ТЕХНИКА  Запись на коленке

Обзор лучших музыкальных приложений для iPad, отобранных редакцией Звуков.

Четыре года назад Apple выпустила свою первую версию планшетного компьютера, взорвав рынок мобильных гаджетов новым брендом - iPad. То, что сперва воспринималось большинством пользователей как очередная игрушка, усилиями компании превратилось в главную мейнстримовую штуку современного рынка мобильной электроники. Ipad пережил четыре реинкарнации старшей модели, выпуск младшего брата - mini-версии, кучу аппаратных и софтовых доработок и обрел армию преданных фанатов и поклонников "яблочной" планшетки.
Каждая следующая модель становилась мощнее предыдущей - расширялась оперативная память, объем жесткого диска, менялся тип процессора, графические свойства экрана. Уже со второй версии стало ясно, что устройство может представлять особый интерес для музыкантов, в том числе - профессионалов. Так оно, в итоге, и вышло, хотя и не без оговорок.

Пока что iPad не может функционировать как полноформатное "ядро" студии звукозаписи - всерьёз тягаться с десктопами не позволяют ограничения аппаратного характера. Но главный музыкальный козырь iPad у Apple в рукаве...а точнее, в AppStore. Ни для одного устройства не выпущено столько музыкального софта и аппаратных аксессуаров, сколько выпущено для iPad. Примитивные обучалки музыкальной грамоте и ритму, полнофункциональные софтовые рабочие станции, цифровые реплики синтезаторов, нотные редакторы - творить с помощью этого софта можно бесконечно.

Одно из ключевых свойств Apple iPad - фиксированный размер ПЗУ. Максимальный объём накопителя в последних моделях - 128 гигабайт. Не так мало, но и не много, учитывая сколько занимают несжатые аудиоданные, которыми оперируют многие DAW и аудиоредакторы. В эти 128 гигабайт должны помещаться и системные файлы, и приложения, и записи, и всё прочее, что пользователь захочет себе установить.

Если подходить к выбору программ с нужным уровнем избирательности, то iPad можно с успехом использовать в качестве инструмента для создания музыки. Об этом вам со знанием дела расскажет Деймон Албарн (Damon Albarn), записавший на планшете альбом The Fall со своей мультяшной группой Gorillaz.

Звуки собрали лучшие музыкальные приложения и "примочки" для Ipad, чтобы соориентировать вас в выборе нужного инструментария.

СОФТ: СИНТЕЗАТОРЫ

Под iOS в целом и для iPad в частности выпущены уже несколько сотен разнообразных синтезаторов разного уровня качества. Отдельного внимания, безусловно, заслуживают разработки компаний, которые специализируются на выпуске аппаратных и программных синтезаторов для ПК - в первую очередь, речь идёт об Arturia и Korg. Arturia портировала под iPad эмуляторы Minimoog (iMini), Prophet (iProphet) и SEM (iSEM). Программисты Korg портировали или выпустили специально под iPad целый "ворох" разнообразных инструментов - iMS-20, iPolysix (эмуляторы аппаратных MS-10 и Polysix; ранее выходили под ПК в составе Korg Legacy Collection), эмуляторы Electribe и Kaossilator. Хочется надеяться, что однажды под iPad выйдут версии Korg Wavestation и M1,- так же, как они вышли под ПК несколько лет назад.

Waldorf специально под iPad выпустил wavetable-синтезатор Nave, и теперь на форумах электронщики упрашивают разработчиков сделать его VST-версию - уж слишком удачной получилась планшетная.

Также wavetable-синтезатором разразился Moog Music - Animoog. То, что это именно wavetable-синтезатор - довольно неожиданный шаг для компании - основоположника субтрактивного синтеза, но Animoog все нахваливают.

Отличительная черта большинства приложений подобного рода - довольно низкая цена, в 5-10 раз меньшая, чем аналогичные программы под PC/Mac. Естественно, это отчасти компенсируется относительно высокой ценой самого iPad, плюс у некоторых разработчиков версии для ПК и iOS звучат несколько по-разному. Тем не менее, у большинства синтезаторов для iOS звук очень качественный, а стоимость низкая.

Ещё одна отличительная черта планшетных синтов - в том, что интерфейс большинства из них лишён "экзотики", которую можно было бы ожидать от сенсорного дисплея. Лишь немногие приложения в должной мере эксплуатируют его возможности (например, VirSyn Addictive Synth или российская разработка VirtualANS). У большинства же интерфейс выглядит примерно так же, как на экране ПК - те же виртуальные ручки и кнопки, только тыкать в них надо не курсором мыши, а пальцами.

СОФТ: ОБРАБОТКА СИГНАЛА

Ещё одно богатое поле. Буквально на днях MusicRadar опубликовал рейтинг 14 лучших эффект-процессоров под iOS, поставив на первое место Moog Filtatron - эмулятор фирменного фильтра Moog, дополненный дилеем, перегрузом и LFO. В том же списке - вокодер VirSyn iVoxel, гитарная обработка IK Multimedia AmpliTube for iPad и AmpliTube Orange, ревербератор AUFX:Space и дилей AUFX:Dub и даже инструменты для мастеринга Audio Mastering и Positive Grid Final Touch.

Гитарная обработка тут не то чтобы "баловство": для iPhone и iPad существуют аппаратные интерфейсы, позволяющие подключать к устройствам электрогитару напрямую, а iPad или iPhone использовать в качестве эффект-процессора. Как минимум, для домашних занятий вариант крайне выгодный. Одна из таких примочек называется - iRig.

СОФТ: DAW (digital audio workstation)

Полноценных звукозаписывающих комплексов и секвенсоров под iOS не очень много, но да много ли их и надо? MusicRadar составил рейтинг из дюжины лучших, причём там разработки как для iPad, так и для iPhone. В рейтинге как "гранды" вроде Steinberg и Image-Line, которые отметились специальными версиями своих флагманов - Cubasis и FL Studio Mobile, так и менее известные имена типа Harmonicdog и Xewton (написавшие приложения специально под iOS с нуля). Возглавляет рейтинг, понятное дело, собственная разработка Apple - GarageBand. К слову, некоторые пользователи говорят, что под iOS этот пакет получился даже лучше, чем под Mac.

В эту же компанию можно записать полнофункциональный нотный редактор для Ipad - Notion - единственно существующий на сегодняшний день софт для набора нот на планшете (ПК-гиганты Finale и Sibelius такой разработкой похвастаться не могут)

СОФТ: ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ DJ

iPad с его сенсорным дисплеем буквально напрашивается в руки диджеев, и разработчики, понятное дело, не подвели.

Native Instruments выпустили специально под iPad версию своего главного диджейского продукта Traktor DJ. Его функциональность, по сравнению с ПК-вариантом, несколько ограничена, тем не менее, инструмент вполне эффективен.

Нельзя также не упомянуть IK Multimedia DJ Rig, визуально имитирующей "традиционную" диджейскую консоль прямо на дисплее, а также iMect DJ Player, разработку, которая совместима (через подключение Camera Connection Kit) с огромным количеством аппаратных диджейских устройств, включая виниловые проигрыватели и CD-консоли.

АППАРАТНЫЕ АКСЕССУАРЫ: ДИДЖЕЙСКИЕ УСТРОЙСТВА

Раз зашла речь о диджейском оборудовании, то здесь впереди планеты всей компания IK Multimedia, выпустившая специально для своего DJ Rig несколько разномастных контроллеров - iRig Pads (грув-контроллер), iRig MIX, мобильный диджейский микшер, а также совсем уж экзотичное устройств - iRing, пространственный моушн-контроллер для управления музыкальными приложениями. Как говорится, "вдруг мановением руки..."

iRig, впрочем, не единственная компания, работающая в этой сфере. Упомянутые уже Native Instruments выпустили аппаратный контроллер Traktor Kontrol Z1 (само название указывает, для чего именно), переходник Traktor DJ Cable и Traktor Audio - "самую маленькую в мире аудиокарту для диджеев".

Ion Audio выпускают миниатюрный (но весьма функциональный) контроллер для диджеев iDJ 2 Go.

Ну, а компания Algoriddim попросту договорилась с несколькими производителями диджейского оборудования - Numark, Pioneer DJ, Reloop, Casio - чтобы те выпустили специальные версии своих консолей, в которые iPad с установленными в него приложениями (в первую очередь, речь идёт, естественно, о собственной разработке Algoriddim djay для iPad) встраивается как "запчасть".

АППАРАТНЫЕ АКСЕССУАРЫ: MIDI и АУДИОИНТЕРФЕЙСЫ

Здесь снова придётся вернуться к iRig, поскольку эта компания буквально засыпала рынок всеми вообразимыми аксессуарами для iPad - это и MIDI-интерфейсы, и миниатюрные MIDI-клавиатуры, и переходники для прямого подключения электрогитары или баса, и микрофоны для прямого подключения к iPad. Среди последних разработок - iRig Mic HD - конденсаторный микрофон со встроенными аналого-цифровым преобразователем и предусилителем.

Компания Line 6 также поддалась общему безумию, выпустив как MIDI-интерфейсы Mobilizer и Mobilizer II для iPhone и iPad, соответственно, линейный интерфейс Mobile In, а затем разразилась совсем уж странным изделием - малогабаритным аудиоинтерфейсом Sonic Port, где в одном корпусе "упакованы" сразу два микрофона, стереовход, усиленный вход для гитары или баса, а также два моновхода и два моновыхода. Позиционируется это дело, понятно, как "студия на ходу".

С недавних пор на iOS благосклонно взирает и почтеный производитель внешних аудиоинтерфейсов для ПК Focusrite, выпускающий целые "студийные" комплекты под iPad - докстанции, внешние интерфейсы с предусилителями, микрофоны и наушники. Правда, к сожалению, интерфейс iTrack Solo лишён MIDI-входа, но есть надежда, что и это будет однажды исправлено.

Apple iPad сегодня уже стал вполне рабочим инструментом для музыкантов. Инструментом, чей потенциал, в общем и целом, пока не до конца реализован.

В Сети встречаются статьи о том, как использовать его для живых выступлений, что же касается студийного применения, то, судя по тому, как быстро это устройство "растёт, ширится и крепнет" в плане технических показателей, то рано или поздно мы увидим и вполне профессиональные студии, в центре которых будет не десктоп или ноутбук, а iPad. Он уже значительно превосходит по большинству, если не по всем, параметры тех компьютеров, которые лет пятнадцать назад использовались в профессиональной звукозаписи.


Звуки благодарят Академию re:Store за помощь в подготовке обзора.

24.10.2014, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: