, абсолютно неестественных цветах пейзаж, похожий скорее на видение одурманенного мозга. Этот пейзаж очень быстро "зарастает" бетонной колоннадой, на фоне которой будут звучать композиции "The Show Must Go On", "In The Flesh", "Run Like Hell" и "Waiting For The Worms". По-настоящему стена осыпается на авансцену лишь с последними аккордами "The Trial". Как и полагается.

Ключевое отличие оригинальной "The Wall" и её нынешней редакции - в немалозначимых деталях и смещённых, как уже говорилось, акцентах. Оригинальный "The Wall" был, как широко известно, глубоко личностным произведением, формой аутотерапии лично для Роджера Уотерса, на тот момент 36-летнего. Сейчас музыкант, которому недавно исполнилось 72, называет себя прежнего "жалким". А его шоу "Roger Waters The Wall" - это политический манифест и терапия для аудитории. Мощная, звучная, вызывающая сильнейшую эмоциональную отдачу. А вот насколько эффективная, в конечном счёте?..

Временами и возникало ощущение какого-то несоответствия содержания исполняемых песен и счастливых физиономий слушателей, прыгающих у ограждения (хотя на "Comfortably Numb" многие рыдали). Но вот страшный нависающий Судья зачитал свой приговор, Стена рушится, и снова - документальные кадры. Уотерс в Италии, на монументе в память о погибших в ходе Анцио-Неттунской операции (где погиб его отец), играет на трубе заключительную композицию альбома "Outside The Wall". Постепенно его мелодию подхватывают остальные музыканты, находящиеся на концертной сцене: происходит окончательное слияние двух историй.

А затем справа по экрану ползут титры, а слева один за другим высвечиваются портреты и имена людей, погибших в различных конфликтах по всему миру. Случайных и не очень жертв. Постепенно становится видно, что бесчисленное множество этих портретов сами по себе образуют стену.

...И не можешь отделаться от мысли, что с каждым днём таких портретов и имён будет становиться всё больше и больше. И что каким бы сильным ни был антивоенный манифест Уотерса (а именно в эту форму эволюционировала The Wall), большинство слушателей воспринимает его лишь как форму энтертейнмента, и не более того.

Простые факты

Своеобразным послесловием к фильму стала запись встречи Уотерса с барабанщиком Pink Floyd Ником Мэйсоном (Nick Mason), вместе с которым они ответили на несколько вопросов, поступивших из интернета. Ответили с шутками, шпильками друг другу (Уотерс едва не схлопотал по лбу, когда сказал, что Мэйсон не музыкант, а барабанщик) и строго дозированной ностальгией. Сошлись на том, что "Comfortably Numb" - их любимая композиция в "The Wall". И что сами они далеко не все свои внутренние стены смогли разрушить.

07.10.2015, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

Roger WATERS - свежие публикации:

Сайт: www.roger-waters.com

Roger WATERS

Дата рождения:

6 сентября 1943