16-й студийный альбом AC/DC "Rock or Bust" вышел через 6 лет после предыдущего – "Black Ice". Оправдывает ли альбом одной из самых титулованных групп хард-рока и хэви-метала такое долгое ожидание?
Как и у многих других классиков рока (например, The Rolling Stones), паузы в деятельности AC/DC уже давно затягиваются на годы: перед "Black Ice" группа не выпускала новых студийных альбомов восемь лет. Последнее на данный момент выступление AC/DC состоялось летом 2010 года. И это – несмотря на практически полное отсутствие сольных работ, стабильный состав и отсутствие (до недавнего времени) серьёзных проблем, которые могли бы помешать активности группы.
Стоит заметить, что колоссальный коммерческий успех никак не повлиял на активность AC/DC. Последнее турне, последовавшее из выходом альбома "Black Ice", за полтора года собрало 441 миллион долларов (по два миллиона за концерт), став самым кассовым в карьере группы. С годами AC/DC не только не утратили популярности, а, наоборот, стали одной из самых коммерчески успешных групп в истории, превосходя по концертным сборам любую из современных поп-звёзд. Однако всё это не заставило AC/DC гастролировать и выпускать альбомы чаще. В чём причина длительных пауз? Творческий кризис? Полная удовлетворённость жизнью? Возраст? Усталость? Трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, и "Black Ice", и "Rock or Bust", в целом, не уступают по своему качеству лучшим образцам AC/DC.
Впервые в истории группы на альбоме не играет ритм-гитарист Малколм Янг (его заменил племянник, Стиви Янг). Малколм не смог продолжить работу в группе по состоянию здоровья, из-за деменции, болезни, связанной с серьёзными нарушениями памяти. Но "Rock or Bust" основан на песнях, записанных во время сессий предыдущих альбомов, и, традиционно для AC/DC, они были сочинены в соавторстве Малколмом Янгом (Malcolm Young) и его братом Энгусом (Angus Young). Поэтому присутствие Малколма на альбоме ощутимо: как и раньше, "Rock or Bust" во многом стал его детищем. Легендарного ритм-гитариста принято считать "мозгом" группы, хотя он всегда находился в тени своего эпатажного брата.
На стандартную коллекцию отсеянных студийных записей "Rock or Bust" не похож: откровенно проходных песен на нём нет. Скептики усмотрят в опоре на старый, не включённый в предыдущие релизы материал симптом творческого кризиса. Естественно, после долгого ожидания хотелось бы услышать новые, только что сочинённые композиции. Но перезаписанные ауттейки не опустили планку предыдущих альбомов AC/DC. Впрочем, новые песни отличаются по стилю от того, что музыканты записывали раньше.
Пожалуй, AC/DC не записывали по-настоящему экспериментальных и многослойных композиций. Но всё же группа пыталась разнообразить своё звучание, и на большинстве их альбомов встречались эксперименты, необычные находки в области мелодики и структуры, игры интонаций, неожиданных риффов и соло. Достаточно вспомнить сопровождающий припев проигрыш из "What’s Next to the Moon", "восточную" "Razor’s Edge" или две песни с предпоследнего альбома "Black Ice" – "Stormy May Day" и полубалладу "Rock’n’Roll Dream". Но новый альбом – в том числе, из-за хронометража композиций (из 11 песен самая длинная не дотягивает даже до 4 минут) – часто прост и прямолинеен. Песни довольно традиционны по структуре и лишены монументальности. Это в чём-то, пожалуй, приближает их звучание к самым ранним альбомам, записанным с Боном Скоттом (Bon Scott). Не очень богатая палитра и лаконизм усиливают танцевальное, рок-н-ролльное начало.
Из-за намеренной простоты, как ни странно, музыка AC/DC часто перестаёт быть по-настоящему собой. Композиция "Miss Adventure" напоминает Nazareth, а "Rock the Blues Away" – Slade. На альбоме хард-рок (а-ля Nazareth или Deep Purple) явно преобладает над хэви-металом, и "Rock or Bust" очень хорош в этом жанре. "Ударные" песни "Baptism by Fire" и "Rock the House", помещённые в конец альбома, наполнены виртуозными риффами, которые сплетаются с вокалом и гитарными соло в единое целое. Один из лучших треков, "Dogs of War", ближе классическому хэви-металу (по крайней мере, в припеве). Начало песни, кстати, похоже на мотив из "Highway Chile" Хендрикса (Jimi Hendrix).
В выбранном жанре и диапазоне AC/DC звучат сильно и убедительно. Даже если некоторые ходы кажутся слабоватыми, в их исполнении чувствуется "печать" мастеров, а отдельные находки на альбоме, конечно, есть. Почти примитивный припев "Got Some Rock & Roll Thunder" неожиданно усиливается изящным рефреном, а в конце – музыкальной "скороговоркой": "Hey hey, what do you know…" Одна из лучших и самых эффектных песен на новой пластинке – заглавная композиция "Rock or Bust", открывающая альбом. Она, безусловно, пополнит возглавляемую "For Those About to Rock (We Salute You)" коллекцию рок-гимнов AC/DС. "Play Ball", выпущенная на сингле до выхода альбома, интересна как своего рода квинтэссенция стиля AC/DC - при первом прослушивании возникает ощущение дежавю.
Традиционно для австралийской группы, названия и тексты на "Rock or Bust" особой глубокомысленностью, мягко говоря, не отличаются. Но ради поэтических метафор или философской лирики их никто и не слушает. Беспрерывное употребление слов "рок" и "рок-н-ролл", которым славятся AC/DC, иногда вызывает лёгкую улыбку. Но к такой преувеличенной "рок-н-ролльности" братьев Янгов поклонники уже давно привыкли (так же, как, например, фэны Whitesnake – к "любвеобильности" Дэвида Кавердейла). При этом название "Rock & Roll Thunder", как ни крути, звучит самопародийно.
AC/DC остаются на уровне предшествующих альбомов, но старый-новый материал продиктовал им свои условия. Любителям сложности и монументальности на "Rock or Bust" остаётся довольствоваться крохами.
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)