Однажды в Москве, ровно в полдень, на втором этаже Горбушки материализовались пятеро португальских парней, которые с некоторым изумлением созерцали подносимые им на подпись компакт-диски - преимущественно купленные фанатами тут же, и что самое интересное произведённые по большей частью непонятно, кем. Владельцам же некоторых точек от такого внимания к их товару было явно не по себе: а ну как эти здоровенные волосатые жгучие брюнеты полезут разбираться? Однако - обошлось.
Moonspell - довольно необычное образование на мировой рок-сцене. Горячая португальская кровь музыкантов - и леденящее очарование исповедуемой ими готики. Парадокс? Нет, закономерность. Лишь в стылой темноте подземелья или склепа можно по-настоящему понять ценность яркого пламени. И наоборот. Эти пятеро парней во всём чёрном вовсе не упёрты в могильную таинственность и мировую скорбь.
На состоявшейся буквально за полчаса до начала шоу прямо в концертном зале
пресс-конференции журналисты веселились от души. "Во время гастролей по
Финляндии мы несколько раз посещали баню, - рассказывали ребята, - Это
отличная штука... но несколько напрягал тот факт, что для финнов это ещё и
соревнование - кто дольше высидит в парной. Желая подколоть нас, финны начали
поддавать пара на всю катушку. В итоге крепче всех оказался наш барабанщик,
получивший теперь титул "Банный Монарх".
Кстати, почему музыканты больше не выступают под псевдонимами? "Не всем
нравилось придумывать себе прозвища, - ответил вокалист Фернандо
Рибейра, - Я, например, вспоминаю своё, только когда даю
автографы".
А как насчёт Daemonarch, стороннего, дэт-металлического проекта группы?
"Это был именно проект. Мы не очень любим о нём говорить. Нам просто
надо было выразить в нём свои мрачные стороны".
Откуда взялся и что означает знак, изображённый на обложке последнего альбома
группы? "Мы давно хотели, чтобы у нас был свой символ. А обозначает он
нас самих" (полумесяц и стилизованная под трезубец латинская "М").
Пару лет назад шли слухи, что Фернандо пишет фантастический роман.
"Работа над ним ещё не закончена, - развёл руками вокалист, -
Мне нужно ещё пару лет. Пока что у меня вышла в Португалии книга стихов.
Сейчас ведутся переговоры о повторном издании. Я бы хотел издать её
переведённой на большое количество языков... но если это не удастся - мы
выложим переводы на сайте группы".
В этот момент в фойе ДК им. Горбунова шла бойкая торговля "левой"
биографической брошюркой о творчестве Moonspell, обложку которой украшал
непотребный "кренделябр" из перевёрнутых крестов и пентаграмм. Что
сами музыканты думают о металлистах-сатанистах, поджигающих церкви и режущих
друг другу глотки? "Это всего лишь плохие попытки саморекламы, которые
порой опасным образом выходят из-под контроля. Ни к настоящей музыке, ни к
настоящему оккультизму это не имеет никакого отношения. Хотя Mayhem, к
примеру, очень нравятся нам, как музыканты..."
Зал заполняется публикой. Гаснет свет. Уже известно, что на московском участке турне Moonspell разогревающая команда не предусмотрена. Да, и не нужна в общем-то.
Без лишних церемоний концерт начинается. Облачённый в алый плащ и чёрную шляпу,
с масляным фонарём в руках, чем-то похожий на графа Дракулу, появляется у
микрофона Фернандо. Новые песни группы основаны на доминирующем гитарном
звучании: даже клавишнику Педро Пайксо периодически приходится оставлять
свои синтезаторы и поддерживать соло гитариста Рикардо Аморима на второй
шестиструнке. Глубокий, пробирающий до костей звук классических блюзовых
"Les Paul", редко используемых в современной тяжёлой музыке, как
нельзя лучше соответствует демоническому вокалу Фернандо, с лёгкостью
форсирующему свой почти что бас в яростный рёв волка-оборотня. После пары
номеров из новой программы наступает черёд классических уже
"Wolfheart" и "Opium". С последней песней, помнится, были
какие-то проблемы? "Главным образом из-за названия, - рассказывал
на пресс-конференции Фернандо, - В нескольких странах она была запрещена к
трансляции по MTV. В конечном счёте этот идиотизм сделал нам неплохую
рекламу". Нам, в России, разумеется, ничто не указ: помнится,
пару-тройку лет назад текст "Opium" опубликовала в рубрике "Не
надо ля-ля" "Комсомольская Правда". Где-то между новым хитом
Лёни Агутина и романсом "Ваши Пальцы Пахнут Ладаном". Очаровательно.
"Second Skin" Рибейра исполняет, одевшись в серебристый
свитер-кольчугу, и пуская в зал пугающие лучики двумя зажатыми в ладонях
круглыми зеркальцами. Вообще, шоумен он превосходный. И главное, ничего лишнего
- хлёсткая лаконичность. Moonspell пришли в готику из металла - порой Фернандо
не прочь экспрессивно потрясти хайром и микрофонной стойкой. Однако столь же
эффектно он способен застывать у микрофона с раскинутыми руками, словно
распятый над публикой на невидимом миру кресте. Ни дать ни взять - картина
Дали.
После меланхоличного и медитативного, с обильно обработанными электроникой
ударными, номера "Magdalena" - вновь новые песни. "Мы не
будем исполнять на концерте каверы Оззи Осборна и Depeche
Mode, - честно предупредили музыканты, - Сегодня мы играем только
своё". Совершенно, кстати сказать, правильное решение - одна из новых
песен Moonspell по степени воздействия превосходит и тяжёлые блюзы старика
Осборна периода Black Sabbath, и депешовские "Personal Jesus" и
"I Feel You". Затем сцену заливает багровое сияние. Словно алчущий
крови призрак, Рибейра нависает над сгрудившимся в партере молодняком.
"Vampiria!" - проносится над залом его леденящий рык.
Конечно, новым песням группы порой недостаёт варварского ритмического безумия, которое Moonspell с энтузиазмом демонстрировали на своих первых, металлических альбомах. Зато какие мелодии! По контрасту со всеми предыдущими номерами программы трогательная до слёз, фантастически светлая и даже в чём-то жизнеутверждающая "Darkness And Hope" - момент истины и коллективный катарсис аудитории. Под повисающие над залом и долго не желающие затихать последние ноты призрачных хоралов музыканты покидают сцену.
Но это никак не может быть конец! "Moonspell! Moonspell!" - скандирует зал. В окутавшем сцену тумане на миг возникает силуэт меняющего одну бас-гитару на другую Сержио Крестана. Музыканты возвращаются, чтобы исполнить несколько старых вещей. Приберегали их на финал по вполне понятной причине: они более тяжёлые, а значит, и напряжение на голосовые связки Фернандо в них намного больше. Приятно, чёрт возьми, что углубляясь в дебри darkwave, Moonspell не забывают о своём металлическом прошлом. "Освоение новых стилей - не дань моде, а стремление быть её законодателями", - объясняли на пресс-конференции артисты. Как следует оторвавшись на барабанных канонадах и лабиринтообразно развивающихся мелодических темах "Midnight Drive", группа наконец выдаёт то, чего так долго ждала публика - гимноподобное хэви-болеро "Alma Mater". И завершается программа лунатически-болезненной "Full Moon Madness". Дамы приглашают кавалеров. Безумие слэма и стейдждайвинга в партере сменяется медленным танцем.
Традиционно побросав в зал палочки, медиаторы и невыпитые бутылки с минералкой, музыканты, игнорируя тихое бешенство секьюрити, несколько минут братаются с народом в партере, после чего окончательно покидают сцену. Занавес.
Как и в случае с Nightwish летом 2001 года, принимали группу восторженно, но уж очень одномерно и "металлически". А ведь музыканты чуть ли не в каждом интервью замечали: "Мы пытаемся выйти из рамок и каких-нибудь стилей... мы никогда не были металлическими ортодоксами..." Впрочем, уже само то, что к нам всё чаще выбираются ансамбли такого плана, даёт надежду на скорое возвращение образов вампиров и оборотней из герметичного пантеона метал-мифологии в большой мир. "В песнях "Vampiria" и "Mephisto", например, - рассказывает Фернандо, - имеются в виду мифы и литературные фигуры, и идея была такой, чтобы люди чаще задумывались об этом. Но, конечно, у нас это не получилось" - тут же добавляет он. Получится. Не сейчас, так потом.
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)