Звуки поговорили с лидером легендарной питерской группы "Телевизор" Михаилом Борзыкиным сразу после его приезда из Украины, где он дал один из редких за последнее время концертов наших рокеров и непосредственно перед выступлением в московском клубе "Б2", где планируется презентация таинственного альбома "Отчуждение", записанного в 1989 году, все это время лежавшего "на полке" и лишь теперь выходящего в формате двухдискового бокс сета.
Звуки: Судя по концерту, помещенному в бонусы нового издания альбома "Мегамизантроп", который снят в киевском Клубе "44", вам хорошо играется в столице Украины. Какая программа была исполнена на этот раз, как вас принимали, была ли она снята на видео?
Михаил Борзыкин: Программа была составлена из вещей разных периодов, начиная от "Шествия рыб" и заканчивая новыми песнями. Принимали нас очень тепло, вызывали на бис, и все это снималось на три камеры ребятами из киевской группы "Лабиринт", которые тоже выступали вместе с нами.
Звуки: Расскажите про поездку в Киев – какие-нибудь мелочи, детали. Про жизнь, про людей. Что нам думать про украинский рок, украинскую рок-публику - их тут очень любят. Чего они ждут от нас, от нашей музыки?
Михаил: Началось все с опасений, что будут проблемы на границе. Но, к счастью, никаких объяснений и бумаг у нас не потребовали, и мы благополучно въехали в Украину. В первый же день мы пошли на Майдан, и я был очень удивлен тому, что практически никаких следов противостояния, ни на Майдане, ни на улице Грушевского, ни на близлежащих улицах не осталось. Брусчатка вся новая, все здания, где были пожары, отреставрированы. Полное ощущение, будто событий десятимесячной давности и не было вовсе. Атмосфера спокойная, расслабленная. Ночью по Киеву ездят большие группы велосипедистов-хипстеров. А молодой украинец в бандане громко поет "Звезду по имени Солнце" и другие песни Цоя, люди ему аплодируют. Мы много говорили с украинцами об общей ситуации, о войне. Общее впечатление, что люди хотят мира, они устали от военных действий. Но при этом количество добровольцев, которые готовы защищать Украину на данный момент даже больше чем необходимо. Оружия меньше, чем добровольцев. Обсуждали и детали по поводу участия снайперов в событиях на Майдане. Мнения разные, но все сходятся в одном: стрелять начали беркутовские снайперы, и есть видео, подтверждающее это. В дальнейшем мне и нашим киевским друзьям хотелось бы поучаствовать в крупном антивоенном фестивале в Киеве – будем надеяться, это когда-нибудь свершится.
Мне показалось, что главное чувство, с ожиданием которого люди пришли на концерт и обрели, было чувство солидарности, солидарности людей доброй воли. Вот это ощущение, что в России есть люди, которые не пали жертвами телевизионной пропаганды, очень важно для украинской публики.
Звуки: Время беспокойное – и у вашего творчества, в частности. Выходит альбом "Отчуждение", у которого, наверное, одна из самых сложных и легендарных судеб, историй в нашей рок-музыке. Чем он уникален – творчески, музыкально, чем важен он для вас сейчас?
Михаил: Запись альбома "Отчуждение", можно сказать, была первым опытом контрактных отношений европейского типа для группы "Телевизор". Мы приехали в Москву, нас разместили в общежитии, и каждый день с утра до вечера мы в течение месяца проводили на одной из лучших студий в России. Это давало возможность полностью сосредоточиться на музыкальном материале. Нас никто не отвлекал, и мы погрузились в работу. Это был очень важный опыт для нас.
Звуки: Как подбирался треклист альбома, есть ли там вещи, которые вам особо ценны, что из альбома будет исполнено на презентации в "Б2"?
Михаил: Мы включили в альбом все новые песни, которые были написаны к тому времени, и решили сделать новую аранжировку для "Три-четыре гада" и "Твой папа фашист", и тоже включить их в альбом. Думаю, в "Б2" мы сыграем большую часть альбома.
Звуки: Какая музыка тогда была для вас целью, что получилось тогда, что нет, что удалось сохранить на последовавших работах?
Михаил: Нам хотелось сделать серьезную, профессиональную пластинку, которая музыкально была бы на голову выше предыдущих. Какой-то студийный опыт мы уже имели, плюс профессиональный звукоинженер, отличная студия, бодрое настроение – все это позволяло надеяться, что материал получится интересным. И конечно, оценивать то, что получилось, лучше музыкальным критикам, а не нам. Мы получили удовольствие от работы, от вдохновения, которое возникало в процессе создания аранжировок на студии. Нам показалось, по крайней мере, что мы вышли на новый качественный уровень и теперь можем от него отталкиваться.
Звуки: Ваше отношение к нынешней серии переизданий – в которой выходит и "Отчуждение". Довольны ли вы бонусами, оформлением, что изменили бы?
Михаил: Меня радует, что вся серия выполнена очень качественно – от оформления до музыкального содержания. Все сделано внимательно и с любовью. Многие бонусы были для меня полной неожиданностью, и порадовали, конечно.
Звуки: На альбоме "Дежавю" несколько песен представляются очень сильными, но они известны меньше, чем полит-хиты конца 80-х. Что изменилось – музыка, время, люди?
Михаил: Конечно, изменилось время, а вслед за ним – и люди, а потом и музыка. Очень интенсивный информационный поток вымывает те песни, которые не сопровождаются мощным пиаром. Вопрос рекламы собственного творчества вышел на первое место, от этого многое зависит. Люди просто не успевают разжевать материал. Ну и критерии восприятия несколько сместились в сторону упрощенных музыкальных и поэтических конструкций.
Звуки: Несмотря на большую долю электроники, я не знаю у вас опытов в ремиксах, в инструметальной клубной электронике. Посетители клубов – не являются кругом для рок-музыки?
Михаил: Я знаю несколько диджейских ремиксов на наши песни, и некоторые звучат очень интересно, но для широкой клубной публики в нашей стране это слишком сложная музыка. IDM в России не в почете.
Звуки: Существует ли для вас понятие "русский рок"?
Михаил: "Русский рок" - это достаточно примитивный журналистский ярлык для обозначения отечественного рока, а сам он состоит из достижений мировой рок-музыки. Группа "Телевизор" всегда стремилась стать частью рок-планеты, а не замыкаться в рамках своей "русскости".
Телевизор
Москва, клуб "Б2"
20 ноября
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)