Музыка швейцарцев The Dead Brothers идеально подходит для промозглой осенней погоды. "Дождь в Нижнем Тагиле. / Лучше лежать в могиле" – писал когда-то поэт Борис Рыжий. 14 сентября в Москве, в день концерта The Dead Brothers, погода была как в этой цитате.
Стиль, в котором играют "Мёртвые братья" определить непросто. "Funeral rock'n'roll orchestra" пишут музыканты на своей страничке в фейсбуке, "блюз-балаган, похоронное кантри" замечает пользователь на одном интернет-сайте. В итоге получается музыка, стилистически находящаяся где-то между The Tiger Lillies и Томом Уэйтсом (Tom Waits). Плюс ко всему сказывается панк-бэкграунд лидера группы Алена Крубаляна (Alain Croubalian) – в 80-е он играл в женевской панк-группе Maniacs. Отсюда обращение "братьев" к панк-наследию – их каверы на "Human Fly" (группа The Cramps;в версии "братьев" песня стала напоминать Уэйтса), "Bela Lugosi’s Dead" (группа Bauhaus; в версии "братьев" появилась виолончель а-ля Apocalyptica), "Teenage Kicks" (группа The Undertones; в версии "братьев" всё та же "апокалиптическая" виолончель), "Dull Day" (группа The Birthday Party; версия "братьев" ушла от пост-панковской нервозности к медленной меланхолии). "Dull Day" стоит отметить отдельно – как ловко в начало этой песни музыканты вставили отрывок из "Gnossienne No. 1" французского композитора и пианиста Эрика Сати (Erik Satie). А название первого альбома "братьев" "Dead Music for Dead People" – явная отсылка к компиляции всё тех же The Cramps "Bad Music for Bad People" (1984). Таким образом, получаем музыку, выросшую из панка.
На альбомах швейцарцев можно услышать внушительный набор инструментов: аккордеон, банджо, барабаны, виолончель, гитару, кларнет, мандолину, саксофон, скрипку, тромбон, трубу, тубу, фортепиано (и это ещё не всё). На сайте группы, на фотографиях с музыкантами, инструменты видны вот такие. А на концерте в "Китайском лётчике Джао Да" состав инструментов оказался следующим: банджо, варган, колёсная лира, мандолина, скрипка, туба, электрогитара. Музыкантов было четверо, включая Алена Крубаляна. Кто-то из зрителей кричал, требуя одноимённую песню: "Farmer Boy! Farmer Boy!" Но в оригинальной версии "Farmer Boy" звучит аккордеон, которого на концерте не было. Меж тем это весьма важный инструмент для музыки The Dead Brothers, вспомнить хотя бы одну из лучших песен группы "Closer To You", где аккордеону отводится заметное место. Впрочем, недостаток инструментов музыканты компенсировали душевностью. Крубалян ещё в самом начале концерта попросил публику придвинуться поближе к сцене. В "Джао Да" пространства возле сцены не много, сама сцена очень низкая, так что зрители оказались в непосредственной близости от музыкантов. Крубалян свёл дистанцию со зрителем к минимуму. В конце концерта музыканты и вовсе спустились со сцены и вместе со всеми инструментами пошли в сторону бара. Там, внутри толпы, они исполнили ещё несколько песен. На моей памяти такое случалось нечасто: гитарист мат-рокеров Plokk однажды спускался в зал с гитарой, саксофонист экспериментаторов The Legendary Pink Dots проходил с саксофоном сквозь толпу. Но первый спускался в зал, потому что перестал слышать игру коллег, а второй выходил просто покрасоваться и пройти по тёмному залу с фонариком, закреплённым на инструменте. The Dead Brothers же спускались со сцены для общения с публикой (они общались и играли одновременно).
Но вот идёт концерт. Крубалян то смотрит на публику безумным взглядом, то поёт в мегафон (старая фишка группы, встречающаяся уже на первом альбоме). Кто-то в толпе, слушая разнообразный и вполне бодрый материал группы, восклицает: "Разве это похоронный оркестр?" Что ж, видимо, этот человек не помнит или не знает похоронную "How Deep Is The Water?". Но вот звучит "Am I To Be The One" – одна из самых узнаваемых песен группы. В концертном варианте этой песни уменьшилось количество духовых, зато стало много скрипки, а голос Крубаляна приобрёл мяукающие интонации. "Things You Hide" прозвучала в минималистичной аранжировке: на альбоме в ней были духовые, банджо и аккордеон, на концерте – лишь варган и скрипка, на которой играли без смычка. Недостаток инструментов Крубалян компенсировал богатой мимикой. К тому же тубист, оставив свой инструмент, взял роль бэк-вокалиста и стал тоненько подпевать, издавая звуки, похожие на музыкальную пилу. Крубалян же эту песню не пел, а рассказывал, постоянно меняя интонацию (надо слышать, с какой интонацией он говорит про улыбку, похожую на могилу). Одной из самых заметных песен концерта стала также длинная история о мертвецах. В ней, растянутой на 8 минут, Крубалян вновь проявил себя хорошим рассказчиком, но это, опять же, надо видеть.
Закончился концерт возле бара (самое место для "братьев", записавших когда-то славную "Put The Bottle Back On The Table", подходящую для сельской попойки). Играя в толпе зрителей, музыканты превратились в настоящих уличных музыкантов. В какой-то момент они просто сменили инструменты на кружки с пивом и сами стали зрителями. Всё закончилось. Однако на сайте музыкантов есть надпись, обещающая продолжение банкета: "New album expected in 2014". Ждём.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)