Перед тем как рассказывать о концерте памяти Андрея Кузьменко, стоит уделить внимание тому, что смерть артиста значила для Украины. Надо понимать, что Кузьма был не просто музыкантом с определенным (пусть и весьма небанальным) творческим бэкграундом и фанатской базой – последнее десятилетие он перерос статус обычного сонграйтера-исполнителя. Всегда был на виду, принимал участие во всевозможных телешоу, его самоиронии хватало на то, чтобы не чураться дуэтов с эстрадными звёздами и, например, плясать в юмористических клипах в кожаных трусах. При этом он всегда без обиняков выступал на злобу дня (в последних интервью он открыто высказывался против текущего правительства Украины), ездил в АТО, проявлял себя как патриот и призывал любить свою страну "до того, как это стало мейнстримом".
Несмотря на то, что Кузьма когда-то открыто поддерживал Януковича, музыканту за его искренность могли простить всё – и прощали, а он постоянно балансировал между огней, граней, и противоречивых точек зрения на окружающие события. При его жизни группа Скрябiн последний раз могла собрать стадион уже довольно давно, но слово Кузьмы всегда имело вес, и было большим, чем просто позицией пусть известного, но музыканта. Не зря в день его смерти тысячи людей вышли на главные площади своих городов, чтобы почтить память артиста (в том числе и в Севастополе, где этот несанкицонированный митинг оперативно был разогнан).
Так что смерть Кузьмы действительно стала утратой и потерей национального масштаба. Мемориальный концерт в его память – не просто дань памяти действительно выдающемуся артисту, но и история касающаяся единения страны, чего-то неуловимого, витающего в воздухе, от чего мурашки не переставали бегать по коже. По Крещатику и Майдану очень много людей прогуливается в майках с государственной символикой и в вышиванках, растяжки "Єдина Країна - Единая Страна" висят повсюду, и этот вечер был звеном цепочки.
В концерте отсутствовал конферанс, музыканты приходили на сцену без представления, и говорили, только если считали нужным – таковых было немало, но основательно мимо кассы высказались единицы. Начался вечер с песни Русланы, которую она написала сразу после смерти Андрея. По печальному стечению обстоятельств, она посвятила её ещё одному львовскому музыканту и другу, собственному клавишнику Василию Кондратюку, знавшего Кузьму и погибшему накануне концерта. Многие из имён, выступавших в тот вечер на сцене Дворца Спорта ничего российскому слушателю не скажут. Давно уже прошло время, когда "Наше радио" ненадолго приоткрыло калитку украинской экспансии рок-музыки – и те, кто успел тогда в неё влезть, теперь не выступают в России по вопросам этическо-политического толка. Такие имена, как Дзидзьо или Женя Галич никому здесь уже ничего не говорят, а там полный дворец спорта заметно оживляется при одном только их выходе на сцену. Так что эстрадные пути, как и жизненные, у Украины и России разошлись – даже поп-музыка прекратила прежде налаженный взаимообмен.
Из самых заметных моментов концерта – оторвавшийся в своём духе Иван Дорн, который исполнил "Танец Пингвина" в аранжировке 1998 года, а не в собственном хаус-ремиксе. Дмитрий Шуров, выбравший непростое лирическое посвящение жене Кузьмы "Шампаньскi очi", уместно легшее в контекст его творчества. Андрей Хлывнюк, добавивший в "Спи соби сама" фирменных интонаций и "Бумбоксовского" надрыва. Потап и Настя, качово прокричашие "Не даэш", изменив слова про "Мы не поедем этим летом в Алупку" на "Никто, б…, больше не поедет в Алупку". Братья Гадюкины, блаженно протянувшие паточную раггу "То моє море". Дзидзьо взяли напором с шутливой песней про "Маршрутку". В конце концов, было "Мовчати", сыгранное вдвоем Святославом Вакарчкуом и Ириной Билык. Не хочется накликать беду, но, в самом деле, чья фигура сможет в РФ собрать на концерте столь же пёструю компанию из совершенно разных тусовок (а по сути, весь цвет популярных исполнителей), которые при этом будут выглядеть каждый на своём месте? Смею предположить, что никто.
Старенькую "Нiкому то не треба" достойно, с сольной партией на клавишах сыграла Светлана Лобода. "Говорили i Курили" вполне уместно прозвучала от другой поп-звезды Марийки Бурмаки. Ещё один трогательный момент случился ближе к концу, когда по экрану пошёл ролик с Кузьмой рассказывавшим, как он написал песню "Мам". Её тут же начали играть под клик, с записанным голосом Андрея, а в соответствующий момент в шедшем бэкграундом клипе на сцену вышли танцевальные пары из младших школьников.
Блок социальных вещей "Сам собі країна", "Iстория" и "Кинули" с кадрами с противостояния на евромайдане и сменяющимися лицами политиков завершился сильным моментом - для вручения посмертной награды от пограничников Украины, в благодарность за поездки Андрея на фронт, вышел отец Виктор Кузьменко, которого зал встретил стоя. После слов официальных чинов кто-то в зале запел гимн Украины, весь Дворец спорта мгновенно встал и хором его подхватил, а отец, со слезами на глазах, пропел его в микрофон.
Почти все артисты отработали трибьют достойно, придраться можно было разве что к мелочам. Петь песню про "Суку-войну", например, в довольно открытом вечернем платье – странный выбор, особенно на фоне кадров с фронта в Донецке, равно как делать селфи на сцене во время финального выхода под "Місця Щасливих Людей", но это уже на совести выступавших. Конечно, это не было заменой полноценного концерта группы, а именно что специальное шоу – со слезами на глазах, но пышущее любовью к жизни. А ещё было место чему-то большему, чем просто впечатление от концерта. Такое событие дает почувствовать что-то, в чем есть место и человеческим чувствам, и сильному национальному духу, и оно скажет о том, "что там у хохлов", не в пример больше, чем сводки российских информагентств.
Телеверсия концерта будет показана 1 июня на телеканале 1+1
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)